Понятие о теориях принципиального строения нервной системы
Устройство и работу нервной системы рассматривает несколько теорий:
· теория нервизма, основанная на условных и безусловных рефлексах (И. М. Сеченов, И. П. Павлов);
· теория психоанализа, рассматривающая взаимоотношения сознательного и бессознательного в управлении организмом (З. Фрейд);
· теория взаимодействия функциональных систем – сенсорных, двигательных, вегетативных (П. К. Анохин);
· нейроэндокринная теория, считающая, что управление организмом осуществляется не только нервно-электрическими импульсами, но и гуморальными факторами гормонами, нейротрансмиттерами и нейротрофинами (Г. Селье).
Положение о том, что нейроны гибнут и не восстанавливаются (Рамон-и-Кахал) к настоящему времени пересмотрено, так как установлено, что нейрогенез продолжается и во взрослом мозге. Он осуществляется стволовыми клетками, располагающимися в эпендимной и субэпендимной зонах желудочков головного мозга и центрального канала спинного мозга. Эти клетки могут превращаться в любые клетки разных тканей, в том числе и крови. В мозге же они дифференцируются в нейроны, астроциты и олигодендроглию. Уже известно, что из них возникают мотонейроны передних рогов спинного мозга, но пока нет данных о формировании из них больших пирамидных клеток Беца. Нейрогенез стимулируется разными факторами. как нормальными, так и патологическими. Например, возрастание функциональной активности мозга или глобальная ишемия усиливают дифференцировку стволовых клеток, и это рассматривается как компенсаторная реакция.
Убеждение о высокой чувствительности нервных клеток к повреждению опровергается новыми исследованиями, доказавшими что жизнеспособность синаптических связей сохраняется от 10-30 минут до 2-3 и более часов, особенно, если приняты меры по снижению биохимической и физиологической активности нейронов (охлаждение, медикаментозные блокады, кислород, глюкоза и др.). Структурно-функциональное восстановление возможно даже для ганглионарных клеток глазной сетчатки с появлением возможности различать ими свет и темноту. Взгляд на перестройку нейронов после повреждения прошел путь от отрицания её, потом до признания медленной и ограниченной перестройки, а сейчас до описания очень быстрых и практически не ограниченных перестроек. Нейроны, потерявшие афферентные связи, уже через несколько минут или часов начинают отвечать на стимуляцию соседних интактных зон и чем интенсивнее она проводится, тем быстрее восстанавливаются клетки. В процессах восстановления нейронов обязательно участвуют иммунные клетки мозга, вплоть до собственной гибели.
По современным представлениям синапс далеко не единственная форма коммуникации нейронов. Да и в самой синаптической щели установлены новые структуры — синаптомы. Посредники в передаче импульса всё чаще стали называться трансмиттерами и, кроме классических медиаторов ацетилхолина и норадреналина, к ним относят многие другие: дофамин, серотонин, глютамат (ГАМК), опиаты (эндорфины и энкефалины). Они составляют разнообразные и многочисленные комбинации в синапсе. Одиночный нейрон, таким образом, представляет гибкую систему с вариабельным набором посредников, что позволяет ему работать с сигналами гораздо с большим разнообразием, чем считалось ранее. При закладке, развитии и перестройке нервной системы трансмиттеры, кроме того, управляют пролиферацией нервных и глиальных клеток, так как обладают нейротрофической функцией. Они способны не только к локальному действию в синапсе, но и участвуют в объемных коммуникациях нейронов и регулируют локальный кровоток в мозге. Поэтому нейроны, иммунные и другие клетки мозга обладают рецепторами для восприятия нейротрансмиттеров.