Ема 2.2.1.;2.2.2.: «Свойства соединений элементов I, II групп главных подгрупп ПСХЭ Д.И.Менделеева.
К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ № 16
Цель занятия:
- научиться выполнять качественные реакции на катионы калия, кальция, магния.
Продолжительность занятия:90 минут
Место проведения:лаборатория химии
Оснащенность занятия:
Растворы: оксалата аммония, гексонитрокобальтата (III) натрия, хлорида аммония, гидроксида аммония, гидрофосфата натрия, хлороводородной кислоты, азотной кислоты, гидроксида калия, гидроксида натрия, сульфата магния, хлорида кальция, хлорида калия.
К занятию студенты должны знать:
1. Общая характеристика металлов, физические и химические свойства, металлическая связь.
2. Общая характеристика металлов II группы главной подгруппы периодической системы Д. И. Менделеева.
3. Щелочноземельные металлы. Кальций и магний. Характеристика этих металлов, исходя из их положения в периодической системе, с точки зрения теории строения атома, степени окисления, распространение в природе, получение, свойства.
4. Свойства соединений магния и кальция. Оксиды, гидроксиды, сульфаты, карбонаты.
5. Понятие о жесткости воды.
6. Качественные реакции на катионы кальция и магния.
16 -2-
7. Общая характеристика элементов I группы, главной подгруппы периодической системы Д. И. Менделеева.
8. Характеристика натрия и калия, исходя из их положения в периодической системе, с точки зрения теории строения атома, степени окисления, распространение в природе, получение, свойства.
9. Соединения натрия и калия. Оксиды, гидроксиды, соли.
10. Качественные реакции на катионы калия и натрия.
11. Подготовьте сообщения по вопросам:
а) Биологическая роль калия, натрия.
б) Применение калия, натрия и их соединений в медицине и народном хозяйстве.
в) Биологическая роль кальция, магния.
г) Применение кальция, магния и их соединений в медицине и народном хозяйстве.
Вопросы для самоконтроля:
1. Какие элементы относятся к щелочным металлам? Где в
периодической системе; находятся эти металлы?
2. Какое строение имеют атомы щелочных и щелочноземельных металлов?
3. К какому семейству элементов, относятся калий, натрий, кальций, магний.
4. Как изменяется восстановительная способность металлов в главных подгруппах I и II групп сверху вниз?
5. Какие физические свойства имеют щелочные и щелочноземельные металлы?
6. Какие химические свойства характерны для щелочных и щелочноземельных металлов?
7. Какие оксиды образуют щелочные и щелочноземельные металлы и какие гидроксиды им соответствуют?
8. Гидроксид какого металла растворяется в хлориде аммония ?
16 -3-
9. Опишите свойства солей щелочных металлов.
10. Как получают щелочные металлы?
11. Какие соединения щелочных и щелочноземельных металлов используются в медицине?
12. Перечислите реактивы на:
- катион калия
- катион кальция
- катион магния
- катион серебра
- катион меди
-катион цинка
13. Укажите эффекты качественных реакций на перечисленные выше катионы
14. Каково медико-биологическое значение щелочных и щелочноземельных металлов?
Задания для внеаудиторной самостоятельной работы
(выполнить в тетрадях для самоподготовки)
1.Напишите в ионном и молекулярном виде реакцию получения гидроксида магния.
2. Осуществите схему превращений:
Mg → MgO→ MgCl2 →Mg (OH) 2 → MgO
Укажите названия всех соединений.
3.Напишите качественные реакции на катионы : калия(K+), магния(Mg2+),
кальция(Ca2+) в ионном и молекулярном виде.
4.Какую реакцию среды (рН) имеют растворы: хлорида алюминия, хлорида бария, нитрата натрия, карбоната калия.
16 -4-
На занятии студенты должны:
1. Ответить на вопросы входного контроля
2. Выполнить практическую работу:
Опыт 1: Качественная реакция на катион калия К+
KCI + Na3 [Co(NO2)6] →
Опыт 2: Качественная реакция на катион кальция Ca2+
CaCI2 + (NH4)2 C2O4 →
Опыт 3: Качественная реакция на катион магния Mg2+
NH4CI
MgSO4 + NH4OH + Na2HPO4
Названия опытов, химизм реакций в молекулярном и ионном виде оформить дома дневнике самостоятельно.
Ответить на вопросы выходного контроля.
После занятия студенты должны:
а) знать:
- Периодический закон и характеристику элементов периодической системы Д.И. Менделеева.
- Основы теории протекания химических процессов.
- Строение и реакционные способности неорганических соединений.
б) уметь:
- Доказывать с помощью химических реакций химические свойства неорганической природы.
16 -5-
Приобретаемые компетенции:
1.Общие компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и. нестандартных
ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде.
2.Профессиональные компетенции:
ПК 1.6. Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности.
ПК 2.1. Изготавливать лекарственные формы по требованиям учреждений здравоохранения.
ПК 2.2. Изготавливать внутриаптечную заготовку , лекарственные средства для последующей реализации
ПК 2.3. Владеть обязательными видами внутриаптечного контроля
лекарственных средств.
Литература:
1. . Пустовалова Л.М., Никанорова И.Е. , Неорганическая химия. Ростов-на - Дону, Феникс, 2005г стр. 295-318.
2. Конспект лекций.
3.Э.Т.Оганесян, А.З.Книжник «Неорганическая химия». М.: Медицина стр. 336 -339