Метапредметные результаты обучения. Учащийся должен уметь:
Учащийся должен уметь:
· определять, исходя из учебной задачи, необходимость непосредственного или опосредованного наблюдения;
· самостоятельно формировать программу эксперимента.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
Выпускник научится:
• описывать свойства твёрдых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки;
• характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;
• раскрывать смысл основных химических понятий «атом», «молекула», «химический элемент», «простое вещество», «сложное вещество», «валентность», используя знаковую систему химии;
• изображать состав простейших веществ с помощью химических формул и сущность химических реакций с помощью химических уравнений;
• вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ, а также массовую долю химического элемента в соединениях для оценки их практической значимости;
• сравнивать по составу оксиды, основания, кислоты, соли;
• классифицировать оксиды и основания по свойствам, кислоты и соли по составу;
• пользоваться лабораторным оборудованием и химической посудой;
• проводить несложные химические опыты и наблюдения за изменениями свойств веществ в процессе их превращений; соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
• различать экспериментально кислоты и щёлочи, пользуясь индикаторами; осознавать необходимость соблюдения мер безопасности при обращении с кислотами и щелочами.
• раскрывать смысл периодического закона Д. И. Менделеева;
• описывать и характеризовать табличную форму периодической системы химических элементов;
• характеризовать состав атомных ядер и распределение числа электронов по электронным слоям атомов химических элементов малых периодов периодической системы, а также калия и кальция;
• различать виды химической связи: ионную, ковалентную полярную, ковалентную неполярную и металлическую;
• изображать электронно-ионные формулы веществ, образованных химическими связями разного вида;
• выявлять зависимость свойств веществ от строения их кристаллических решёток: ионных, атомных, молекулярных, металлических;
• характеризовать химические элементы и их соединения на основе положения элементов в периодической системе и особенностей строения их атомов;
• характеризовать научное и мировоззренческое значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева; • объяснять суть химических процессов и их принципиальное отличие от физических;
• называть признаки и условия протекания химических реакций;
• устанавливать принадлежность химической реакции к определённому типу по одному из классификационных признаков: 1) по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции (реакции соединения, разложения, замещения и обмена); 2) по выделению или поглощению теплоты (реакции экзотермические и эндотермические); 3) по изменению степеней окисления химических элементов (реакции окислительно-восстановительные); 4) по обратимости процесса (реакции обратимые и необратимые);
• составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей, солей; полные и сокращённые ионные уравнения реакций обмена; уравнения окислительно-восстановительных реакций;
• прогнозировать продукты химических реакций по формулам/названиям исходных веществ; определять исходные вещества по формулам/названиям продуктов реакции;
• составлять уравнения реакций, соответствующих последовательности («цепочке») превращений неорганических веществ различных классов;
• выявлять в процессе эксперимента признаки, свидетельствующие о протекании химической реакции;
• приготовлять растворы с определённой массовой долей растворённого вещества;
• определять характер среды водных растворов кислот и щелочей по изменению окраски индикаторов;
• проводить качественные реакции, подтверждающие наличие в водных растворах веществ отдельных ионов
• определять принадлежность неорганических веществ к одному из изученных классов/групп: металлы и неметаллы, оксиды, основания, кислоты, соли;
• составлять формулы веществ по их названиям;
• определять валентность и степень окисления элементов в веществах;
• составлять формулы неорганических соединений по валентностям и степеням окисления элементов, а также зарядам ионов, указанным в таблице растворимости кислот, оснований и солей;
• объяснять закономерности изменения физических и химических свойств простых веществ (металлов и неметаллов) и их высших оксидов, образованных элементами второго и третьего периодов;
• называть общие химические свойства, характерные для групп оксидов: кислотных, оснóвных;
• называть общие химические свойства, характерные для каждого из классов неорганических веществ: кислот, оснований, солей;
• приводить примеры реакций, подтверждающих химические свойства неорганических веществ: оксидов, кислот, оснований и солей;
• определять вещество-окислитель и вещество-восстановитель в окислительно-восстановительных реакциях;
• составлять окислительно-восстановительный баланс (для изученных реакций) по предложенным схемам реакций;
• проводить лабораторные опыты, подтверждающие химические свойства основных классов неорганических веществ;
Выпускник получит возможность научиться:
• грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни;
• осознавать необходимость соблюдения правил экологически безопасного поведения в окружающей природной среде;
• понимать смысл и необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.;
• использовать приобретённые ключевые компетентности при выполнении исследовательских проектов по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ;
• развивать коммуникативную компетентность, используя средства устной и письменной коммуникации при работе с текстами учебника и дополнительной литературой, справочными таблицами, проявлять готовность к уважению иной точки зрения при обсуждении результатов выполненной работы;
• объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах, критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе, касающейся использования различных веществ.
