Клинико-диагностическое значение работы
Исследование желудочного сока проводят для выяснения функционального состояния желудка. При острых воспалительных процессах (острая язва, острый гастрит) наблюдается повышение содержания соляной кислоты (гиперхлоргидрия), а при переходе их в хроническую форму гиперхлоргидрия сменяется гипохлоргидрией. Атрофия, возникающая при злокачественном перерождении тканей, сопровождается ахлоргидрией (отсутствием соляной кислоты) и даже ахилией (полное отсутствие секреции). Наблюдая изменение секреции соляной кислоты можно уточнять диагноз и давать прогноз течения болезни. Лактат появляется в желудочном соке в результате молочнокислого брожения, которое возникает при снижении кислотности (развитие микрофлоры).
7. Контрольные вопросы по теме занятия (см. задание к занятию).
8. Литература для подготовки (см. задание к занятию).
9. Обсуждено на заседании кафедры 18. 04. 2011 г.
10. Учебное задание подготовлено асс. Голомолзиным Б.В.
ГОУ ВПО «Уральская государственная медицинская академия
Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»
кафедра биохимии
Утверждаю
Зав. каф. проф., д.м.н.
Мещанинов В.Н.
_____‘’_____________2011 г
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ № 19
(для студентов)
Факультеты: лечебно-профилактический, медико-профилактический, педиатрический
Курс: 2
1. Тема занятия: Общие пути обмена аминокислот. Биосинтез мочевины.
2. Учебная цель занятия: Изучить общие пути превращения и распада аминокислот в тканях, пути образования, использования и обезвреживания аммиака, причины токсичности аммиака.
3. Задачи занятия:
- Ознакомиться с биохимическими механизмами взаимопревращений аминокислот и кетокислот, превращений аминокислот в биогенные амины, роль витамина В6 в этих реакциях.
- Изучить пути использования безазотистого остатка аминокислот: глюконеогенез, кетогенез, включение в ЦТК.
- Ознакомиться с путями образования, использования и обезвреживания аммиака. Изучить биохимические причины, метаболические последствия гипераммониемии.
- В лабораторной работе определить содержание мочевины в трех пробах сыворотки крови. Оценить диагностическое значение результатов.
4. Продолжительность занятия: 3 акад. часа.
5. Задание студентам:
1. В трех пробах сыворотки крови определить содержание мочевины. Объяснить полученные результаты.
6. Методические указания к выполнению самостоятельной работы на занятии.
Работа № 1. Определение мочевины в сыворотки крови.
Принцип метода: Мочевина образует с диацетилмонооксином в кислой среде в присутствии тиосемикарбазида и солей железа окрашенные вещества, интенсивность окраски которых пропорциональна содержанию мочевины в растворе.
Ход работы: В четырех пробирках готовят 4 раствора:
Сыворотка №1 | Сыворотка №2 | Сыворотка №3 | Стандартный раствор мочевины | Рабочий раствор | |
Проба №1 Проба №2 Проба №3 Стандарт | 0,1 мл - - - | - 0,1 мл - - | - - 0,1 мл - | - - - 0,1 мл | 4 мл 4 мл 4 мл 4 мл |
Примечание: стандартный и рабочий раствор готовят лаборанты.
Содержимое пробирок перемешивают, закрывают пробирки фольгой и выдерживают на кипящей водяной бане 10 мин. При этом развивается розовая окраска. Затем пробирки охлаждают и замеряют оптическую плотность растворов на ФЭКе (зеленый светофильтр, измерение относительно воды).
Расчет: Сх = 16,67•Дх/Дст мМоль/л,
Где Сх – концентрация мочевины в пробе,
16,67 мМоль/л – концентрация стандартного раствора мочевины,
Дх и Дст – оптические плотности соответственно пробы и стандарта.
Рекомендации по оформлению результатов работы и написанию выводов
Результаты работы оформить в виде таблицы:
Определение мочевины в сыворотке крови
Образец | Концентрация мочевины, мМоль/л | Выводы |
Норма Сыворотка № 1 Сыворотка № 2 Сыворотка № 3 | 3,3-6,6 | - |