Метапредметные результаты обучения. Учащийся должен уметь:

Учащийся должен уметь:

· определять, исходя из учебной задачи, необходимость непо­средственного или опосредованного наблюдения;

· самостоятельно формировать программу эксперимента.

Требования к уровню подготовки обучающихся:

Выпускник научится:

• описывать свойства твёрдых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки;

• характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;

• раскрывать смысл основных химических понятий «атом», «молекула», «химический элемент», «простое вещество», «сложное вещество», «валентность», используя знаковую систему химии;

• изображать состав простейших веществ с помощью химических формул и сущность химических реакций с помощью химических уравнений;

• вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ, а также массовую долю химического элемента в соединениях для оценки их практической значимости;

• сравнивать по составу оксиды, основания, кислоты, соли;

• классифицировать оксиды и основания по свойствам, кислоты и соли по составу;

• пользоваться лабораторным оборудованием и химической посудой;

• проводить несложные химические опыты и наблюдения за изменениями свойств веществ в процессе их превращений; соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;

• различать экспериментально кислоты и щёлочи, пользуясь индикаторами; осознавать необходимость соблюдения мер безопасности при обращении с кислотами и щелочами.

• раскрывать смысл периодического закона Д. И. Менделеева;

• описывать и характеризовать табличную форму периодической системы химических элементов;

• характеризовать состав атомных ядер и распределение числа электронов по электронным слоям атомов химических элементов малых периодов периодической системы, а также калия и кальция;

• различать виды химической связи: ионную, ковалентную полярную, ковалентную неполярную и металлическую;

• изображать электронно-ионные формулы веществ, образованных химическими связями разного вида;

• выявлять зависимость свойств веществ от строения их кристаллических решёток: ионных, атомных, молекулярных, металлических;

• характеризовать химические элементы и их соединения на основе положения элементов в периодической системе и особенностей строения их атомов;

• характеризовать научное и мировоззренческое значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева; • объяснять суть химических процессов и их принципиальное отличие от физических;

• называть признаки и условия протекания химических реакций;

• устанавливать принадлежность химической реакции к определённому типу по одному из классификационных признаков: 1) по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции (реакции соединения, разложения, замещения и обмена); 2) по выделению или поглощению теплоты (реакции экзотермические и эндотермические); 3) по изменению степеней окисления химических элементов (реакции окислительно-восстановительные); 4) по обратимости процесса (реакции обратимые и необратимые);

• составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей, солей; полные и сокращённые ионные уравнения реакций обмена; уравнения окислительно-восстановительных реакций;

• прогнозировать продукты химических реакций по формулам/названиям исходных веществ; определять исходные вещества по формулам/названиям продуктов реакции;

• составлять уравнения реакций, соответствующих последовательности («цепочке») превращений неорганических веществ различных классов;

• выявлять в процессе эксперимента признаки, свидетельствующие о протекании химической реакции;

• приготовлять растворы с определённой массовой долей растворённого вещества;

• определять характер среды водных растворов кислот и щелочей по изменению окраски индикаторов;

• проводить качественные реакции, подтверждающие наличие в водных растворах веществ отдельных ионов

• определять принадлежность неорганических веществ к одному из изученных классов/групп: металлы и неметаллы, оксиды, основания, кислоты, соли;

• составлять формулы веществ по их названиям;

• определять валентность и степень окисления элементов в веществах;

• составлять формулы неорганических соединений по валентностям и степеням окисления элементов, а также зарядам ионов, указанным в таблице растворимости кислот, оснований и солей;

• объяснять закономерности изменения физических и химических свойств простых веществ (металлов и неметаллов) и их высших оксидов, образованных элементами второго и третьего периодов;

• называть общие химические свойства, характерные для групп оксидов: кислотных, оснóвных;

• называть общие химические свойства, характерные для каждого из классов неорганических веществ: кислот, оснований, солей;

• приводить примеры реакций, подтверждающих химические свойства неорганических веществ: оксидов, кислот, оснований и солей;

• определять вещество-окислитель и вещество-восстановитель в окислительно-восстановительных реакциях;

• составлять окислительно-восстановительный баланс (для изученных реакций) по предложенным схемам реакций;

• проводить лабораторные опыты, подтверждающие химические свойства основных классов неорганических веществ;

Выпускник получит возможность научиться:

• грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни;

• осознавать необходимость соблюдения правил экологически безопасного поведения в окружающей природной среде;

• понимать смысл и необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.;

• использовать приобретённые ключевые компетентности при выполнении исследовательских проектов по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ;

• развивать коммуникативную компетентность, используя средства устной и письменной коммуникации при работе с текстами учебника и дополнительной литературой, справочными таблицами, проявлять готовность к уважению иной точки зрения при обсуждении результатов выполненной работы;

• объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах, критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе, касающейся использования различных веществ.

