Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины. Концепции современного естествознания

ОТЮЦКИЙ Г.П.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Концепции современного естествознания

Направление подготовки

031300 – «журналистика»

Квалификация (степень)

Бакалавр

Москва

Рабочая программа учебной дисциплины «Концепции современного естествознания» подготовлена Отюцким Геннадием Павловичем, д.филос.н., профессором кафедры социальной философии

Рецензенты:

1. Шахов Михаил Николаевич, д.филос.н., профессор

2. Ляшенко Виктор Петрович, д.филос.н., профессор

Рабочая программа учебной дисциплины «Концепции современного естествознания» утверждена на заседании кафедры социальной философии (Протокол № __ от «______» __________ 2011 г.).

Цели освоения дисциплины

Целями учебной дисциплины является формирование теоретических знаний и практических навыков для дальнейшего их использования в рамках выбранной образовательной программы.

Место дисциплины в структуре ООП

Учебная дисциплина «Концепции современного естествознания» в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки 031300 «Журналистика» включена в состав естественнонаучного цикла и призвана обеспечить формирование естественнонаучной составляющей научного мировоззрения, а также приобретение студентом ряда общекультурных и профессиональных компетенций.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

способность пронимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-3),

культура мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4),

готовность принять нравственные обязанности по отношению к окружающей природе, обществу, другим людям и самому себе, готовность руководствоваться ими в своей профессиональной деятельности (ОК-5),

способность использовать знания в области естественнонаучных дисциплин, базироваться на принципах научного подхода в процессе формирования своих естественнонаучных взглядов, касающихся взаимоотношений человека с окружающей средой и проблем безопасности жизнедеятельности и умение использовать естественнонаучные знания в своей социальной и профессиональной деятельности (ОК-15),

способность ориентироваться в современной системе источников информации в целом и по отельным отраслям знаний и сферам общественной практики, знание и умение владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения и переработки информации, умение использовать различные программные средства, базы данных, работать в Интернете и использовать его ресурсы, пользоваться поисковыми системами, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК–19).

В результате освоения дисциплины студент должен демонстрировать следующие результаты образования:

ЗНАТЬ основные модели научных картин мира, базовые понятия экологии и социального здоровья, современные стратегии экологически сбалансированного развития общества, обеспечения здоровья человека.
УМЕТЬ использовать знания естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, базироваться на принципах естественнонаучного подхода в процессе формирования мировоззренческих взглядов в аспекте взаимоотношения человека с окружающей средой и проблем экологической безопасности
ВЛАДЕТЬ основами знаний в области концепций современного естествознания, навыками работы в локальной и глобальной сети, методиками анализа явлений и процессов в соответствии с выбранной моделью научной картины мира
Быть компетентным в применении полученных знаний к формированию научной картины мира

4. Объём дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы, 72 часа.

Количество часов по учебному плану

(очная форма обучения)

Всего 72 часа

Аудиторные занятия 32 часа, в том числе интерактивных занятий 6 часов

Самостоятельная работа 40 часов

№ п/п Раздел, тема Виды учебной работы, трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
Всего Самостоят. работа Аудиторные занятия
Всего Лекционные Групповые (семинары, практические) Лабораторные Конт. раб. Рефераты / эссе Курсов. раб/ проект Расчетно-графическая работа Зачет* Экзамен Контр. точки по мод.-рейтинг. системе
1. 1 Естественнонаучная и гуманитарная культура                                      
2.   Естественнонаучные картины мира                                
3. 3. Концептуальные уровни организации материи в макромире и микромире                                
4. Научная картина мегамира и космической эволюции                                 +
5.   Концептуальные уровни химических систем и геосферных оболочек                                
6.   Биологическая картина мира                                
7.   Концепции биосферы, ноосферы и экологии                
8. Концепции эволюции               +
9.   Человек как предмет естествознания                
  10. Концепции системности и самоорганизации в природе                      
Общая трудоемкость часы                                     Экз.    
з.е. 1,1 0,9 0,43 0,43                
                               

