Первая часть. Задания, оцениваемые в 1 балл
Дом Учителя Уральского федерального округа
IX Международная Олимпиада по основам наук
Второй этап «Высшая лига»
Научный руководитель проекта по физике: Скулкина Надежда Александровна,
доктор физико-математических наук, профессор кафедры общей и молекулярной физики
Уральского федерального университетаимени первого Президента России Б.Н.Ельцина;
Автор-составитель заданий: Фотеева Елена Анатольевна, учитель физики, высшая категория,
гимназия № 99, г. Екатеринбург, Уральский Федеральный округ;
Рецензент проекта по физике: Колчанова Светлана Геннадьевна,
кандидат физико-математических наук, доцент кафедры общей и молекулярной физики
Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н.Ельцина
Физика 11 класс
Проводится в честь Константина Сергеевича Новоселова,
лауреата Нобелевской премии 2010 года
Инструкция по выполнению олимпиадной работы
в электронно-тестирующем комплексе и на бумажном носителе.
На выполнение олимпиадной работы отводится 1 час 15 мин. Работа состоит из 4 частей и включает 25 заданий.
Часть 1 состоит из 5 заданий (1 – 5), оцениваемых в 1 балл. В данных заданиях необходимо выбрать один правильный ответ из нескольких предложенных.
Часть 2 состоит из 5 заданий (6 – 10), оцениваемых в 3 балла. В данных заданиях (6 – 10) необходимо выбрать три правильных ответа из нескольких предложенных.
Часть 3 состоит из 10 заданий (11-20), оцениваемых в 5 баллов, из которых: 5 заданий (11-15) – на установление соответствия и 5 заданий (16-20) – на последовательность. В заданиях 11–15 необходимо установить соответствие между содержанием первого и второго столбцов. В заданиях 16-20 – необходимо выбрать пять правильных ответов из нескольких предложенных.
Часть 4 состоит из 5 наиболее сложных заданий (21–25) открытого типа, оцениваемых в 6 баллов.
Баллы, полученные вами за выполненные задания, суммируются.
Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов. Внимательно прочитайте каждое задание и проанализируйте все варианты предложенных ответов. Постарайтесь выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. К пропущенному заданию вы сможете вернуться после выполнения всей работы, если останется время.
В случае выполнения заданий на бумажном носителе, заносите ответы в специальную таблицу ответов. В заданиях на соответствие ответы нужно вписывать таким образом, чтобы буква из второго столбца соответствовала цифре первого столбца. В заданиях на последовательность и хронологию ответ нужно записывать в виде правильной последовательности цифр (без пробелов и других символов). В заданиях открытого типа ответ записывается в таблицу ответов печатными буквами, начиная с первой клеточки. Каждую букву необходимо писать в отдельной клеточке. Рекомендации внесения ответов даются к каждому заданию открытого типа.
Таблица ответов
Фамилия | Имя | Отчество | Населенный пункт | Область/ край | Образовательное учреждение № | код ученика | |||||||||||||||||||
Задание | |||||||||||||||||||||||||
Задание | |||||||||||||||||||||||||
Задание | |||||||||||||||||||||||||
Задание | |||||||||||||||||||||||||
Задание | |||||||||||||||||||||||||
Задание | |||||||||||||||||||||||||
Задание | |||||||||||||||||||||||||
Задание | |||||||||||||||||||||||||
Задание | |||||||||||||||||||||||||
Задание | |||||||||||||||||||||||||
Задание | |||||||||||||||||||||||||
Задание | |||||||||||||||||||||||||
Задание | |||||||||||||||||||||||||
Задание | |||||||||||||||||||||||||
Задание | |||||||||||||||||||||||||
Задание | |||||||||||||||||||||||||
Задание | |||||||||||||||||||||||||
Задание | |||||||||||||||||||||||||
Задание | |||||||||||||||||||||||||
Задание | |||||||||||||||||||||||||
Задание | |||||||||||||||||||||||||
Первая часть. Задания, оцениваемые в 1 балл
В заданиях 1-5 выберите один правильный ответ из четырех предложенных и укажите его номер в таблице ответов.
1. Лодка должна попасть на противоположный берег по кратчайшему пути в системе отсчета, связанной с берегом. Скорость течения реки u, а скорость лодки относительно воды υ > u. Модуль скорости лодки относительно берега при этом равен
1) υ + u 2) υ – u 3) 4)
2.Самолет, выполняя фигуру высшего пилотажа, движется по окружности с постоянной по модулю скоростью.
1) равнодействующая всех сил, приложенных к самолету равна нулю
2) равнодействующая всех приложенных к самолету сил постоянна по направлению
3) равнодействующая всех приложенных к самолету сил постоянна по модулю
4) ускорение самолета равно нулю
3. Парашютист, летящий до раскрытия парашюта со скоростью 50 м/с, раскрывает парашют, и его скорость становится равной 5 м/с. Определите, какой была примерно максимальная сила натяжения строп при раскрытии парашюта? Масса парашютиста 80 кг, ускорение свободного падения 10 м/с2. Принять, что сила сопротивления Fсопр пропорциональна скорости υ.
1) 80 Н 2) 800 Н 3) 4000 Н 4) 8000 Н
4. Тепловая машина за цикл получает от нагревателя 50 Дж и совершает полезную работу 100 Дж. Чему равен КПД тепловой машины?
1) 200 %
2) 20 %
3) 50 %
4) такая машина невозможна
5. Каким будет сопротивление участка цепи, если ключ К замкнуть? Каждый из резисторов имеет сопротивление R
1) 2R
2) 0
3) 3R
4) R