• осознавать значение теоретических знаний для практической деятельности человека;

• описывать изученные объекты как системы, применяя логику системного анализа;

• применять знания о закономерностях периодической системы химических элементов для объяснения и предвидения свойств конкретных веществ;

• развивать информационную компетентность посредством углубления знаний об истории становления химической науки, её основных понятий, периодического закона как одного из важнейших законов природы, а также о современных достижениях науки и техники.

• составлять молекулярные и полные ионные уравнения по сокращённым ионным уравнениям;

• приводить примеры реакций, подтверждающих существование взаимосвязи между основными классами неорганических веществ;

• прогнозировать результаты воздействия различных факторов на изменение скорости химической реакции;

• прогнозировать результаты воздействия различных факторов на смещение химического равновесия.

• прогнозировать химические свойства веществ на основе их состава и строения;

• прогнозировать способность вещества проявлять окислительные или восстановительные свойства с учётом степеней окисления элементов, входящих в его состав;

• выявлять существование генетической взаимосвязи между веществами в ряду: простое вещество — оксид — гидроксид — соль;

• организовывать, проводить ученические проекты по исследованию свойств веществ, имеющих важное практическое значение.

Тематическое планирование по химии в 9 классе,

(2 часа в неделю, всего 68 часов, из них 2 часа - резервное время)

УМК О.С.Габриеляна.

№ п/п Наименование темы Всего часов Из них Дата
Практические работы Контрольные работы
1. Повторение основных вопросов курса 8 класса.      
2. Тема 1. Металлы №1. Осуществление цепочки химических превращений. № 2. По­лучение и свой­ства соединений металлов. № 3. Экспериментальные задачи по распознаванию и получению веществ. № 1  
3. Тема 2. Неметаллы № 4. Эксперимен­тальные задачи по теме: «Под­группа кисло­рода». № 5. Эксперимен­тальные задачи по теме: «Под­группы азота и углерода». № 6. По­лучение, соби­рание и распо­знавание газов. № 2  
4. Тема 3. Органические соединения      
5. Обобщение знаний по химии за курс основной школы   Итоговый тест  
6. Резерв      
Итого  

