Диагностика неисправностей батарей. Обслуживание батарей
В процессе эксплуатации батареи необходимо выполнять минимум процедур обслуживания:
♦ очищать клеммы от загрязнений и продуктов коррозии с применением горячей воды;
♦ смазывать клеммы специальной смазкой или техническим вазелином (но не обычным);
♦ содержать верх батареи чистым и сухим;
♦ если батарея открытого (негерметичного) типа, элементы должны быть наполнены дистиллированной водой на 3 мм выше уровня пластин;
♦ батарея должен быть надежно закреплена в рабочем наложении.
Неисправности батареи
Любое электрическое устройство может пострадать от двух главных неисправностей: разрыв цепи или короткого замыкания. Батарей не исключение, но она может также пострадать от других причин — пониженного зарядного тока или снижения емкости. Часто причина проблемы кроется в другом узле автомобиля - например, о системе зарядки. В табл. 5.3 приведен список всех наиболее частых проблем, встречающихся при применении свинцово-кислотных батарей, вместе с типичными причинами.
Восстановление современных батарей невозможно. Решение большинства из внесенных к список проблем означает замену батареи. В случае сульфотации иногда можно вернуть батарею к жизни посредством продолжительной зарядки низким током. Рекомендуемое значение восстановительного тока - одна сороковая емкости а А/ч или около i/200 тока холодного пуска о течение приблизительно 50 ч.
Таблица 5.3. Общие проблемы свинцово-кислотных батарей и их вероятные причины
Признак или неисправность | Вероятные причины |
Низким уровень зарядки | Неисправность системы зарядки. Нежелательной утечка в батарее. Разбавленный электролит. Неправильный выбор батареи |
Малая емкость | Низкий уровень заряда. Клеммы изъедены коррозией. Примеси в электролите. Сульфотация пластин. Старой батареи - активное вещество осыпалось с пластин |
Чрезмерное газообразование | Перезарядка |
Повышенной температура | Батарея помещено выхлопного трубопровода |
Короткое замыкание в Элементе | Поврежденные пластины и изоляторы. Выпадение активного материала в осадок. |
Цепь элемента разомкнута | Сломаны соединяющие полосы элементов. Чрезмерной сульфотация. Очень слабый электролит |
Срок службы меньше ожидаемого | Чрезмерная температура. Загрязненный электролит. Перезарядка. |
Испытание батарей
Чтобы проверить степень зарядки негерметичной батареи, можно использовать ареометр, как показано на рис. 5.6. Ареометр содержит шприц, которым вытягивают электролит из банки элемента, и поплавок, которым плавает в электролите на глубине,
определяемой его плотностью. Плотность, то есть относительный удельным все электролита, считываемая с градуированной шкалы ареометра при полностью заряженном элементе, должна иметь
значение 1.280. Значение 1.200 соответствует наполовину заряженной батарее и 1,13D — полностью разряженной (показания отсчитываются в г/ ).
Большинство транспортных среди и теперь оснащено необслуживаемыми батареями, и для определения состояния батареи ареометр не пригоден. Состояние необслуживаемой батареи можно определить только по ее напряжению, как показано
в табл. 5.4. Для этого теста требуется точный вольтметр.
Таблица 5.4. Степень зарядки батареи
Напряжение батареи при 20 °С, В | Состояние заряда |
12.0 | Разряжена (20% или менее) |
12.3 | Заряжено на половину (50%) |
12.7 | Заряжено полностью (100%) |
Сильноточный тестер разряда (нагрузочная вилка) (heavy-duly — HD), - инструмент, состоящий из резистора низкого сопротивления и вольтметра, связанного с парой измерительных щупов (рис. 5.7). Измерительные щупы сильно прижимаются
к клеммам аккумулятора. Вольтметр показывает напряжение батареи на большом разрядном токе, его величина составляет 200-300 А.
Пригодная к эксплуатации полностью заряженная батарея должна дать значение примерно 10 В в течение 10 с. Резкое падение напряжения, более чем на 3 В относительно номинального, указывает на ее непригодность к эксплуатации. Примечательно
также, что если любой элемент батареи выделяет газ, это указывает на короткое замыкание. Ноль или чрезвычайно низкое показание могут указывать на обрыв в элементе. Используя HD-тестер
(нагрузочную вилку), необходимо соблюдать следующие меры предосторожности:
♦ аккуратно постучать по верхней крышке батареи, чтобы удалить взрывоопасные газы;
♦ прижать измерительные щупы и правильной полярности к свинцовым клеммам, чтобы минимизировать возможность искрения,
♦ ни в коем случае не использовать тестер в то время, когда батарея находится под зарядкой.
Безопасность
При работе с батареями должны соблюдаться следующие меры безопасности:
♦ хорошая вентиляции;
♦ защитная одежда на персонале;
♦ легкодоступный источник волы (предпочтительно проточной);
♦ наличие аптечки скорой помощь. включая примочки для глаз;
♦ никакого курения или открытого огня.