Сурья Видья учит, как, не блуждая по бесчисленным мирам, прийти к целостности, вместив абсолютную истину несколькими гранями сознания, уничтожив само понятие граней
Полное погружение в абсолютное сознание может произойти только в том случае, если сознание субъекта стало неделимым, то есть оно осуществило трансмутацию своей духовной природы и обрело полноту и целостность. Такое сознание не имеет граней, но являет собой абсолютную и непререкаемую истину. Именно потому погружение в нирвану происходит постепенно, что практически ни одна душа, входящая в неё, не имеет требуемой целостности. В ней ещё присутствуют несовершенные и непостигнутые грани, преображать которые ей предстоит уже в дальнейшем, в области сверхчеловеческой.
Благословенны люди, способные завершить этот процесс будучи в физическом теле!
Эволюция сознания может продолжаться бесконечно, ибо само сознание даже в мирах нирваны способно делиться, вновь обретая множественность граней, если душа сошла с узкого Золотого Пути и ступила на круговые орбиты относительно совершенных миров.
Золотой Путь — это 1008 вех на пути души от своего первого Божественного прозрения к окончательному освобождению. Основы Сурья Видьи и первое Солнечное Посвящение дают возможность постижения 108 ступеней Небесной Лестницы, восхождение на высоты которой открывает новые горизонты видения.
Святые, имеющие всевозможные ранги, располагаются по этим ступеням, являющимся условной градацией миров, или срезов материи. Эта условная делимость является необходимой на начальных этапах для объяснения тех понятий, которые не могут быть переданы словами.
Следует отметить, что полное открытие сахасрары знаменует восхождение по всем 1008 ступеням и обретение целостности, неделимости сознания. У людей, получающих просветление, сахасрара открывает 108 лепестков, благодаря чему душа оказывается на первой ступени Божественного пути.
В условиях Кали Юги открытие 1008 лепестков сахасрары не представляется возможным, но тем величественнее подвиг душ, сумевших открыть 1000 (из 1008) лепестков лотоса всеведения и при этом сохранить физическое тело!
После прохождения 108 ступеней душа завершает Солнечный Путь и вступает в следующий цикл развития, уходя за пределы своего Солнца и преодолевая притяжение центра-фокуса, образованного лучами многих Солнц. Иными словами, душа постепенно погашает кармические задолженности перед всеми мирами, образующими тот духовный центр, благодаря энергии которого она получила первое Солнечное Посвящение.
В космосе, в беспредельной проявленности, нет и крупицы энергии, которой бы душа воспользовалась и за которую она потом бы не заплатила. Для того чтобы не платить задолженности, следует ежесекундно частью своего сознания присутствовать в каждом действии, осуществляя взаимообмен энергиями. Нет ничего в этом мире, в чём бы не присутствовала космическая энергия, поэтому с чем бы душа ни соприкасалась, она должна учиться воспринимать эти объекты как проявление Божественного сознания.
Помимо чакрального дыхания и кундалини-пранаямы это техническое действие является следующим необходимым шагом, без которого Солнечное Посвящение невозможно.
В жизни обычного человека этому способствует ощущение себя частицей творения, постоянно исполняющей Божественную волю. Когда человеку указывается на сознательные мысли и чувства, то это имеет целью воспитание в нём таких качеств, как неотделимость от жизни, присутствие и сознательное участие в ней.
Ни суровый аскетизм, ни созерцание и погружение в свою Божественную сущность не дадут тех результатов, которые душа может получить в обычной жизни, умело сочетая в ней различные методы постижения Божественной реальности. Человек сильно напуган всевозможными предписаниями, на том или ином пути запрещающими ему либо есть определённую пищу, либо вести семейную жизнь, либо уделять слишком много внимания так называемому внешнему образу жизни. Человеческая душа заключается в темницу запретов, в которой ей предлагают увидеть Свет Высшего Разума, проявляющийся только в том случае, если душа согласится от многого отказаться. В определённом смысле это имеет положительные результаты и душа постигает природу Божественного Света, однако она лишается многих необходимых ей качеств, и в первую очередь самостоятельности и устремлённости, ибо запреты, предписанные как необходимость, превращаются в страхи, которые в дальнейшем чрезвычайно сложно трансмутировать.
