Конечные продукты на основе метанола и типичные направления их применения
В процессах, применяемых для производства основных химических веществ, 60-70% производственных затрат обычно составляют затраты на сырье. Стоимость сырья поэтому играет существенную экономическую роль. Так, например, в прошлом уксусную кислоту получали главным образом из этилена в вакер-процессе. Однако в начале 1970-х годов фирма Monsanto внедрила процесс карбонилирования метанола. В этом процессе, протекающем в присутствии родийфосфинового катализатора Уилкинсона и иодида (в форме HJ, СН3J или J2), уксусную кислоту получают с выходом и селективностью около 100%. Процесс является высокоэффективным, а метанол обходится дешевле этилена, поэтому большинство вновь строящихся заводов по производству уксусной кислоты во всем мире с тех пор сооружаются с расчетом на эту технологию. С учетом того, что метанол стоит дешевле этилена, его можно рассматривать в качестве потенциального сырья для других процессов, в которых пока используется этилен. Было показано, что катализаторы на основе родия промотируют восстановительное карбонилирование метанола в ацетальдегид с селективностью близкой к 90%. В присутствии добавки рутения как сокатализатора можно проводить более полное восстановление ацетальдегида до этанола, тем самым открывая новый каталитический путь для прямого превращения метанола в этанол. Изучается возможность получения этиленгликоля путем окислительной конденсации метанола, которая может заменить обычный процесс, основанный на использовании этилена в качестве сырья. Имеются значительные успехи в синтезе этиленгликоля из диметилового эфира, полученного путем дегидратации метанола. В будущем метанол можно будет использовать для получения не только уксусной кислоты, ацетальдегида, этанола и этиленгликоля, но также и для крупнотоннажного синтеза других химических веществ, например стирола и этилбензола, которые в настоящее время получают из этилена или пропилена.
Второе место в мире по потреблению метанола занимает производство метил-трет-бутилового эфира (МТБЭ), которыйиспользуется как кислородсодержащая присадка и компонент для смеси с бензином. Спрос на МТБЭ непрерывно рос в течение 1990-е годы, особенно в США, где в 2001 г. на его синтез пошло 37% от всего произведенного метанола. МТБЭ характеризуется большим октановым числом, и поэтому он постепенно стал вытеснять антидетонаторные свинцовые добавки, запрещенные законодательством. При добавке к бензину этого кислородсодержащего компонента легковые автомобили стали меньше загрязнять воздух. Однако в последние годы МТБЭ стал объектом серьезных нападок со стороны экологов. Так, в Калифорнии были обнаружены загрязнения грунтовых вод МТБЭ, которые произошли, прежде всего, из-за утечек из зарытых в земле резервуаров, хранившихся на местных бензозаправочных станциях. Улучшение технического обслуживания, более строгий контроль или замена дефектных резервуаров, конечно, могли бы способствовать решению этой проблемы, однако власти просто запретили использовать МТБЭ в большинстве штатов США и, вероятно, такие же запрещения будут введены и в других странах. В качестве замены МТБЭ предлагается использовать этанол и этил-трет-бутиловый эфир (ЭТБЭ). Правда, возникает вопрос, так ли уж необходимо вводить какие-то добавки кислородсодержащих компонентов, чтобы уменьшить загрязнение воздуха от современных двигателей внутреннего сгорания, работающих на бензине повышенного качества? Ведь эти двигатели используют главным образом системы прямого впрыскивания топлива и датчики кислорода, позволяющие эффективно контролировать и существенно сокращать объемы выбросов даже без присадок кислородсодержащих соединений. Нельзя, конечно, отрицать того, что окислительные добавки обеспечивают эффективное использование и чистоту сгорания топлива. Метанол и полученный из него диметиловый эфир (ДМЭ) отличаются превосходными характеристиками процесса сгорания, которые делают их идеальными топливами для сегодняшних транспортных средств с ДВС и дизельными двигателями. Создание специальной инфраструктуры для метанольных топлив могло бы также способствовать внедрению передовых транспортных средств, работающих на метанольных топливных элементах, но само топливо получают либо конверсией метанола в водород на борту или непосредственно из прямых метанольных топливных элементов (ПМТЭ).
Таким образом, метанол в качестве моторного топлива будет, конечно, играть в будущем все более важную роль.