Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины. Концепции современного естествознания
ОТЮЦКИЙ Г.П.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Концепции современного естествознания
Направление подготовки
031300 – «журналистика»
Квалификация (степень)
Бакалавр
Москва
Рабочая программа учебной дисциплины «Концепции современного естествознания» подготовлена Отюцким Геннадием Павловичем, д.филос.н., профессором кафедры социальной философии
Рецензенты:
1. Шахов Михаил Николаевич, д.филос.н., профессор
2. Ляшенко Виктор Петрович, д.филос.н., профессор
Рабочая программа учебной дисциплины «Концепции современного естествознания» утверждена на заседании кафедры социальной философии (Протокол № __ от «______» __________ 2011 г.).
Цели освоения дисциплины
Целями учебной дисциплины является формирование теоретических знаний и практических навыков для дальнейшего их использования в рамках выбранной образовательной программы.
Место дисциплины в структуре ООП
Учебная дисциплина «Концепции современного естествознания» в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки 031300 «Журналистика» включена в состав естественнонаучного цикла и призвана обеспечить формирование естественнонаучной составляющей научного мировоззрения, а также приобретение студентом ряда общекультурных и профессиональных компетенций.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
способность пронимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-3),
культура мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4),
готовность принять нравственные обязанности по отношению к окружающей природе, обществу, другим людям и самому себе, готовность руководствоваться ими в своей профессиональной деятельности (ОК-5),
способность использовать знания в области естественнонаучных дисциплин, базироваться на принципах научного подхода в процессе формирования своих естественнонаучных взглядов, касающихся взаимоотношений человека с окружающей средой и проблем безопасности жизнедеятельности и умение использовать естественнонаучные знания в своей социальной и профессиональной деятельности (ОК-15),
способность ориентироваться в современной системе источников информации в целом и по отельным отраслям знаний и сферам общественной практики, знание и умение владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения и переработки информации, умение использовать различные программные средства, базы данных, работать в Интернете и использовать его ресурсы, пользоваться поисковыми системами, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК–19).
В результате освоения дисциплины студент должен демонстрировать следующие результаты образования:
ЗНАТЬ | основные модели научных картин мира, базовые понятия экологии и социального здоровья, современные стратегии экологически сбалансированного развития общества, обеспечения здоровья человека. |
УМЕТЬ | использовать знания естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, базироваться на принципах естественнонаучного подхода в процессе формирования мировоззренческих взглядов в аспекте взаимоотношения человека с окружающей средой и проблем экологической безопасности |
ВЛАДЕТЬ | основами знаний в области концепций современного естествознания, навыками работы в локальной и глобальной сети, методиками анализа явлений и процессов в соответствии с выбранной моделью научной картины мира |
Быть компетентным | в применении полученных знаний к формированию научной картины мира |
4. Объём дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы, 72 часа.
Количество часов по учебному плану
(очная форма обучения)
Всего 72 часа
Аудиторные занятия 32 часа, в том числе интерактивных занятий 6 часов
Самостоятельная работа 40 часов
№ п/п | Раздел, тема | Виды учебной работы, трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации | ||||||||||||
Всего | Самостоят. работа | Аудиторные занятия | |||||||||||||
Всего | Лекционные | Групповые (семинары, практические) | Лабораторные | Конт. раб. | Рефераты / эссе | Курсов. раб/ проект | Расчетно-графическая работа | Зачет* | Экзамен | Контр. точки по мод.-рейтинг. системе | |||||
1. 1 | Естественнонаучная и гуманитарная культура | ||||||||||||||
2. | Естественнонаучные картины мира | ||||||||||||||
3. 3. | Концептуальные уровни организации материи в макромире и микромире | ||||||||||||||
4. | Научная картина мегамира и космической эволюции | + | |||||||||||||
5. | Концептуальные уровни химических систем и геосферных оболочек | ||||||||||||||
6. | Биологическая картина мира | ||||||||||||||
7. | Концепции биосферы, ноосферы и экологии | ||||||||||||||
8. | Концепции эволюции | + | |||||||||||||
9. | Человек как предмет естествознания | ||||||||||||||
10. | Концепции системности и самоорганизации в природе | ||||||||||||||
