Клинико-диагностическое значение работы

Исследование желудочного сока проводят для выяснения функционального состояния желудка. При острых воспалительных процессах (острая язва, острый гастрит) наблюдается повышение содержания соляной кислоты (гиперхлоргидрия), а при переходе их в хроническую форму гиперхлоргидрия сменяется гипохлоргидрией. Атрофия, возникающая при злокачественном перерождении тканей, сопровождается ахлоргидрией (отсутствием соляной кислоты) и даже ахилией (полное отсутствие секреции). Наблюдая изменение секреции соляной кислоты можно уточнять диагноз и давать прогноз течения болезни. Лактат появляется в желудочном соке в результате молочнокислого брожения, которое возникает при снижении кислотности (развитие микрофлоры).

7. Контрольные вопросы по теме занятия (см. задание к занятию).

8. Литература для подготовки (см. задание к занятию).

9. Обсуждено на заседании кафедры 18. 04. 2011 г.

10. Учебное задание подготовлено асс. Голомолзиным Б.В.

ГОУ ВПО «Уральская государственная медицинская академия

Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»

кафедра биохимии

Утверждаю

Зав. каф. проф., д.м.н.

Мещанинов В.Н.

_____‘’_____________2011 г

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ № 19

(для студентов)

Факультеты: лечебно-профилактический, медико-профилактический, педиатрический

Курс: 2

1. Тема занятия: Общие пути обмена аминокислот. Биосинтез мочевины.

2. Учебная цель занятия: Изучить общие пути превращения и распада аминокислот в тканях, пути образования, использования и обезвреживания аммиака, причины токсичности аммиака.

3. Задачи занятия:

  1. Ознакомиться с биохимическими механизмами взаимопревращений аминокислот и кетокислот, превращений аминокислот в биогенные амины, роль витамина В6 в этих реакциях.
  2. Изучить пути использования безазотистого остатка аминокислот: глюконеогенез, кетогенез, включение в ЦТК.
  3. Ознакомиться с путями образования, использования и обезвреживания аммиака. Изучить биохимические причины, метаболические последствия гипераммониемии.
  4. В лабораторной работе определить содержание мочевины в трех пробах сыворотки крови. Оценить диагностическое значение результатов.

4. Продолжительность занятия: 3 акад. часа.

5. Задание студентам:

1. В трех пробах сыворотки крови определить содержание мочевины. Объяснить полученные результаты.

6. Методические указания к выполнению самостоятельной работы на занятии.

Работа № 1. Определение мочевины в сыворотки крови.

Принцип метода: Мочевина образует с диацетилмонооксином в кислой среде в присутствии тиосемикарбазида и солей железа окрашенные вещества, интенсивность окраски которых пропорциональна содержанию мочевины в растворе.

Ход работы: В четырех пробирках готовят 4 раствора:

  Сыворотка №1 Сыворотка №2 Сыворотка №3 Стандартный раствор мочевины Рабочий раствор
Проба №1 Проба №2 Проба №3 Стандарт 0,1 мл - - - - 0,1 мл - - - - 0,1 мл - - - - 0,1 мл 4 мл 4 мл 4 мл 4 мл

Примечание: стандартный и рабочий раствор готовят лаборанты.

Содержимое пробирок перемешивают, закрывают пробирки фольгой и выдерживают на кипящей водяной бане 10 мин. При этом развивается розовая окраска. Затем пробирки охлаждают и замеряют оптическую плотность растворов на ФЭКе (зеленый светофильтр, измерение относительно воды).

Расчет: Сх = 16,67•Дх/Дст мМоль/л,

Где Сх – концентрация мочевины в пробе,

16,67 мМоль/л – концентрация стандартного раствора мочевины,

Дх и Дст – оптические плотности соответственно пробы и стандарта.

Рекомендации по оформлению результатов работы и написанию выводов

Результаты работы оформить в виде таблицы:

Определение мочевины в сыворотке крови

Образец Концентрация мочевины, мМоль/л Выводы
Норма Сыворотка № 1 Сыворотка № 2 Сыворотка № 3 3,3-6,6 -

Наши рекомендации