Конечные результаты обучения. Контактная информация
Контактная информация
Место нахождения кафедры – пл. Аль-Фараби-1, гл. учебный корпус, ІV – этаж.(407, 411, 413, 411а ауд) т.408222 (132)
Занятия по биологической химии проводятся: в лабораторных аудиториях КДЛ ЮКГФА, которые оснащены специализированными лабораторными приборами и оборудованием, приборно-компьютерными системами. Практические занятия проводятся в учебных комнатах кафедры.
9 Политика дисциплины:
Требования к студентам:
1) в период нахождения на территории кафедры выполнять дисциплинарные требования, указанные при входе на кафедру;
2) обязательное посещение лекций и практических, лабораторных занятий согласно расписанию;
3) не опаздывать на занятия;
4) на занятиях быть в спец. одежде (халаты, колпаки);
5) не пропускать занятия, в случая болезни предоставлять справку;
6) пропущенные занятия отрабатывать в определенное преподавателем время;
7) активно участвовать в учебном процессе;
8) соблюдать правила внутреннего распорядка академии и этику поведения;
9) своевременно и четко выполнять домашние задания и СРС по графику СРС;
10) в случае невыполнения заданий и непосещений лекции итоговая оценка
снижается;
11) быть терпимым, открытым и доброжелательным к сокурсникам и
преподавателям;
12) бережно относиться к имуществу кафедры;
13) студентам, активно участвовавших в научном кружке кафедры и
занявших призовые места, по решению кафедры к итоговому баллу будет
добавлено 5 баллов
14) в связи с пропуском лекционных занятий по неуважительной причине, за
каждый пропуск отнимается по 0,66%
15) За каждое пропущенное по неуважительной причине занятие СРС с общего допуска – рейтинга вычитается 1,33 балла.
Программа
Введение
Основное содержание курса биологической химии для студентов фармацевтического факультета составляет изучение на молекулярном уровне биохимических процессов, лежащих в основе функционирования живых организмов, особенностей метаболизма и его регуляций в органах и тканях человека; а также биохимических принципов диагностики заболеваний и ферментативных превращений лекарств.
Современная биохимия является фундаментальной медико-биологической наукой, позволяющей в последующей профессиональной деятельности фармацевта понимать молекулярные процессы жизнедеятельности человека для характеристики нормы и патологии, действия лекарств, ядов и принципов фармакотерапии.
Программа содержит разделы статической, динамической и функциональной биохимии, а также предусматривает вопросы специализации для студентов, обучающихся по специальности «Фармация» - (клиническая и фармацевтическая биохимия).
2. Цель дисциплины:
· сформировать системные знания у студентов целостного представленияо молекулярных механизмах и регуляции основных метаболических процессов, особенностях их протекания в органах и тканях человека;
· научить применять полученные знания в последующей деятельности фармацевта.
3. Задачи обучения:
· сформировать представление о роли биологической химии в подготовке фармацевта;
· дать представления о химическом строении, свойствах и биологических функциях белков, углеводов, липидов и других биологически активных соединений в живых организмах
· сформировать представление о биохимических закономерностях трансформации энергии, обмена веществ и регуляции метаболических процессов;
· дать представление об особенностях молекулярной организации и метаболизма важнейших органов и тканей организма;
· дать представление о современных основных биохимических подходах к решению научных, клинических вопросов метаболизма лекарств и диагностики заболеваний.
