Тема 6. Электробытовые товары
1. Сравнить и дать количественную оценку руководств по эксплуатации конкретных моделей электробытовых товаров одного назначения. Оценку произвести по пятибалльной оценке по методике, изложенной в табл.7.
Таблица 7
Критерии оценки качества информации, содержащейся в руководстве по эксплуатации
Оцениваемые показатели | Удовлетворяемая потребность, обеспечение прав потребителя | Факторы качества (содержание и форма изложения раздела РЭ) |
1. КИ об отличительных особенностях товара (достоинствах, специфике эксплуатации, совместимости) | Право на компетентный выбор | Общие указания |
2. КИ о потребительских показателях качества | Технические данные | |
3. КИ по безопасности эксплуатации | Право на безопасность | Требования по технике безопасности |
4. КИ по правилам эксплуатации | Право на качество | Комплект поставки Устройство изделия Подготовка к работе Порядок работы |
5. КИ об уходе за товаром (хранение, предупреждение и устранение неисправностей) | Правила хранения Техническое обслуживание Возможные неисправности | |
6. Удобство пользования и эстетический уровень документа | Полиграфическое исполнение |
Тема 7. Мебельные товары
1. Определить пороки древесины. Пороками считают недостатки отдельных участков древесины, снижающие ее качество и ограничивающие возможность использования в производстве пиломатериалов и готовой мебели. Как правило, объемные пороки измеряют по трем взаимно-перпендикулярным направлениям, поверхностные поражения — по площади. Для особо опасных повреждений (например, наружная трухлявая гниль) отмечают их наличие в ассортименте.
Для измерения отдельных пороков применяют особые способы, учитывающие их специфику. Изучают классификацию пороков, их термины, определения, способы измерения (по ГОСТ 2140—81 «Пороки древесины»). В отчете представляют результаты определения пороков древесины в виде табл. 8.
Таблица 8
Результаты определения пороков древесины
Группа порока | Вид | Разновидность | Причина образования | Способ замера | Влияние на свойства древесины |
При оформлении отчета достаточно рассмотреть не более трех разновидностей пороков. Отмечают разновидности пороков древесины по их форме, положению в ассортименте, взаимному расположению, степени срастания с древесиной, состоянию древесины, их глубине, ширине, типу и т.д. Пользуясь ГОСТ 16371—93 «Мебель. Общие технические условия», установить нормы ограничения пороков древесины для поверхности деталей: облицованных шпоном; из массива древесины. Результаты определения пороков древесины, используемой для поверхности деталей, занести в табл. 9
Таблица 9
Результаты определения пороков древесины, используемой для поверхности деталей
Порок древесины по ГОСТ 2140-81 | Норма ограничения пороков для поверхности | ||||
Под прозрачное покрытие | Под непрозрачное покрытие | Под облицовывание и обивку, невидимые при эксплуатации | |||
фасадное рабочее | прочее лицевое | внутреннее видимое | |||
Примечания: к табл.8 и 9: Если порок допускается, то в соответствующей графе поставить знак «+»; если не допускается, знак «-».Если в ГОСТе приведены ограничительные размеры, то в соответствующей графе написать: «Допускается с ограничением».
2. Пользуясь, ГОСТ 20.400—80 «Продукция мебельного производства. Термины и определения», следует изучить классификацию ассортимента мебели. Запишите в тетрадь характеристику различных видов мебели по указанным в нормативном документе признакам.
Затем предусмотрен просмотр каталогов и проспектов мебели.
Тема 8. Посуда. Общие положения
1. Для отчетной работы по изучению ассортимента и качества керамических изделий следует осуществить товароведную оценку фарфоровых изделий. При их товароведной оценке руководствуются каталогами и соответствующими ГОСТами. Результаты товароведной оценки оформляют в виде табл. 10.
Таблица 10
Результаты товароведной оценки керамических изделий
Изделие | Вид керамики | Завод-изготовитель | Способ формова-ния | Размеры, мм/см3 | Разделка | Фасон | Дефекты | Сорт |
Методические рекомендации
Изучение макроструктуры излома керамических изделий. Отмечают, что на изломе фарфоровый черепок имеет стекловидную структуру и почти не способен впитывать влагу; фаянсовый черепок имеет пористую структуру и очень легко поглощает влагу. Если на излом нанести каплю чернил, она быстро поглощается черепком фаянсового изделия.
Изучение приемов нанесения и распознавание разных видов украшений. Основные виды разделок (декора) наносят полумеханическим — отводка, трафарет, крытьё, печать, штамп, декалькомания, шелкография и ручным способом — живопись, люстр, фотокерамика.
Декорирование изделий является завершающей стадией производства фарфоровых и фаянсовых изделий, заключающейся в покрытии на белье (неокрашенный полуфабрикат) специальных разделок двумя методами: ручным и полумеханизированным.
Усик, отводка, лента представляют собой непрерывные круговые полоски (усик шириной 1 мм, отводка — от 1 до 3 мм, лента — от 4 до 10 мм). Трафарет делают аэрографом при помощи пластин из тонкой жести или фольги, имеющих вырезы, контуры которых соответствуют наносимому рисунку. Он может быть одно- и многоцветным.
Крытьё различают следующих видов: сплошное — все изделие покрыто равномерным слоем краски; полукрытьё — краской шириной от 20 мм и выше; нисходящее — краску накладывают с ослаблением тона к низу изделия; крытьё с прочисткой — по сплошному крытью сделана прочистка рисунка; крытьё с прочисткой и раскраской красками и золотом.