• осознавать значение теоретических знаний для практической деятельности человека;
• описывать изученные объекты как системы, применяя логику системного анализа;
• применять знания о закономерностях периодической системы химических элементов для объяснения и предвидения свойств конкретных веществ;
• развивать информационную компетентность посредством углубления знаний об истории становления химической науки, её основных понятий, периодического закона как одного из важнейших законов природы, а также о современных достижениях науки и техники.
• составлять молекулярные и полные ионные уравнения по сокращённым ионным уравнениям;
• приводить примеры реакций, подтверждающих существование взаимосвязи между основными классами неорганических веществ;
• прогнозировать результаты воздействия различных факторов на изменение скорости химической реакции;
• прогнозировать результаты воздействия различных факторов на смещение химического равновесия.
• прогнозировать химические свойства веществ на основе их состава и строения;
• прогнозировать способность вещества проявлять окислительные или восстановительные свойства с учётом степеней окисления элементов, входящих в его состав;
• выявлять существование генетической взаимосвязи между веществами в ряду: простое вещество — оксид — гидроксид — соль;
• организовывать, проводить ученические проекты по исследованию свойств веществ, имеющих важное практическое значение.
Тематическое планирование по химии в 9 классе,
(2 часа в неделю, всего 68 часов, из них 2 часа - резервное время)
УМК О.С.Габриеляна.
№ п/п | Наименование темы | Всего часов | Из них | Дата | |
Практические работы | Контрольные работы | ||||
1. | Повторение основных вопросов курса 8 класса. | ||||
2. | Тема 1. Металлы | №1. Осуществление цепочки химических превращений. № 2. Получение и свойства соединений металлов. № 3. Экспериментальные задачи по распознаванию и получению веществ. | № 1 | ||
3. | Тема 2. Неметаллы | № 4. Экспериментальные задачи по теме: «Подгруппа кислорода». № 5. Экспериментальные задачи по теме: «Подгруппы азота и углерода». № 6. Получение, собирание и распознавание газов. | № 2 | ||
4. | Тема 3. Органические соединения | ||||
5. | Обобщение знаний по химии за курс основной школы | Итоговый тест | |||
6. | Резерв | ||||
Итого |
Календарно-тематическое планирование по химии, 9 класс
(2 часа в неделю, всего 68 часов резерв учебного времени – 2 часа),
УМК О.С.Габриеляна
№№ п/п | Сроки изучения | Тема урока | Эксперимент: Д. – демонстрационный Л. – лабораторный | Домашнее задание | |
план | Факт\примечание | ||||
Повторение основных вопросов курса 8 класса (6 часов) | |||||
1-2,3 | 1.09 3.09 8.09 | Инструктаж по ТБ.Характеристика элемента на основании е его положению в периодической системе Д.И.Менделеева. | Д. Получение и изучение характерных свойств основного и кислотного оксидов, оснований и кислот на примерах MgO и SO2, Mg(OH)2 и H2SO4. | П. 1, № 1-3 | |
10.09 | Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева в свете учения о строении атома. | П. 3, № 1-3 | |||
15.09 | Свойства оксидов и оснований в свете теории электролитической диссоциации и процессов окисления и восстановления | П. 35-43 (8 кл.) | |||
Тест 1. « Основные вопросы химии» | |||||
Тема 1. Металлы (18 часов) | |||||
1 (7) | 17.09 | Положение металлов в ПСХЭ. | Л. Образцы различных металлов. | П. 4, №1-3 | |
2 (8) | 22.09 | Химические свойства металлов как восстановителей. | Д.Взаимодействие металлов с неметаллами. Л.Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей. | П.8 № 1,3 | |
(9) | 24.09 | Коррозия металлов и способы борьбы с ней. | Д.Образцы сплавов. | П. 7, № 1-3 | |