Конечные результаты обучения
Дублинские дискрипторы | Компетенции специальности, разработанные в ЮКГФА | Результаты обучения дисциплины | Результат обучения по концепции (ГОСО) | |
A | Демонстрировать знания и понимание в изучаемой области, включая элементы наиболее передовых знаний в этой области | Компетенция в области естественных и специальных наук | Демонстрирует знания предмета и задач биологической химии | Р1 |
Владеет методами проведения биохимических анализов | Р2 | |||
Описывает молекулярные механизмы протекания и регуляции метаболических процессов | Р1 | |||
Излагает биохимические основы сбалансированного питания | Р1 | |||
Называет механизмы возникновения молекулярных болезней, принципы их диагностики | Р1 | |||
Владеет знаниями о путях метаболизма питательных веществ | Р1 | |||
Формулирует основные положения биоэнергетики | Р1 | |||
Обладает знаниями о метаболизме лекарственных препаратов и путях их обезвреживания в организме | Р11 | |||
Компетенция предпринимательства | Демонстрирует способность к участию в освоении современных экспериментальных методов проведения основных биохимических исследований по определению лекарственных препаратов и основных метаболитов в биологических материалах. | Р14 | ||
Демонстрирует знания для решения проблем устойчивого развития. | Р15 | |||
Компетенция «Адвокат здоровья» | Ведет и пропагандирует здоровый образ жизни | Р4 | ||
Способен проводить консультации врачам и населению по вопросам рационального использования лекарственных средств | Р25 | |||
Умеет использовать технические регламенты, международные системы единиц (СИ), терминологию, действующие международные классификации белков, ферментов, гормонов, витаминов и т.д. | Р1 | |||
B | Применять эти знания и понимание на профессиональном уровне | Компетенция «Коммуникативные навыки» (культурная компетенция, критическое мышление, креативность, способность работать в команде, иноязычная компетентность) | Умеет работать на современном оборудовании: биохимическом анализаторе, спектрофотометре, фотоэлектроколориметре, электрофоретической установке, центрифуге, термостате, анализаторе мочи при проведении биохимических анализов; | Р2 |
Умеет читать и объяснять процессы на картах метаболизма | Р2 | |||
Умеет работать и производить поиск необходимых данных из специального справочного материала | Р10 | |||
Осуществляет интерпретацию результатов лабораторно-инструментальных исследований биологических жидкостей организма (кровь, моча, слюна) | Р9 | |||
С | Формулировать аргументы и решать проблемы в изучаемой области | Компетенция в области естественных и специальных наук | Способен интерпретировать результаты биохимических исследований продуктов промежуточного обмена углеводов, липидов и белков в биологических жидкостях человека | Р9 |
Применяет знания основных биохимических констант биологических жидкостей организма человека в норме и патологии при формулировании выводов и постановке диагноза на основании результатов биохимических исследований. | Р3 | |||
D | Осуществлять сбор и интерпретацию информации для формирования суждений с учетом социальных, этических и научных соображений. | Компетенция «Коммуникативные навыки» (культурная компетенция, критическое мышление, креативность, способность работать в команде, иноязычная компетентность) | Умеет излагать собственные суждения и критически анализировать результаты учебных экспериментов | Р8 |
Способен представлять личные суждения, оформлять в виде реферата, презентации, проекта | Р8 | |||
Умеет защищать собственные суждения на практических занятиях, на заседаниях студенческого кружка, студенческих научных конференциях и др. | Р8 | |||
E | Сообщать информацию, идеи и проблемы и решения, как специалистам, так и не специалистам | Компетенция «Коммуникативные навыки» (культурная компетенция, критическое мышление, креативность, способность работать в команде, иноязычная компетентность) | Оценивает по содержанию ксенобиотиков в моче ферментативные превращения данного лекарственного препарата. | Р3 |
Способен передавать студентам, преподавателям, экзаменаторам знания, полученные в процессе изучения дисциплины | Р8 | |||
Умеет при планировании и проведении учебных экспериментов объяснять наблюдаемые факты и явления, их причинно-следственные взаимоотношения | Р9 | |||
Компетенция «Навыки научных исследований» | Способен работать в команде, принимать коллективное решение | Р8 | ||
Умеет работать с информацией (учебной, справочной, научной) | Р10 | |||
Умеет проводить поиск и обработку представлений об основах генной инженерии | Р3 | |||
Способен участвовать в проведении научно-исследовательских исследований кафедры | Р3 | |||
Владеет навыками публичного выступления с представлением собственных суждений, анализа и синтеза информации в изучаемой области | Р3 | |||
Спобность продолжить дальнейшее самостоятельное обучение | Фармацевтическая химия, токсикологическая химия, фармакогнозия, |
5. Пререквизиты: неорганическая химия, аналитическая химия, органическая химия, молекулярная биология с основами генетики, физика, физиология с основами анатомии, микробиология
6. Постреквизиты: токсикологическая химия, фармацевтическая химия,
Фармакогнозия
7. Краткое содержание дисциплины:
Введение в биохимию. Строение и функции белков. Ферменты. Введение в обмен веществ. Биохимия питания. Биоэнергетика. Обмен углеводов. Обмен липидов. Обмен аминокислот и белков. Биохимия гормонов. Биохимия тканей и органов.