Общая трудоемкость | часы | Экз. | |||||||||||||
з.е. | 1,1 | 0,9 | 0,43 | 0,43 | |||||||||||
Содержание дисциплины
№ п/п | Наименование разделов и тем дисциплины | Содержание темы |
Раздел 1. КОНЦЕПЦИИ НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ПРИРОДЫ | ||
Тема 1 | Естественнонаучная и гуманитарная культура | Общее понятие о структуре культуры. Наука как феномен духовной культуры. Научный метод и его отличие от здравого смысла. Основные функции науки: объяснение, понимание и предвидение явлений. Различие между объяснениями в естествознании и гуманитарных науках. Особая роль интерпретации и понимания в духовной культуре и гуманитарных науках. Предсказание и прогноз в естествознании и социально-гуманитарных науках. |
Тема 2 | Естественнонаучные картины мира | Естественнонаучная картина мира как обобщение важнейших результатов естествознания в определенные периоды его развития. Лидирующие естественные науки и их влияние на формирование картины мира. Последовательные этапы в формировании естественнонаучной картины мира. Механическая, электромагнитная, квантово-механическая и современная картины мира. Научные революции и их воздействие на формирование картин мира. |
Тема 3 | Концептуальные уровни организации материи в макромире и микромире | Вещество, поле и вакуум как разновидности физической реальности. Концепция пространства и времени в современной науке. Строение вещества. Открытие корпускулярных свойств света и явления фотоэффекта. Гипотеза Луи де Бройля и её экспериментальное подтверждение. Корпускулярно-волновой дуализм микрообъектов. Вероятностно-статистический характер законов квантовой механики. Принцип неопределенности В. Гейзенберга, принцип дополнительности Н. Бора и их философское значение. |
Тема 4 | Научная картина мегамира и космической эволюции | Структура мегамира. Звезды, их классификация и пути эволюции. Галактики и их виды. Строение галактики Млечного пути. Метагалактика и Вселенная. Расширение Вселенной и его эмпирические подтверждения внегалактической астрономией и реликтовым излучением. Стандартная модель «Большого взрыва» и стадии образования Вселенной. Проблемы замкнутости и бесконечности моделей Вселенной. |
Тема 5 | Концептуальные уровни химических систем и геосферных оболочек | Понятие о химической системе. Простые и сложные вещества, химические соединения постоянного и переменного состава. Учение о составе и структуре химических систем. Структурная химия. Эволюция понятия химического элемента. Методы химии. Химические реакции и их зависимость от условий протекания. Явления катализа. Самоорганизация и эволюция химических систем. Развитие геосферных оболочек. Литосфера как абиотическая основа жизни: её экологическая, ресурсная, геодинамическая, геофизическая и геохимическая функции. Географическая оболочка земли. |
Раздел 2. КОНЦЕПЦИИ СТРУКТУРЫ И РАЗВИТИЯ ЖИВОЙ МАТЕРИИ | ||
Тема 6 | Биологическая картина мира | Особенности биологического уровня организации материи. Структурные уровни живого. Описательный уровень изучения живых организмов. Онтогенетический и молекулярно-генетический уровни биологических структур. Отличительные черты живых структур от неживых. Понятие о хиральности живых молекул. Наследственные механизмы и природа ДНК и РНК. Генная инженерия и биоэтика. |
Тема 7 | Концепции биосферы, ноосферы и экологии | Концепция В. И. Вернадского о живом веществе и биосфере. Переход от биосферы к ноосфере. Биосфера и космические циклы. Экологические системы и их структуры. Взаимодействие экосистемы и окружающей среды. Информация и управление в экосистемах. Энергетические характеристики экосистем. |
Тема 8 | Концепции эволюции | Ч. Дарвин – основоположник теории эволюции. Основные принципы его эволюционной теории. Преимущества и недостатки теории Ч. Дарвина. Основные факторы и движущие силы эволюции. Синтетическая теория эволюции и генетика. Целесообразность и развитие в живой природе. Идея глобального эволюционизма. |
Тема 9 | Человек как предмет естествознания | Биологическая природа человека. Проблема антропогенеза. Способность к подражанию как унаследованная из животного мира способность человека. Человек как индивид и как личность. Культурно-историческая эволюция человечества. Физиология, здоровье, эмоции, творчество, работоспособность. Человек как субъект и объект социальной работы. |
Тема 10 | Концепции системности и самоорганизации в природе | Экспликация понятия системы. Классификация систем. Система и подсистемы. Иерархия систем. Формирование идей самоорганизации. Синергетика как новая концепция самоорганизации. Самоорганизация как выражение внутренней активности материи. Мировоззренческое и научное значение системности и самоорганизации. |
Планы групповых занятий и образовательные технологии