Печать наносят на изделие с печатного оттиска на бумаге, при этом получают графический однокрасочный рисунок, который обычно раскрашивают одной или несколькими красками.
Штамп — наиболее простой способ декорирования. Рисунок делают с помощью резинового штампа. Чаще штампы наносят золотом.
Декалькомания (деколь) занимает основное место в декорировании изделий. Рисунок переносят на изделие при помощи переводной картинки, выполненной литографическим способом. В настоящее время применяют сдвижную деколь. На подкладочную бумагу крепят ацетилцеллюлозную пленку, на которой напечатан рисунок. При смачивании пленка с рисунком отделяется от бумаги и остается на изделии. В процессе муфельного обжига пленка сгорает, а краска сплавляется с поверхностью изделия.
Шелкография — наиболее перспективный способ украшения керамических изделий. Рисунок печатают через шелковую сетку, на которую накладывают трафарет. Декорируемое изделие подводят под шелковую сетку. Резиновый ролик с краской, проходя через сетку, продавливает ее в вырезы трафарета и таким образом рисунок переводят на изделие.
Живописные работы выполняют кисточкой или пером ручным способом. В зависимости от сложности живопись бывает простой и высокохудожественной.
Люстры — это нитраты различных тяжелых металлов, сплавляемые с канифолью. После обжига металл восстанавливается и поверхность изделия приобретает соответствующую окраску и перламутровые переливы.
Фотокерамика воспроизводит на изделии портреты знаменитых людей, виды городов, особенно эффектна она в цветном исполнении.
Таблица 11
Термины, применяемые к дефектам керамики, и пояснение к ним
Термин (дефект) | Пояснение |
Восстановление краски | Изменение тона краски вследствие ее металлизации |
Вскипание краски | Нарушение целостности декоративного покрытия вследствие появления пузырей в красочном слое |
Выгорка | Поверхностное углубление, образовавшееся после выгорания попавшего в массу инородного тела |
Деформация | Отклонение от заданной формы модели |
Задувка | Следы приплавленных продуктов сгорания топлива |
Засорка | Гладкие и шероховатые возвышения, образованные посторонними включениями, приставшими к поверхностям |
Кратер | Крупное углубление на поверхности глазури |
Лицевая сторона | Внешняя, хорошо видимая поверхность плоских и полных изделий |
Матовость глазури | Глазурь, не имеющая блеска |
Матовость декоративного покрытия | Отсутствие блеска красочного покрытия |
Мушка | Точка темного цвета |
Накол | Точечное углубление глазури с изменением ее оттенка |
Натек | Местное утолщение глазури с изменением ее оттенка |
Недожог краски | Блеклый, матовый вид декоративного покрытия изделия |
Нечеткость контуров декорирования | Расплывчатость контуров рисунка |
Оборотная сторона | Поверхность плоских изделий, не просматриваемая в рабочем положении, а также внутренняя поверхность и до полных изделий |
Осевое смещение приставных деталей | Отклонение приставных деталей от заданного места приставки |
Откол заглазурованный | Механическое глазурованное повреждение черепка |
Откол неглазурованный | Механическое незаглазурованное повреждение черепка |
Пережог краски | Ослабление цветового тона декоративного покрытия |
Плешина | Место, не покрытое глазурью из глазурованной части изделия |
Помарка надглазурная (подглазурная) | Загрязнение поверхности изделия надглазурное (подглазурной) краской |
Подрыв приставных деталей | Трещина, возникшая в месте приклейки деталей |
Прыщ | Плотное вздутие поверхности |
Пятно | Зона другой окраски размером более 1 мм, отличающаяся от основного цвета |
Разнотипность | Отклонение тона красочного покрытия от образца – эталона |
Разрыв декора | Нарушение целостности декора на изделии |
Сборка глазури | Местное скопление глазури |
Трещина односторонняя | Щель, узкое несквозное углубление, расположенное на поверхности изделия, покрытое глазурью |
Трещина заглазурованная односторонняя | Щель, узкое несквозное углубление, расположенное на поверхности изделия, покрытое глазурью |
Царапина на рисунке | След, оставленный на поверхности изделия острым предметом |
Тема 9. Ювелирные изделия
1. Составьте кроссворд из следующих слов и определите классификационный признак, группу и подгруппу каждого ювелирного изделия.
1.Предмет туалета, состоящий из верхушки и пружинящего или винтового замка. 2. Шейное украшение или декоративный элемент украшения. 3. Украшения для ношения на мочке уха. 4. Нагрудное украшение с элементом крепления. 5. Шейное украшение с зафиксированными по всей длине элементами. 6. Украшение из звеньев различной формы в гибком соединении, снабженное креплением. 7. Шейное украшение в виде жесткого обруча. 8. Шейное украшение из элементов любой формы в гибком соединении. 9. Предмет туалета, состоящий из верхушки, стойки и фиксатора. 10. Головное украшение в виде открытой короны. 11. Шейное украшение, декоративные элементы которого зафиксированы в его центральной части. 12. Полая подвеска с открывающимися створками. 13. Украшение для пальцев рук. 14. Группа изделий, имеющих единое художественное решение. 15. Шейное украшение в виде подвески с цепочкой, шнуром или лентой. 16. Изделие, подвешиваемое на цепочке к часам, браслетам, ключам.