Тематический план
Тематический план лекций
№ | Темы | Форма проведения | Продол жительность (в часах) |
Кредит № 1 | |||
Введение в биохимию. Строение и функции белков. | обзорная | ||
Ферменты. Механизм действия и кинетика. Изоферменты. Регуляция активности ферментов. | Обзорная | ||
Введение в обмен веществ. Биохимия питания. Строение и функции биологических мембран. | Обзорная | ||
Всего: | 4 часа | ||
Кредит № 2 | |||
Биоэнергетика. | Обзорная | ||
Обмен углеводов. | Обзорная | ||
Всего: | 4 часа | ||
Кредит № 3 | |||
Обмен липидов. | Обзорная | ||
Обмен аминокислот и белков. | Обзорная | ||
Обмен нуклеотидов. Взаимосвязь обменов белков, липидов и углеводов. | Обзорная | ||
Всего: | 4 часа | ||
Кредит № 4 | |||
Биохимия гормонов. Биохимия тканей и органов. | Обзорная | ||
Введение в клиническую биохимию. Фармацевтическая биохимия. | Обзорная | ||
Всего: | 3 часа | ||
Итого: | 15 часов |
Тематический план лабораторно - практических занятий
№ | Темы | Форма проведения | Продолжительность (в часах) | |
Кредит № 1 | ||||
Строение и функции белков. Физико- химические свойства. | Семинар, оценка остаточного знания | |||
Классификация белков. Сложные белки. | Семинар, тестирование. | |||
Лабораторный практикум: а) «Количественное определение белков в крови». | Лабораторная работа | |||
Строение и механизм действия ферментов. Кинетика ферментативных реакций. | Семинар, тестирование | |||
Классификация и номенклатура ферментов. Коферменты. Регуляция активности ферментов. Применение активности ферментов в медицине. | Семинар, тестирование TBL | |||
Лабораторный практикум: а) «Определение активности амилазы слюны». б) «Влияние активаторов и ингибиторов на активность ферментов». | Лабораторная работа | |||
Строение и функции биологических мембран. Биохимия питания. Строение, пищевые источники и биологические функции жирорастворимых и водорастворимых витаминов. | Семинар, тестирование, TBL. | |||
Всего: | 12 часов | |||
Кредит №2 | ||||
Энергетический обмен. Катаболизм основных компонентов пищи. Анаэробный путь образования энергии (анаэробный гликолиз). Аэробный гликолиз и окислительное декарбоксилирование пирувата. | Семинар, ситуционные задачи, тестирование | |||
Цикл Кребса. Тканевое дыхание и окислительное фосфорилирование. Вещества, влияющие на энергетический обмен в клетках. | Семинар, тестирование | |||
Обмен углеводов. Переваривание и всасывание углеводов. Глюконеогенез. Цикл Кори. Пентозофосфатный цикл. | Семинар, тестирование | |||
Обмен гликогена. Гликогенозы и агликогенозы. Нарушение обмена углеводов. | Семинар, тестирование, ситуционные задачи. | |||
Лабораторный практикум: «Определение глюкозы ортотолуидиновым методом.» | Лабораторная работа | |||
Лабораторный практикум: «Количественное определение пировиноградной кислоты в моче» | Лабораторная работа | |||
Всего: | 10 часов. | |||
Итого: | 22 часов. | |||
Кредит № 3 | ||||
1. | Обмен липидов. Переваривание, всасывание липидов и метаболизм хиломикронов, липопротеинов: липопротеинов очень низкой плотности (ЛПОНП), липопротеинов низкой плотности (ЛПНП), липопротеинов высокой плотности (ЛПВП). | Семинар, Тестирование, TBL | ||