Календарно-тематическое планирование по химии, 9 класс

(2 часа в неделю, всего 68 часов резерв учебного времени – 2 часа),

УМК О.С.Габриеляна

№№ п/п Сроки изучения Тема урока Эксперимент: Д. – демонстрационный Л. – лабораторный Домашнее задание
план Факт\примечание
Повторение основных вопросов курса 8 класса (6 часов)
1-2,3 1.09 3.09 8.09   Инструктаж по ТБ.Характеристика элемента на основании е его положению в пе­риодической системе Д.И.Менделеева.   Д. Получение и изучение ха­рактерных свойств основ­ного и кислотного оксидов, оснований и ки­слот на при­мерах MgO и SO2, Mg(OH)2 и H2SO4. П. 1, № 1-3
10.09   Периодический закон и перио­дическая сис­тема химических элементов Д.И.Менделеева в свете учения о строении атома.   П. 3, № 1-3
15.09   Свойства оксидов и оснований в свете теории электролитической диссоциации и процессов окисления и восстановления   П. 35-43 (8 кл.)
  Тест 1. « Основные вопросы химии»    
Тема 1. Металлы (18 часов)
1 (7) 17.09   Положение ме­таллов в ПСХЭ. Л. Образцы различных ме­таллов. П. 4, №1-3
2 (8) 22.09   Химические свойства метал­лов как восстановителей. Д.Взаимодействие метал­лов с неметаллами. Л.Взаимодействие метал­лов с растворами кислот и солей. П.8 № 1,3
(9) 24.09   Коррозия металлов и способы борьбы с ней. Д.Образцы сплавов. П. 7, № 1-3  
  29.09   Сплавы, их свойства и значение    
(10) 1.10   Способы получения металлов П. 9, № 1-5
(11) 6.10   Общая характеристика щелочных металлов. Д. Образцы щелочных ме­таллов. Взаимодействие натрия, лития с водой; на­трия с кислородом. Л.Ознакомление с образ­цами природных соедине­ний натрия. П. 11 (до соединений), № 1-2
(12) 8.10   Важнейшие соединения щелочных металлов П. 11, № 3
(13) 13.10   Общая характеристика элементов главной подгруппы 2 группы Д. Образцы щелочнозе­мельных металлов. Взаи­модействие кальция с во­дой; магния с кислородом. П. 12, (до соединений), № 1,6
(14) 15.10   Важнейшие соединения щелочноземельных металлов Л. Ознакомление с образ­цами природных соедине­ний кальция. П. 12, (до солей), № 5,8
9-10 (15-16) 20.10 22.10   Алюминий   Соединения алюминия Д.Получение гидроксида алюминия и его взаимо­действие с растворами ки­слот и щелочей. Л.Ознакомление с образ­цами природных соедине­ний алюминия. П. 13, № 3,4,7
(17) 27.10   Железо Д. Получение гидроксидов железа (II) и (III). Л. Ознакомление с образ­цами природных соедине­ний железа. П. 14, 13, № 4,5
(18) 29.10   Генетические ряды железа 2+ и железа 3+ П. 14, № 2а
(19)   Практическая работа №1. Осуществление цепочки химических превращений. Практическая работа №1. Повтор. П. 4-14
(20) 12.11   Практическая работа № 2. По­лучение и свой­ства соединений металлов. Практическая работа №2.  
(21) 17.11   Практическая работа №3. Решениеэкспериментальных задач на распознавание и получению веществ. Практическая работа №3.  
(23) 19.11   Обобщение, материала по теме «Металлы». Решение задач и упражнений Повтор. П. 4-14
(24) 24.11   Контрольная ра­бота № 1 по теме «Металлы». Контрольная ра­бота № 1  
Тема 2. Неметаллы (25 часов)
(25) 26.11   Общая характе­ристика неме­таллов. Д.Коллекция образцов не­металлов в различных аг­регатных состояниях. П. 15, № 1-5
(26) 1.12   Физические свойства неметалов   П. 17, № 2-4
  3.12   Водород.    
(27) 8.12   Общая характе­ристика галоге­нов. Д. Образцы галогенов – простых веществ. П. 18
(28) 10.12   Основные соединения га­логенов. Д. Получение хлороводо­рода и его растворение в воде. Образцы природных соединений хлора. Л. Качественная реакция на хлорид-ион. П. 19,20, №1-6
(29) 15.12   Общая характеристика кислорода. Д. Горение серы и железа в кислороде. Получение ки­слорода разложением пер­манганата калия и перок­сида водорода, собирание и распознавание кислорода. П. 21, №1, 2
(30) 17.12   Сера. Д. Взаимодействие серы с металлами и кислородом. Образцы природных со­единений серы. П. 22, № 2,3,6
(31) 22.12   Оксиды серы Д. Получение оксида серы (IV), его взаимодействие с водой и со щёлочью. Д. Образцы важнейших для народного хозяйства сульфатов. Разбавление концентрированной серной кислоты. Свойства разбав­ленной серной кислоты. Л. Качественная реакция на сульфат-ион.   П. 23, № 1,2,5    