29.09 | Сплавы, их свойства и значение | ||||
(10) | 1.10 | Способы получения металлов | П. 9, № 1-5 | ||
(11) | 6.10 | Общая характеристика щелочных металлов. | Д. Образцы щелочных металлов. Взаимодействие натрия, лития с водой; натрия с кислородом. Л.Ознакомление с образцами природных соединений натрия. | П. 11 (до соединений), № 1-2 | |
(12) | 8.10 | Важнейшие соединения щелочных металлов | П. 11, № 3 | ||
(13) | 13.10 | Общая характеристика элементов главной подгруппы 2 группы | Д. Образцы щелочноземельных металлов. Взаимодействие кальция с водой; магния с кислородом. | П. 12, (до соединений), № 1,6 | |
(14) | 15.10 | Важнейшие соединения щелочноземельных металлов | Л. Ознакомление с образцами природных соединений кальция. | П. 12, (до солей), № 5,8 | |
9-10 (15-16) | 20.10 22.10 | Алюминий Соединения алюминия | Д.Получение гидроксида алюминия и его взаимодействие с растворами кислот и щелочей. Л.Ознакомление с образцами природных соединений алюминия. | П. 13, № 3,4,7 | |
(17) | 27.10 | Железо | Д. Получение гидроксидов железа (II) и (III). Л. Ознакомление с образцами природных соединений железа. | П. 14, 13, № 4,5 | |
(18) | 29.10 | Генетические ряды железа 2+ и железа 3+ | П. 14, № 2а | ||
(19) | Практическая работа №1. Осуществление цепочки химических превращений. | Практическая работа №1. | Повтор. П. 4-14 | ||
(20) | 12.11 | Практическая работа № 2. Получение и свойства соединений металлов. | Практическая работа №2. | ||
(21) | 17.11 | Практическая работа №3. Решениеэкспериментальных задач на распознавание и получению веществ. | Практическая работа №3. | ||
(23) | 19.11 | Обобщение, материала по теме «Металлы». | Решение задач и упражнений | Повтор. П. 4-14 | |
(24) | 24.11 | Контрольная работа № 1 по теме «Металлы». | Контрольная работа № 1 | ||
Тема 2. Неметаллы (25 часов) | |||||
(25) | 26.11 | Общая характеристика неметаллов. | Д.Коллекция образцов неметаллов в различных агрегатных состояниях. | П. 15, № 1-5 | |
(26) | 1.12 | Физические свойства неметалов | П. 17, № 2-4 | ||
3.12 | Водород. | ||||
(27) | 8.12 | Общая характеристика галогенов. | Д. Образцы галогенов – простых веществ. | П. 18 | |
(28) | 10.12 | Основные соединения галогенов. | Д. Получение хлороводорода и его растворение в воде. Образцы природных соединений хлора. Л. Качественная реакция на хлорид-ион. | П. 19,20, №1-6 | |
(29) | 15.12 | Общая характеристика кислорода. | Д. Горение серы и железа в кислороде. Получение кислорода разложением перманганата калия и пероксида водорода, собирание и распознавание кислорода. | П. 21, №1, 2 | |
(30) | 17.12 | Сера. | Д. Взаимодействие серы с металлами и кислородом. Образцы природных соединений серы. | П. 22, № 2,3,6 | |
(31) | 22.12 | Оксиды серы | Д. Получение оксида серы (IV), его взаимодействие с водой и со щёлочью. Д. Образцы важнейших для народного хозяйства сульфатов. Разбавление концентрированной серной кислоты. Свойства разбавленной серной кислоты. Л. Качественная реакция на сульфат-ион. | П. 23, № 1,2,5 | |
24.12 | Правила ТБ при работе в химическом кабинете.Сероводородная, сернистая, серная кислоты | ||||
(32) | 29.12 | Практическая работа № 4. Решение экспериментальных задач по теме: «Подгруппа кислорода». | Практическая работа № 2. | П. 25, 29 | |
(33) | 19.01 | Азот . Оксиды азота(II) и(IV) | П. 24, № 1-4 | ||
(34) | 21.01 | Аммиак , строение , свойства, получение и применение. | Д. Получение, собирание и распознавание аммиака. Растворение аммиака в воде и взаимодействие аммиака с хлороводородом. | П. 25, № 1-5 | |
(35) | 26.01 | Соли аммония, и их свойства и применение. | Л. Распознавание солей аммония. | П. 26, № 1-5 | |