2. | Внутриклеточный липолиз липидов. Окисление глицерина и жирных кислот. Биосинтез жирных кислот. Биосинтез триацилглицеринов и фосфолипидов. | Семинар, тестирование | ||
Биосинтез кетоновых тел и холестерина. Применеие липидов и их компонентов в качестве лекарственных препаратов. | Семинар, тестирование | |||
Лабораторный практикум: «Определение общих липидов и β – липопротеидов в крови». | Лабораторная работа | |||
Обмен белков и аминокислот. Обмен гемпротеинов и нуклеопротеинов. Взаимосвязь обмена белков, углеводов и липидов. | Семинар, тестирование, работа в малых группах. | |||
Лабораторный практикум: «Количественное определение кислотности желудочного сока». | Лабораторная работа | |||
Макро- и микроэлементы. Водно - солевой обмен. | Семинар, тестирование, ситуационные задачи | |||
Всего: | 12 часов | |||
Кредит № 4 | ||||
Биохимия гормонов. Механизм действия гормонов. Характеристика и строение гормонов периферических желез. | Семинар, тестирование | |||
Химический состав плазмы крови. Основные функции крови. Особенности обмена клеток крови. Кровь как источник лекарственных препаратов. | Семинар, тестирование, CBL. | |||
Биохимия печени. Биохимия почек. Характеристика важнейших компонентов мочи в норме и патологии. | Семинар, тестирование | |||
Лабораторный практикум: а) «Качественные реакции на инсулин и адреналин». б) «Количественное определение неорганического фосфора в сыворотке крови». | Лабораторные работы | |||
Биохимия соединительной ткани. | Семинар, тестирование | |||
Лабораторный практикум: «Определение мочевины, креатинина и мочевой кислоты в моче». | Лабораторная работа | |||
Введение в клиническую биохимию. Основные биохимические показатели, исследующиеся в клинике. Обмен лекарственных веществ. Особенности метаболизма лекарственных веществ. | Семинар, тестирование, ситуционные задачи. | |||
Всего: | 11 часов | |||
Итого: | 45 часов. | |||
*Задания для самостоятельной работы студентов (СРС)
№ | Темы | Форма сдачи | График контроля | К-во часов |
Кредит № 1 | V семестр | |||
Строение и биологические функции гемпротеидов, гликопротеидов, нуклеопротеидов. | Реферат Презентация Глоссарий | 1-2 неделя | ||
Особенности строения индивидуальных белков. Особенности строения доменных, фибриллярных белков и их биологическое значение. | Реферат Презентация Глоссарий Кроссворды | 2 неделя | ||
Строение и биологические функции коферментов. Ферменты в фармации. Наследственные энзимопатии. | Реферат Презентация Глоссарий | 3 неделя | ||
Строение и биологические функции нуклеиновых кислот. Пути передачи генетической информации. Биосинтез ДНК (репликация). Генная инженерия и ее значение в медицине. | Реферат Презентация Кроссворды Воспроизведение формул НК | 4 неделя | ||
Молекулярные основы транскрипции и трансляции. Регуляция биосинтеза белков у прокариотов и эукариотов. Мутации и молекулярные патологии. | Реферат Презентация Глоссарий | 5 неделя | ||
Биохимические основы сбалансированного питания. Общие пути катаболизма питательных веществ. Биологическое значение органических и минеральных компонентов пищи человека. | Реферат Презентация Работа с немыми картами | 6 неделя | ||
Рубежный контроль | Коллоквиум: устный и письменный опрос, тестирование | 7 неделя | ||
