Автоматическое терморегулирующее реле
Терморегулирующее реле – устройство, предназначенное для автоматического поддержания температуры в холодильной камере на заданном уровне путем управления (включение-выключение) электродвигателем компрессора.
Терморегулирующее реле (рис. 9) представляет собой корпус 8, в котором размещен рычажный механизм 7 с контактами 3, включенными в цепь электродвигателя компрессора холодильника.
Рисунок 9 ‑ Схематическое устройство
терморегулирующего реле АРТ-2:
1 – трубка; 2 – сильфон; 3 – контакты; 4 – рукоятка управления;
5 – регулировочный винт; 6 – пружина; 7 – рычажный механизм;
8 – корпус.
На рычажный механизм воздействует с одной стороны ‑ термочувствительный датчик (трубка 1-сильфон 2), с другой стороны ‑ силовая пружина 6. Термочувствительный датчик реагирует на изменение температуры и представляет собой термосистему, состоящую из сильфона 2 с припаянной к нему трубкой 1. Термосистема заполнена хладагентом (как правило, таким же, что и в системе самого холодильника) ‑ фреон-12, фреон-22 и т.д.
Под воздействием тепла окружающего воздуха фреон способен кипеть (превращаться в пар) при низких температурах, при этом объем паров хладагента значительно увеличивается по сравнению с первоначальным объемом жидкого хладагента. Соответственно, при кипении или конденсации фреона изменяется и давление в термосистеме. Изменение температуры воспринимается в некоторых случаях концом капиллярной трубки, либо всей трубкой полностью. В последнем случае для лучшего восприятия температуры трубка 1 свита в спираль.
Трубка 1 помещена в непосредственной близости от испарителя (чаще всего снизу). Находящийся в ней фреон под действием температуры холодильной камеры изменяет давление, увеличивая его или уменьшая.
Терморегулирующее реле работает следующим образом. При неработающем электродвигателе компрессора температура внутри холодильной камеры постепенно повышается. Вместе с этим повышается и температура трубки 1, находящейся вблизи холодильной камеры. Вследствие этого, часть фреона, находящегося внутри трубки, начинает кипеть, а давление образовавшихся паров повышаться. Под действием возрастающего давления, сильфон 2, преодолевая сопротивление пружины 6, удлиняется и замыкает контакты 3 – двигатель компрессора включается, температура внутри холодильной камеры постепенно снижается.
При снижении температуры внутри холодильной камеры снижается и температура трубки 1 – фреон внутри неё частично конденсируется, а давление оставшихся паров уменьшается. Сильфон 2 под действием пружины 6 сжимается, контакты 3 размыкаются, двигатель компрессора останавливается – температура внутри холодильной камеры вновь постепенно повышается.
Для изменения поддерживаемой температуры предусмотрены регулировочный винт 5 с рукояткой управления 4. При повороте рукоятки и вкручивании винта 5 поддерживаемая температура будет повышаться, при выкручивании винта 5 – понижаться.
Терморегулирующее реле одновременно является выключателем, при помощи которого можно принудительно выключить электромотор компрессора холодильника.