  24.12   Правила ТБ при работе в химическом кабинете.Сероводородная, сернистая, серная кислоты  
(32) 29.12   Практическая работа № 4. Решение экспериментальных задач по теме: «Подгруппа кислорода». Практическая работа № 2. П. 25, 29
(33) 19.01   Азот . Оксиды азота(II) и(IV) П. 24, № 1-4
(34) 21.01   Аммиак , строение , свойства, получение и применение. Д. Получение, собирание и распознавание аммиака. Растворение аммиака в воде и взаимодействие ам­миака с хлороводородом. П. 25, № 1-5
(35) 26.01   Соли аммония, и их свойства и применение. Л. Распознавание солей аммония. П. 26, № 1-5
(36) 28.01   Азотная кислота и её свойства и применение. Д. Взаимодействие кон­центрированной азотной кислоты с медью. П. 27, № 1-3
(37) 2.02   Нитраты и нитриты. Д. Образцы важнейших для народного хозяйства нитратов. П. 27, № 6,7
(38) 4.02   Фосфор. Д. Образцы природных со­единений фосфора. Полу­чение белого фосфора из красного. П. 28 (до кислотных соединений фосфора), № 1-3
(39) 9.02   Основные соединения фосфора Д. Образцы важнейших для народного хозяйства фосфатов. П. 28, № 4-7
(40) 11.02   Углерод, его фи­зические и хи­мические свой­ства. Д. Образцы природных со­единений углерода. П. 29, № 1-6
(41) 16.02   Оксиды угле­рода. Сравнение физических и химических свойств Л. Получение углекислого газа и его распознавание. П. 29 (до угольной кислоты), № 1-3
(42) 18.02   Угольная ки­слота и её соли. Д. Образцы важнейших для народного хозяйства карбонатов. Л. Качественная реакция на карбонат-ион. П. 30, № 6-8
(43) 25.02   Кремний и его соединения. Д. Образцы природных со­единений кремния. Об­разцы стекла, керамики, цемента. П. 31, № 1-4
(44) 02.03   Силикатная промышленность Л. Ознакомление с при­родными силикатами. Л. Ознакомление с продукцией силикатной промышленности. П. 31, № 5,6
(45) 04.03   Решение расчетных задач   Повт. П.17-31
(46) 9.04   Практическая работа № 3. Эксперимен­тальные задач по теме: «Подгруппы азота и углерода» Практическая работа № 3. Повт. П.17-31
(47) 11.03   Практическая работа № 4. «По­лучение, соби­рание и распо­знавание газов». Практическая работа № 4.  
(48) 16.03   Обобщение и систематизация знаний по теме «Неметаллы».   Повт. П.17-31
(49) 18.03   Контрольная ра­бота № 2 по теме «Неметаллы» Контрольная ра­бота № 2  
Тема 3. Органические соединения (10 часов)
(50) 23.03   Предмет орга­нической химии. Строение атома углерода Д. Модели молекул орга­нических соединений. П. 32. № 1-3
(51) 6.04   Предельные уг­леводороды –ме­тан, этан. Д. Горение углеводородов и обнаружение продуктов их горения. Л. Изготовление моделей молекул метана и этана. П. 33, № 1-3
(52) 8.04   Непредельные углеводороды - этилен. Полимеры Д. Взаимодействие этилена с бромной водой и раство­ром перманганата калия. Д.Образцы различных из­делий из полиэтилена. П. 34 П. 42, № 3,4
(53) 13.04   Понятие о предельных одноатомных спиртах. глицерин Д. Образцы этанола и гли­церин. Качественная реак­ция на многоатомные спирты. Л. Свойства глицерина. П. 35, № 2,3
(54) 15.04   Понятие об альдегидах   П. 35,
(55) 20.04 Одноосновные предельные карбоновые ки­слоты на примере уксусной кислоты. Д. Взаимодействие уксус­ной кислоты с металлами, оксидами металлов, осно­ваниями и солями. П. 36, № 2,3
(56) 22.04 Реакции этерификации и понятие о сложных эфирах. Жиры П. 36, № 1,3 П. 37, № 1,2
(57) 27.04 Понятие об аминокислотах и белках. Реакции поликонденсации   П. 38, № 2,3
(58) 29.04 Понятие об углеводах   П. 39, № 2,3
(59) 4.05   Обобщение знаний по органической химии. Повт. П.32-42
Обобщение знаний по химии за курс основной школы (8 часов)
(60) 6.05   Периодический закон и перио­дическая сис­тема химических элементов Д.И.Менделеева в свете учения о строении атома.    
(61) 11.05 Строение ве­ществ. Типы химических связей Д. Кристаллические ре­шётки алмаза и графита.  
3-4 (62-63) 13.05 15.05   Классификация химических ре­акций.    
5-6 (64-65) 18.05 20.05   Классификация веществ.    
(66) 25.05   Обобщение и систематизация знаний    
(67) 27.05   Итоговый тест    
(68)   28.05   Анализ итогового теста    

Наши рекомендации