Всего: 28 часов | ||||
Кредит № 2 | V семестр | |||
Кинетика трансмембранного переноса. Пути транспорта веществ через биомембраны. Разобщители и ингибиторы окислительного фосфорилирования. Окисление внемитохондриального НАДН2. | Реферат Презентация Глоссарий Работа с немыми картами | 8 неделя | ||
Взаимосвязь аэробных и анаэробных путей образования энергии. Образование энергии в фотосинтезирующих организмах. | Реферат Презентация Глоссарий Работа в малых группах | 9 неделя | ||
Витаминная недостаточность. Гипо-, гипер- и авитаминозы. Коферментные функции водорастворимых витаминов. | Реферат Презентация Работа на платформе G-global (просмотры, комментарии совместно с преподавателем) | 10 неделя | ||
Регионарные патологии, связанные с недостатком микроэлементов в пище и воде. Микроэлементозы. | Реферат Презентация Работа на платформе G-global (просмотры, комментарии совместно с преподавателем) | 11 неделя | ||
Строение и биологическая роль основных углеводов тканей человека. Взаимосвязь гликолиза и пентозофосфатного пути распада глюкозы. | Реферат Презентация Воспроизведение формул углеводов Работа с немыми картами | 12 неделя | ||
Взаимосвязь глюконеогенеза и гликолиза. Биосинтез гликогена,его расщепление путем фосфоролиза и амилолиза. | Реферат Презентация Глоссарий Работа в малых группах | 13 неделя | ||
Патологии, связанные с нарушением углеводного обмена. Наследственные нарушения обмена моносахаридов и дисахаридов. | Реферат Презентация Глоссарий | 14 неделя | ||
Рубежный контроль | Коллоквиум: устный и письменный опрос, тестирование | 15 неделя | ||
Всего: 32 часа | ||||
Кредит № 3 | VІ семестр | |||
Строение и биологические функции липидов тканей. Желчные кислоты и их роль. Состав, строение и физиологическая роль транспортных липопротеинов крови. | Реферат Презентация Глоссарий Воспроизведение формул желчных кислот. | 1 неделя | ||
Транспорт холестерина в организме. Выведение холестерина и его метаболитов из организма. Гиперхолестеринемия и механизмы развития желчнокаменной болезни. | Реферат Презентация Глоссарий Воспроизведение формулы холестерина Кроссворды | 2 неделя | ||
Особенности окисления жирных кислот с нечетным числом углеродных атомов. Патология липидного обмена. Биохимия атеросклероза. Биохимические основы лечения гиперхолестеринемии и атеросклероза. | Реферат Презентация Кроссворды | 3 неделя | ||
Распад белков до аминокислот в тканях. Особенности обмена фенилаланина, тирозина, глицина, серина и пролина. Пути обезвреживания аммиака. Образование креатина, медиаторов, гистамина, γ-аминомасляной кислоты (ГАМК) и катехоламинов из аминокислот. | Реферат Презентация Глоссарий Работа с немыми картами | 4 неделя | ||
Биогенные амины. Окисление биогенных аминов (моноаминооксидазы), ингибиторы МАО. Роль гистамина в развитии воспаления и аллергических реакций. Антигистаминные препараты. | Реферат Презентация Воспроизведение схемы реакций образования биогенных аминов | 5 неделя | ||
Применение аминокислот в качестве лекарственных препаратов. Регуляция обмена аминокислот в организме. Патология обмена пуриновых и пиримидиновых оснований. | Реферат Презентация Глоссарий Схемы реакций обмена | 6 неделя | ||