Содержание дисциплины

№ п/п Наименование разделов и тем дисциплины Содержание темы
Раздел 1. КОНЦЕПЦИИ НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ПРИРОДЫ
Тема 1 Естественнонаучная и гуманитарная культура Общее понятие о структуре культуры. Наука как феномен духовной культуры. Научный метод и его отличие от здравого смысла. Основные функции науки: объяснение, понимание и предвидение явлений. Различие между объяснениями в естествознании и гуманитарных науках. Особая роль интерпретации и понимания в духовной культуре и гуманитарных науках. Предсказание и прогноз в естествознании и социально-гуманитарных науках.
Тема 2 Естественнонаучные картины мира Естественнонаучная картина мира как обобщение важнейших результатов естествознания в определенные периоды его развития. Лидирующие естественные науки и их влияние на формирование картины мира. Последовательные этапы в формировании естественнонаучной картины мира. Механическая, электромагнитная, квантово-механическая и современная картины мира. Научные революции и их воздействие на формирование картин мира.
Тема 3 Концептуальные уровни организации материи в макромире и микромире Вещество, поле и вакуум как разновидности физической реальности. Концепция пространства и времени в современной науке. Строение вещества. Открытие корпускулярных свойств света и явления фотоэффекта. Гипотеза Луи де Бройля и её экспериментальное подтверждение. Корпускулярно-волновой дуализм микрообъектов. Вероятностно-статистический характер законов квантовой механики. Принцип неопределенности В. Гейзенберга, принцип дополнительности Н. Бора и их философское значение.
Тема 4 Научная картина мегамира и космической эволюции Структура мегамира. Звезды, их классификация и пути эволюции. Галактики и их виды. Строение галактики Млечного пути. Метагалактика и Вселенная. Расширение Вселенной и его эмпирические подтверждения внегалактической астрономией и реликтовым излучением. Стандартная модель «Большого взрыва» и стадии образования Вселенной. Проблемы замкнутости и бесконечности моделей Вселенной.
Тема 5 Концептуальные уровни химических систем и геосферных оболочек Понятие о химической системе. Простые и сложные вещества, химические соединения постоянного и переменного состава. Учение о составе и структуре химических систем. Структурная химия. Эволюция понятия химического элемента. Методы химии. Химические реакции и их зависимость от условий протекания. Явления катализа. Самоорганизация и эволюция химических систем. Развитие геосферных оболочек. Литосфера как абиотическая основа жизни: её экологическая, ресурсная, геодинамическая, геофизическая и геохимическая функции. Географическая оболочка земли.
Раздел 2. КОНЦЕПЦИИ СТРУКТУРЫ И РАЗВИТИЯ ЖИВОЙ МАТЕРИИ
Тема 6 Биологическая картина мира Особенности биологического уровня организации материи. Структурные уровни живого. Описательный уровень изучения живых организмов. Онтогенетический и молекулярно-генетический уровни биологических структур. Отличительные черты живых структур от неживых. Понятие о хиральности живых молекул. Наследственные механизмы и природа ДНК и РНК. Генная инженерия и биоэтика.
Тема 7 Концепции биосферы, ноосферы и экологии Концепция В. И. Вернадского о живом веществе и биосфере. Переход от биосферы к ноосфере. Биосфера и космические циклы. Экологические системы и их структуры. Взаимодействие экосистемы и окружающей среды. Информация и управление в экосистемах. Энергетические характеристики экосистем.
Тема 8 Концепции эволюции Ч. Дарвин – основоположник теории эволюции. Основные принципы его эволюционной теории. Преимущества и недостатки теории Ч. Дарвина. Основные факторы и движущие силы эволюции. Синтетическая теория эволюции и генетика. Целесообразность и развитие в живой природе. Идея глобального эволюционизма.
Тема 9 Человек как предмет естествознания Биологическая природа человека. Проблема антропогенеза. Способность к подражанию как унаследованная из животного мира способность человека. Человек как индивид и как личность. Культурно-историческая эволюция человечества. Физиология, здоровье, эмоции, творчество, работоспособ­ность. Человек как субъект и объект социальной работы.
Тема 10 Концепции системности и самоорганизации в природе Экспликация понятия системы. Классификация систем. Система и подсистемы. Иерархия систем. Формирование идей самоорганизации. Синергетика как новая концепция самоорганизации. Самоорганизация как выражение внутренней активности материи. Мировоззренческое и научное значение системности и самоорганизации.

Планы групповых занятий и образовательные технологии

Наши рекомендации