Наука как отрасль культуры. Термин «культура» (от лат
Термин «культура» (от лат. cultura – возделывание, воспитание, развитие, почитание) вошел в обиходевропейской социальной мысли во второй половине XVIII в. Первоначально понятие «культура» подразумевало целенаправленное воздействие человека на природу, а также воспитание и обучение самого человека. Современная трактовка понятия «культура» отражает как общее отличие человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни, так и качественное своеобразие конкретных исторических форм этой жизнедеятельности.
► Культура – специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.
Содержание понятия «культура» и его структура находятся в постоянном развитии и зависят от конкретной исторической эпохи, общественно-экономической формации, национальных особенностей. Культуру подразделяют на материальную и духовную. Материальная культура охватывает всю сферу материальной деятельности и ее результаты – орудия труда, жилище, одежду и т. д. Духовная культура включает в себя сферу сознания, духовного производства – нравственность, воспитание, этику, эстетику, религию, искусство, науку.
Науку как составляющую общечеловеческой культуры от других отраслей культуры отличает целый рядпризнаков. В отличие от техники целью науки является познание мира, а не использование полученных знаний о мире для его преобразования. От искусства наука отличается рациональностью. От философии науку отличает то, что ее выводы требуют эмпирической проверки. В отличие от идеологии научные истины общезначимы и не зависят от интересов определенных слоев общества. От религии наука отличается тем, что опирается не на веру, а на чувственную реальность. Наука решает частные проблемы и дает относительные ответы на частные вопросы, которые подтверждаются опытом. При этом в науке никогда не имеется достаточных оснований для уверенности в том, что достигнута истина.
Как сфера человеческой деятельности наука имеет специфические черты.
Универсалъностъ – сообщает знания, истинные для тех условий, при которых они получены.
Обезличенностъ – конечные результаты научного познания не зависят от национальности ученого, от места его проживания или индивидуальных особенностей.
Систематичностъ – наука имеет определенную взаимосвязанную структуру, а не является бессвязным набором частей.
Фрагментарностъ – наука делится на отдельные дисциплины, поскольку изучает не бытие в целом, а различные фрагменты реальности и ее параметры.
Общезначимостъ – научные знания могут быть использованы всеми людьми. Наука оперирует единым языком терминов и понятий.
Незавершенностъ – процесс научного познания бесконечен, так как научное знание не может достичь абсолютной истины.
Преемственностъ – новые знания определенным образом соотносятся со старыми знаниями.
Критичностъ – всякое знание относительно, любые результаты могут быть поставлены подсомнение и пересмотрены.
Достоверностъ – любые научные выводы основаны на результатах, прошедших разностороннюю проверку.
Внеморалъностъ – научные истины нейтральны в морально-этическом плане. Нравственные оценки могут относиться либо к деятельности по получению знания, либо к деятельности по его использованию.
Рационалъностъ – разработка теорий, выходящих за рамки эмпирического уровня, на основе законов логики.
Чувственность – научные результаты признаются достоверными только после того, как они эмпирически проверены с использованием чувственного восприятия.
Кроме того, для науки характерны свои методы исследований, использование приборов и оборудования, особый язык.
Таким образом, специфика науки как отрасли культуры заключается в следующем:
♦ наука познает реальность посредством изучения отдельных ее частей;
♦ результаты науки требуют эмпирической проверки.