ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ТЕМЫ. Марганец - один из десяти элементов жизни
ЛЕКЦИЯ № 22
ТЕМА: 2.3.4. « D - ЭЛЕМЕНТЫ. ПОБОЧНАЯ ПОДГРУППА
VII ГРУППЫ. СОЕДИНЕНИЯ МАРГАНЦА».
Тема: 2.3.5. «D-элементы. Побочная подгруппа VIII группы. Соединения железа»
МОТИВАЦИЯ.
Марганец - один из десяти элементов жизни. Он является важным биогенным элементом, который необходим для нормального протекания процессов в организме.
Из соединений марганца наиболее широко используется в медицинской практике перманганат калия, как антисептическое средство.
В комплексе с другими компонентами используют сульфат и хлорид марганца (II) для лечения анемии. При больших кровопотерях также применяют соединения марганца в сочетании с солями меди (II) и кобальта (II).
Для анализа ряда химических соединений и лекарственных препаратов, обладающих свойствами восстановителей и др. применяют раствор перманганата калия, который и дал название методу - перманганатометрия.
Перманганатометрия используется в клиническом и биохимическом анализе для определения некоторых ферментов, а также для определения мочевой кислоты в крови.
Санитарно-гигиенической практике перманганатометрия используется для определения окисляемости воды в промышленных и сточных водах.
Железо самый распространенный металл на земле. Применяют его во всех областях промышленности. Его содержание в земной коре достигает 15 % (масс). В медицине используют препараты железа для лечения и профилактики железодефицитных анемий различной этиологии. Список этих препаратов большой. Знание этой темы необходимо для изучения специальных и химических дисциплин.
ЦЕЛИ:
1. В ходе лекции студенты должны получить представления о распространении марганца,железа в природе, свойствах соединениях марганца,железа и их применении в медицине.
2. Обеспечить в ходе занятия усвоение следующих знаний: - характеристики марганца,железа по положению в ПСХЭ им. Д.И. Менделеева;
- физические и химические свойства марганца,железа;
- основные химические процессы получения железа;
- свойства и строение важнейших соединений железа, в том числе лекарственных.
- окислительные свойствам перманганата калия в зависимости от рН среды.
ВПС:
Темы: «Классы неорганических соединений»,
«ПСХЭ им. Д.И. Менделеева»,
«Химические реакции (ОВР)»,
«Комплексные соединения»,
МПС:
А.х.: т. «Катионы»
т. «Анионы»
т. «Перманганатометрический метод анализа»
О.х.: т. «Карбоновые кислоты»
т.т. «Алканы», «Акены», « Аликины»
Фарм.технология.: т. «Фармацевтические несовместимости»
ВОПРОСЫ ДЛЯ АКТУАЛИЗАЦИИ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ.
1. Как, исходя из положения элемента в ПС, определить его валентность?
2. Как изменяются свойства элементов в пределах группы?
3. Чему равна высшая степень окисления марганца?
4. Какие еще степени окисления характерны для марганца?
5. Характерны ли для марганца соединения с водородом?
6. Как подтвердить амфотерный характер соединения?
7. Какие степени окисления железа вы знаете?
8. Какие оксиды железа вы знаете?
9. Какие гидроксиды им соответствуют?
10. Растворимы ли гидроксиды железа в воде?
11. Какие свойства (окислителя или восстановителя) проявляет FeSO4 и FeCl3?
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ТЕМЫ
Фармацевт должен обладать общими компетенциями,включающими в себя способность (по базовой подготовке):
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и. нестандартных
ситуациях и нести за них ответственность. .
ОК 4. Осуществлять поиск и. использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться
с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и
личностного развития, заниматься' самообразованием, осознанно
планировать повышение своей квалификации.
- .
Фармацевт должен' обладать профессиональными
компетенциями,соответствующими основным видам профессиональной деятельности (по базовой подготовке):
.
ПК 1.6. Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности.
ПК 2.3. Владеть обязательными видами внутриаптечного контроля
лекарственных средств.
ПК 2.4. Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности.
ПЛАН ЛЕКЦИИ.
1.Общая характеристика элементов VII группы, побочной подгруппы периодической системы Д. И. Менделеева.
Характеристика марганца, исходя из его положения в периодической системе, с точки зрения теории строения атома, степени окисления, распространение в природе, получение, свойства.
2.Биологическая роль марганца.(самостоятельно)
3.Соединения марганца. Оксиды, гидроксиды. Марганцовая кислота. Калия перманганат, его окислительные свойства в кислой, нейтральной и щелочной средах.
4. Применение калия перманганата в медицине (самостоятельно)
5.Общая характеристика элементов VIII группы побочной подгруппы Периодической системы Д. И. Менделеева.
Характеристика железа, исходя из его положения в Периодической системе, с точки зрения теории строения атома, степени окисления, распространение в природе, получение
6.Биологическая роль железа.
7.Физические и химические свойства железа.
8. Соединения железа. Оксиды. Гидроксиды. Соли железа. Сплавы железа.
Качественные реакции на катионы железа (II, III).
9.Применение железа и его соединений в медицине и народном хозяйстве.