(36) | 28.01 | Азотная кислота и её свойства и применение. | Д. Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью. | П. 27, № 1-3 | |
(37) | 2.02 | Нитраты и нитриты. | Д. Образцы важнейших для народного хозяйства нитратов. | П. 27, № 6,7 | |
(38) | 4.02 | Фосфор. | Д. Образцы природных соединений фосфора. Получение белого фосфора из красного. | П. 28 (до кислотных соединений фосфора), № 1-3 | |
(39) | 9.02 | Основные соединения фосфора | Д. Образцы важнейших для народного хозяйства фосфатов. | П. 28, № 4-7 | |
(40) | 11.02 | Углерод, его физические и химические свойства. | Д. Образцы природных соединений углерода. | П. 29, № 1-6 | |
(41) | 16.02 | Оксиды углерода. Сравнение физических и химических свойств | Л. Получение углекислого газа и его распознавание. | П. 29 (до угольной кислоты), № 1-3 | |
(42) | 18.02 | Угольная кислота и её соли. | Д. Образцы важнейших для народного хозяйства карбонатов. Л. Качественная реакция на карбонат-ион. | П. 30, № 6-8 | |
(43) | 25.02 | Кремний и его соединения. | Д. Образцы природных соединений кремния. Образцы стекла, керамики, цемента. | П. 31, № 1-4 | |
(44) | 02.03 | Силикатная промышленность | Л. Ознакомление с природными силикатами. Л. Ознакомление с продукцией силикатной промышленности. | П. 31, № 5,6 | |
(45) | 04.03 | Решение расчетных задач | Повт. П.17-31 | ||
(46) | 9.04 | Практическая работа № 3. Экспериментальные задач по теме: «Подгруппы азота и углерода» | Практическая работа № 3. | Повт. П.17-31 | |
(47) | 11.03 | Практическая работа № 4. «Получение, собирание и распознавание газов». | Практическая работа № 4. | ||
(48) | 16.03 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Неметаллы». | Повт. П.17-31 | ||
(49) | 18.03 | Контрольная работа № 2 по теме «Неметаллы» | Контрольная работа № 2 | ||
Тема 3. Органические соединения (10 часов) | |||||
(50) | 23.03 | Предмет органической химии. Строение атома углерода | Д. Модели молекул органических соединений. | П. 32. № 1-3 | |
(51) | 6.04 | Предельные углеводороды –метан, этан. | Д. Горение углеводородов и обнаружение продуктов их горения. Л. Изготовление моделей молекул метана и этана. | П. 33, № 1-3 | |
(52) | 8.04 | Непредельные углеводороды - этилен. Полимеры | Д. Взаимодействие этилена с бромной водой и раствором перманганата калия. Д.Образцы различных изделий из полиэтилена. | П. 34 П. 42, № 3,4 | |
(53) | 13.04 | Понятие о предельных одноатомных спиртах. глицерин | Д. Образцы этанола и глицерин. Качественная реакция на многоатомные спирты. Л. Свойства глицерина. | П. 35, № 2,3 | |
(54) | 15.04 | Понятие об альдегидах | П. 35, | ||
(55) | 20.04 | Одноосновные предельные карбоновые кислоты на примере уксусной кислоты. | Д. Взаимодействие уксусной кислоты с металлами, оксидами металлов, основаниями и солями. | П. 36, № 2,3 | |
(56) | 22.04 | Реакции этерификации и понятие о сложных эфирах. Жиры | П. 36, № 1,3 П. 37, № 1,2 | ||
(57) | 27.04 | Понятие об аминокислотах и белках. Реакции поликонденсации | П. 38, № 2,3 | ||
(58) | 29.04 | Понятие об углеводах | П. 39, № 2,3 | ||
(59) | 4.05 | Обобщение знаний по органической химии. | Повт. П.32-42 | ||
Обобщение знаний по химии за курс основной школы (8 часов) | |||||
(60) | 6.05 | Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева в свете учения о строении атома. | |||
(61) | 11.05 | Строение веществ. Типы химических связей | Д. Кристаллические решётки алмаза и графита. | ||
3-4 (62-63) | 13.05 15.05 | Классификация химических реакций. | |||
5-6 (64-65) | 18.05 20.05 | Классификация веществ. | |||
(66) | 25.05 | Обобщение и систематизация знаний | |||
(67) | 27.05 | Итоговый тест | |||
(68) | 28.05 | Анализ итогового теста |