III. Изложение нового материала

ЛЕКЦИИ № 20

ТЕМА: 2.3.1. « D - ЭЛЕМЕНТЫ I ГРУППЫ.

СОЕДИНЕНИЯ МЕДИ И СЕРЕБРА

Тема: 2.3.2. «D-элементы. Побочная подгруппа II группы. Соединения цинка и ртути»

МОТИВАЦИЯ.

Медь является одним из незаменимых микроэлементов с очень широким спектром действия на организм.

Одной из важнейших функций является участие в процессе кроветворения.

Серебро- микроэлемент растительных и животных организмов. В организме человека содержится приблизительно 7,3 м/моль серебра.

Препараты серебра нашли широкое применение в медицинской практике (колларгол, протаргол, ляпис и т.д.)

Знания данной темы необходимы для изучения химических и специальных дисциплин.

Цинк в организме концентрируется главным образом в мышцах, печения, поджелудочной железе.

Руть обнаруживается в печени и почках как примесный микроэлемент.

Цинк входит в состав более 40 металлоферментов, которые катализируют гидролиз пептидов, белков, некоторых эфиров и альдегидов.

Цинк входит в состав гормона инсулина, который влияет на содержание сахара в крови.

В медицине нашли применение соединения ртути HgCl2 и соединения цинка ZnSO4 и др.

Знания данной темы необходимы для изучения химических и специальных дисциплин.

ЦЕЛИ:

1. В ходе лекции студенты должны получить представления о нахождении в природе, биологической роли, получении и свойствах меди и серебра,цинка , ртути и их соединений.

2. Обеспечить в ходе занятия усвоение следующих знаний: - характеристики элементов II, I групп побочных подгрупп по положению в ПСХЭ им. Д.И. Менделеева;

- физических и химических свойств меди , серебра,цинка,ртути.

- строение соединений меди , серебра,цинка,ртути, в том числе лекарственных.

ВПС:

Темы: «Классы неорганических соединений»,

«Строение атома»,

«ПСХЭ им. Д.И. Менделеева»,

«Химические реакции (ОВР)»,

«Комплексные соединения»,

«Теория электролитической диссоциации».

«Р-элементы. Галогены. Халькогены»

МПС:

А.х.: т. «Качественные реакции на катионы II,IV аналитической группы»

т. «Качественные реакции на катионы II аналитической группы»

т. «Качественные реакции на катионы VI аналитической группы»

т. «Комплексонометрия»

т. «Кислотно-основное титрование».

Ф.х.: т. «Лекарственные средства II и I групп ПСХЭ Д.И. Менделеева»

Ф. тех: т. « Жидкие лек. формы». «Приготовление коллоидных растворов»

«Особые случаи приготовления растворов»

«Приготовление простых жидких лек. форм»

т. «Приготовление глазных мазей»,

т. «Приготовление суспензионных мазей»,

т. «Приготовление глазных капель»

Ф-логия: т. «Антисептические и дезинфицирующие средства»,

Биология: т. «Химический состав клетки: неорганические вещества».

Экология: т. «Определение загрязнения атмосферного воздуха»

«Исследование воздуха на ртуть, свинец, серосодержащие соединения».

Анатомия: т.т. «Обмен веществ и энергии»

ВОПРОСЫ ДЛЯ АКТУАЛИЗАЦИИ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ.

1. Какие элементы образуют побочную подгруппу I группы?

2. Почему медь и серебро относятся к D - элементам?

3.Сколько электронов у меди и серебра на внешнем энергетическом уровне?

4.Как можно охарактеризовать активность металлов: серебра и меди, исходя из их положения в ряду напряжений?

5. Какая валентность характерна для элементов серебра и меди?

6. Какие кислоты - окислители Вы знаете?

7. Какую валентность проявляют элементы цинк и ртуть?

8.Какого характера оксиды образуют цинк и ртуть?

9.Что такое амфотерность?

10.Как доказать амфотерные свойства окиси цинка?

11.В чем особенность получения амфотерных гидроксидов?

12.Каким образом можно доказать, что HgO – основной оксид?

13.Какие соединения называют комплексными?

14.Как получить комплексные соединения из группы аммиакатов и иодидов?

15.Какое координационное число характерно для цинка и ртути (2+)?

ПЛАН ЛЕКЦИИ.

1. Распространение в природе меди и серебра (самостоятельно).

2. Биологическая роль меди и серебра (самостоятельно)

3. Физические и химические свойства меди и серебра (знать)

4. Свойства соединений меди. Качественная реакция на катион меди (знать)

5. Свойства соединений серебра. Качественная реакция на катион серебра (знать)

6. Применение соединений серебра и меди в медицине (самостоятельно))

III. Изложение нового материала

( приложение 1)

IV. Подведение итогов

ВОПРОСЫ ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ УРОВНЯ ПЕРВИЧНОГО ЗАПОМИНАНИЯ.

( приложение № 3)

1. Могут ли элементы меди и серебра встречаться в природе в свободном виде?

2. К каким металлам (активным или неактивным) относится медь и серебро?

3. Какие оксиды соответствуют этим элементам?

4. С какими веществами реагирует гидроксид меди (II) ?

5. Назовите реактив на катион меди (II). Укажите эффект этой реакции.

6. Какими свойствами обладает сульфат меди (II)?

7. Почему серебро относят к благородным металлам?

8. Почему при взаимодействии нитрата серебра с гидроксидом натрия образуется оксид, а не гидроксид серебра?

9. Перечислите реактивы на катион серебра и укажите эффект реакции.

V. Задание на дом

А. Вопросы для самостоятельного конспектирования:

1. Биологическая роль, применение в медицине и народном хозяйстве соединений меди и серебра

Б. Э.Т. Оганесян, А.З. Книжник «Неорганическая химия» стр. 365-373.

В. Конспект лекции

ПЛАН ЛЕКЦИИ.

1. Распространение в природе меди и серебра

2. Биологическая роль меди и серебра

3. Физические и химические свойства меди и серебра

4. Свойства соединений меди. Качественная реакция на катион меди

5. Свойства соединений серебра. Качественная реакция на катион серебра.

6. Применение соединений серебра и меди в медицине .

Наши рекомендации