Обмен хромопротеидов. Синтез, распад гемпротеидов и патология обмена желчных пигментов. Нормальные и патологические типы гемоглобина. Пути обезвреживания билирубина в печени. | Реферат Презентация Глоссарий | 7 неделя | ||
Рубежный контроль. | Коллоквиум: устный и письменный опрос, тестирование | 8 неделя | ||
Всего: 32 часа | ||||
Кредит № 4 | VІ семестр | |||
Гормоны гипоталамуса и гипофиза. Механизмы действия глюкагона, инсулина и нарушения гормональной функции поджелудочной железы. Кортикостероидные гормоны. | Реферат Презентация Глоссарий | 9 неделя | ||
Гормональная регуляция метаболизма углеводов, липидов и аминокислот. Гормональная регуляция фосфатно – кальциевого обмена. Водно – солевой обмен. | Реферат Презентация Глоссарий Кроссворды | 10 неделя | ||
Особенности метаболизма в эритроцитах и лейкоцитах. Биохимия свертывания крови. Регуляция гомеостаза. Обмен железа в организме. | Реферат Презентация Глоссарий Кроссворды | 11 неделя | ||
Биохимия мышечной ткани. Биохимия нервной ткани. Особенности обмена клеток нервной ткани. | Реферат Презентация Глоссарий Кроссворды | 12 неделя | ||
Монооксигеназная цепь окисления природных и чужеродных веществ. Перекисное окисление липидов. | Реферат Презентация Глоссарий Кроссворды | 13 неделя | ||
Основы химического канцерогенеза. Методы исследования метаболизма ксенобиотиков по определению продуктов биотрансформации и активности ферментов, участвующих в превращении лекарств. Роль фармацевтической биохимии в медицине. | Работа на платформе G-global (просмотры, комментарии совместно с преподавателем) Реферат Презентация | 14 неделя | ||
Рубежный контроль. | Коллоквиум: устный и письменный опрос, тестирование | 15 неделя | ||
Всего: 28 часов | ||||
Общее количество часов: 120 часов |
*Темы СРС студентам распределяются преподавателями
Литература основная и дополнительная
На русском языке
Основная:
1. Тапбергенов С.О. Медицинская биохимия.- Астана, 2001.
2. Березов Т.Т., Коровкин Б.Ф. Биологическая химия.- М., 2007.
3. Биохимия, под ред. Чл.-корр. РАН, проф. Е.С. Северина.- М., 2011
4. Строев Е.А. Биологическая химия. 1986, Москва,
5. Николаев А.Я. Биологическая химия. Москва, М., 2007
Дополнительная:
1. Комов В.П. Биохимия: учеб. Для вузов-М., 2008
2. Кухта В.К. Основы биохимии – М., 2007
3. Биохимия. Тесты и задачи: Учебное пособие для студентов медвузов ,
под ред. Чл.-корр. РАН, проф. Е.С. Северина.- М.,2005.
4. Биохимия в вопросах и ответах. Под. Ред. чл.-корр. НАН РК, д.х.н.,
проф. С.М.Адекенова.-Алматы, 2011
На казахском языке
Основная:
1. Тапбергенов С.О. Медициналық биохимия –Алматы, 2011
2. Сейтембетов Т.С. Биологиялық химия-Алматы 2011
3. Сеитов З.С., Биохимия, - Алматы, 2012
4. Кенжебеков П.К. Биологиялық химия – Шымкент, 2005
Дополнительная:
1. Биохимия сұрақтары мен жауаптары. ҚР ҰҒА корр., проф. С.М.
Адекеновтің ред. басшылығымен.-Астана,2003.
2. Г.К.Асилбекова, А.Б.Ордабекова Гормондар биохимиясы – Шымкент, 2012
На английском языке
1. Lehninger « Principles of biochemistry», Fourth Edition, David L.Nelson, Michael M. Cox, 2005.
2. Murray R.K., Granner D.K., Mayes P.A., Rodwell V.W., Harpers Biochemistry.1988.
3. Saini A.S., Kaur J., Textbook of biochemistry.- New Delhi,1995.