Божественное творчество настолько разнообразно, что душа, стремящаяся увидеть это проявление разумной силы во всём, должна осознать и собственную свободу, благодаря которой через любое действие она может реализовать связь с творческой созидательной силой.
Пока душа ищет, приближаясь к Богу через экзотерические доктрины, её убеждают соблюдать определённые нормы, которые сами по себе не являются необходимыми, но нужны на данном этапе для того, чтобы душа очистилась от грубых элементов и узнала о существовании эзотерической доктрины. Когда душа узнаёт эзотерическую доктрину и желает ступить на этот путь познания, ей опять говорят о запретах и необходимости соблюсти ещё более суровые правила. Это нужно для того, чтобы начать очищение сознания и подготовить душу для постижения в самом общем виде космических законов. Когда душа продвигается по любому из выбранных ею путей, она постепенно начинает осознавать себя частью единого космоса, поражаясь множеству существующих путей, ведущих к одной цели. Этот первый конфликт между собственным, личным опытом и правилами, предписываемыми Путём, приводит одних к слепому фанатизму, а других — к осознаванию единой реальности. В этом случае душа либо остаётся на Пути, внешне соблюдая правила, но внутренне следуя новым, более широким взглядам, либо порывает с избранным Путём и ищет нечто иное, соответствующее её новому мировоззрению.
Но как бы душа ни развивалась, она обязательно придёт к необходимости свободы, проникая в глубинную природу которой она постигает Бога во всём. В этом случае она понимает, что запреты являлись препятствием, но одновременно и закономерными ограничителями, следуя которым и преодолевая которые, душа обретала власть над собой. Таким образом душа демонстрировала свою возрастающую силу. На более высоких ступенях эта сила вновь становится препятствием, превратившись в страхи, мешающие идти дальше, ибо запреты на те или иные действия стали незримыми покровами, тонкой вибрацией, отделяющей душу от свободного творчества Создателя.
Человек, духовно развившийся и ориентирующийся в своей жизни на высшую реальность, пытается смотреть на себя глазами этой реальности. Он не осознаёт того, что он ещё в большей степени человек, сознание которого находится во власти всех предписаний, когда-то в любых прошлых жизнях ему указанных. Он боится совершить неправильное действие, допустить неправильную мысль, съесть что-то не то или растратить священную энергию, уверенный в том, что тем самым отделит себя от Творца.
Отделить себя от Божественной реальности можно только мыслью об отделении. На этом этапе человек смотрит на себя глазами человека, думая, что смотрит глазами Бога. Он сам проводит черту, считая, что на одной стороне существует Божественная свобода, а на другой стороне — правила, ограничивающие эту свободу.
Следующим важнейшим шагом, ведущим к Солнечному Посвящению, будет осознавание абсолютной свободы Божественного творчества. В нём отсутствуют страхи и любые запреты, ибо Божественное творчество основывается на совершенных космических законах. Продвигаясь вглубь, душа должна трансмутировать все свои страхи, отдав удерживаемую сознанием энергию на свободное космическое творчество. Без этого действия душа не освободится от кармы человечества и останется под гнётом законов, необходимых для начальных шагов по пути духовного развития.
Жизнь в любом её проявлении есть реализация Божественного Плана, поэтому принятие этого постулата будет способствовать уничтожению двойственности сознания и освобождению его от догм и установок человеческого восприятия.
В какой-то момент душа должна будет решить для себя вопрос, какими законами она будет руководствоваться в дальнейшем — Божественными или человеческими. Пытаясь следовать тем и другим вместе, она не сможет получить искомой свободы, ибо часто одни законы противоречат другим. Также ничего не получится из попыток примирить эти законы, находя те звенья, которые должны были бы создать "единую" цепь. Человеческая душа должна выбрать либо человеческое, либо Божественное. Если она выбирает Божественное, она открывает для себя и возможности так называемого примирения, ибо оно осуществляется не на внешнем плане, а в душе, в глубинах сознания. Душа постигает тот факт, что обычная человеческая жизнь со всеми правилами и запретами есть такой же Божественный путь, как и многие другие. Она может не следовать этим путём, но она обязана признать факт и законное право существования этого пути как одного из Божественных проявлений.