Задания для СРС во внеучебное время
Цели занятия.
3.1. Общая цель:изучение темы направлено на формирование компетенций ПК – 2 и ПК – 3 по ФГОС специальности 060201 Стоматология.
Конкретные цели и задачи.
После изучения темы студент должен:
«знать» - основное ограничение термодинамики, основные задачи кинетики. Факторы, влияющие на скорость; законы и правила их описывающие. Понятие молекулярности, порядка реакции, периода полупревращения. Кинетические уравнения 0, I, II порядков. Ферменты, особенности их каталитической активности, механизм действия. Уравнение Михаэлиса – Ментен. Активация и ингибирование ферментов;
«уметь» -решать типовые и ситуационные задачи, используя закон действующих масс, уравнение Аррениуса, правило Вант – Гоффа, кинетические уравнения 0, I, II порядков. Ориентироваться в справочных данных. Обсчитывать данные эксперимента, на основании чего делать выводы о порядке реакции и энергии активации;
«владеть» -навыками экспериментального определения скорости и константы скорости реакции: строго соблюдать условия эксперимента (температура, время), пользоваться физическим и химическим оборудованием, проводить операции количественного отбора проб и их титрования. Навыками безопасной работы в химической лаборатории.
Вопросы изученные на предшествующих дисциплинах и необходимые для усвоения темы.
1. Скорость реакции, её математическое выражение и особенности.
2. Факторы, влияющие на скорость.
3. Закон действующих масс и его математическое выражение.
4. Правило Вант–Гоффа и его математическое выражение. Представление об энергии активации.
5. Понятие о катализаторах и механизме их действия.
Знания получены при изучении курса химии общеобразовательных учебных заведений.
Задания для самостоятельной подготовки к лабораторному занятию.
5.1. Перечень контрольных вопросов для самоконтроля знаний.
1. Основные задачи кинетики. Понятие скорости.
2. Факторы, влияющие на скорость,:
¾ природа реагирующих веществ,
¾ концентрация; закон действующих масс и его математическое выражение,
¾ температура; понятие температурного коэффициента скорости реакции и энергии активации. Правило Вант – Гоффа, уравнение Аррениуса.
3. Молекулярность, порядок реакции и порядок по веществу. Методы определения порядка реакции.
4. Кинетические уравнения 0, I, II порядков. Период полупревращения и его связь с константой скорости реакции.
5. Ферменты, механизм их действия, отличительные особенности. Уравнение Михаэлиса – Ментен и его анализ.
6. Активация и ингибирование ферментов.
Задания для СРС во внеучебное время.
Опираясь на теоретические положения, решить задачи:
Задача № 1
Температурный коэффициент скорости реакции составляет 2,5. При увеличении температуры с 400С до 600С скорость реакции возрастет в
а) 5,0 раз
б) 6,25 раза
в) 11,25 раза
Задача №2
Исходная концентрация диэтилового эфира составляет 0,6 моль/л; константа скорости 0, 05с-. При уменьшении концентрации до 0,2 моль/л скорость реакции уменьшилась в
а) 3·10-2раза
б) 3 раза
в) 1·10-2раза
Задача № 3
Исходная концентрация активных единиц лекарственного препарата составляет 5·105ммоль/л. Через 960 часов концентрация снизилась до
2·105ммоль/л. Для данной реакции определить:
1) константу скорости (час-)
а) 9,55 ·10-4
б) 9,55
в) 9,55 ·10-2
2) порядок реакции
а) 1
б) 0
в) 2
3) период полупревращения
а) 72,6
б) 7,26
в) 726
Задача № 4
Константа скорости реакции кислотного гидролиза бензокаина равна
1,4·10-4с-. Для данной реакции определить:
1) порядок реакции
а) 0
б) 2
в) 1
2) период полупревращения
а) 4,95 ·103
б) 49,5
в) 4,95 ·102
3) время гидролиза 80% бензокаина
а) 1,15 ·10-2
б) 1,15 ·104
в) 1,15 ·103
Задача № 5
Константа скорости биохимического процесса при 200С равна 0,055 мин-, при 400С – 0,165 мин-. Энергия активации этого процесса равна
а) 41,5 кДж/моль
б) 4,2 кДж/моль
в) 41,5 Дж/моль
5.3. Задания для самоконтроля подготовки к лабораторному занятию
Вариант теста № 1
На скорость любого процесса оказывает влияние природа реагирующих веществ. Показателем, отражающим это влияние, является:
а) общий порядок реакции
б) константа диссоциации вещества
в) концентрация
Вариант теста № 2
Значение константы скорости реакции при увеличении концентрации реагирующих веществ:
а) увеличится
б) уменьшится
в) не изменится
Вариант теста № 3
Реакция гидролиза новокаина в организме человека протекает как реакция Ӏ порядка. Это означает, что:
а) скорость гидролиза прямо пропорциональна концентрации новокаина
б) скорость гидролиза не зависит от концентрации новокаина
в) скорость гидролиза прямо пропорциональна квадрату концентрации новокаина.
Вариант теста № 4
При обратимом (конкурентном) ингибировании субстрат и ингибитор конкурируют за один и тот же активный центр фермента. Устранить его можно:
а) увеличив концентрацию ингибитора
б) увеличив концентрацию субстрата
в) увеличив концентрацию фермента.
Вариант теста № 5
Единицы измерения константы скорости реакции л/моль·с. Порядок реакции:
а) первый
б) второй
в) нулевой.
5.4. Задания для самоконтроля подготовки к отчету по модулю.
Тестирование во внеучебное время с использованием технологии внешних средств оценки знаний (проект НИИ мониторинга качества образования г. Йошкар-Ола «Интернет – тренажеры в сфере образования»). Для прохождения тестирования необходимо получить у преподавателя логин и пароль.
Темы:
1. термодинамика;
2. кинетика;
3. химическое равновесие;
4. свойства растворов;
5. электрохимия, коррозия;
6. электрохимия, электролиз.