Богоявление в лесу Дин: серебряная лань
К счастью, долго ждать нам не приходится, и во тьме, окутавшей нашего любимого мальчика-волшебника, брезжит свет. В следующей же главе («Серебряная лань»), возвращается Рон, Гарри находит меч Гриффиндора, Рон уничтожает медальон-крестраж, и трио воссоединяется, хотя Гермиона и не проявляет по этому поводу особого восторга.
Мы уже говорили, что поведение Гарри при встрече с заступником Северуса, ланью, есть акт веры. Посмотрим внимательнее, куда эта лань завела его. Несомненно, это любимая глава самой Роулинг, поскольку именно ее она читала в Карнеги-Холле во время своего тура «Открытой Книги» по США и Канаде, состоявшегося после публикации ГПиДС. Безупречная комбинация алхимических символов, артурианских архетипов и традиционной христианской символики делает «Серебряную лань», возможно, лучшей главой всех семи книг и лучшим образцом художественного гения Роулинг. В двух словах: заступник-лань ведет Гарри к замерзшему пруду в лесу Дин (см. Прим к гл. 10). В пруду Гарри видит меч Гриффиндора и решает совершить героический поступок в духе основателя Хогвардса – достать меч. Раздевшись до нижнего белья (но оставив на себе ожерелье-крестраж), он разбивает лед и входит в ледяную воду пруда. Внезапно крестраж нападает на него: «Он пошарил рукой и понял, что водоросли тут ни при чем, а душит его цепочка от крестража».
Рон, deus/amicus ex machina, появляется из ниоткуда и спасает Гарри – от ожерелья в том числе. И еще он достает меч из воды. Переведя дух, Гарри говорит Рону, что именно он должен уничтожить крестраж. Рон, уже знающий, что именно на него крестраж действует сильнее всего, неохотно соглашается.
У Рона были все основания колебаться. Он пронзает крестраж мечом, но перед этим частица души Темного Лорда обнажает все мрачные мысли Рона о матери, Гермионе и даже Гарри, его ближайшем друге, причем делает это весьма одиозным образом. Гарри принимает и ободряет Рона после этой победы и перед возвращением в палатку. Рон объясняет Гарри и находящейся вне себя от ярости Гермионе, где он был и как делюминатор привел его обратно.
Христианский отзвук «Серебряной лани»
Не думаю, что многие читатели затруднились распознать nigredo в сцене кануна Рождества в Годриковой лощине и разглядеть в происходящем изображение мира до Христа. Эту историю мы хорошо знаем, и ее изложение в книге достаточно откровенно. Христианское содержание главы «Серебряная лань», однако, менее прозрачно, поскольку мы не так хорошо знакомы с теми событиями жизни Христа, которые послужили ее прототипом. Так что давайте начнем с алхимии и артурианы, прежде чем приблизимся к духовному сердцу этой богатой смыслами главы.
В алхимии albedo, или белая стадия очищения, следует за nigredo – черной стадией разложения. Все события здесь, за исключением конца главы, когда герои находятся в теплой палатке, происходят на открытом воздухе посреди снежного зимнего дня, декорации включают в себя ледяной пруд, куда Гарри и Рон ныряют вопреки здравому смыслу и инстинкту самосохранения. Лань – алхимический олень – символизирует единство тела и духа, что оборачивается в этой главе ритуальным очищением при помощи воды и встречи со своими темными сомнениями, и мы видим Рона и Гарри обновленными.
Центральный артурианский элемент – меч, извлеченный из камня на дне озера, а затем и из самого озера. Здесь мы видим образ короля Артура, доказавшего свое происхождение от Утера Пендрагона, вытащив меч из камня, или получившего Экскалибур от Владычицы озера после того, как сломал собственный меч в бою с королем Пеллинором. Гарри вспоминает об особенностях меча Гриффиндора, когда видит его на дне пруда:
«Гарри снова двинулся вокруг озерца. Что же такое сказал тогда Дамблдор? «Вынуть меч из Шляпы может только истинный гриффиндорец». А какие качества отличают истинного гриффиндорца? Тоненький голосок в голове у Гарри ответил: «Быть может, вас ждет Гриффиндор, славный тем, что учатся там храбрецы».
Тихий голосок – это голос Распределяющей шляпы, которая пела о четырех Домах и особенных качествах их основателей еще в ГПиФК. В ГПиКО мы узнаем, что Распределяющая шляпа была когда-то шляпой Годрика Гриффиндора, в которую четыре основателя Хогвардса вложили «крупицу разума». Гриффиндор, как вы помните, означает «золотой грифон» и является символом Христа. Достав меч из пруда в ходе благородных и жертвенных действий, Рон и Гарри демонстрируют, что они, по выражению Рона, «полные психи», но все-таки «истинные гриффиндорцы». Рон спасает жизнь Гарри, подобно тем символам Христа, которые делали это в конце первых шести книг, в ходе событий, возникающих в памяти Гарри не один раз.
А это возвращает нас к духовному, и в особенности христианскому, смыслу главы. Она – символ Крещения Христова в водах Иордана, а просветление Рона показывает, каково значение этого события для верующего христианина.
Крещение Господне, называемое в восточной традиции Богоявлением (теофанией), не отмечается ни каникулами, ни украшенными деревьями, ни распродажами в магазинах, так что мало кто вообще о нем помнит (Прим - очевидно, что последнее утверждение справедливо лишь для западной традиции). Однако стоит отметить, что в перечне христианских праздников Богоявление считается самым важным после Пасхи и Пятидесятницы.
В чем его суть? Христос принял крещение от Иоанна Крестителя (хотя тот говорил, что сам должен креститься от Христа, см. Мф. 3, 14), чтобы «исполнить всякую правду» (Мф. 3, 15). И когда это произошло: «отверзлись Ему небеса, и увидел [Иоанн] Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3, 16–17, см. также Лк. 3, 21–22). Во время Крещения в Иордане Бог явил Себя как Троицу: Сын – Христос, Отец в голосе с неба, возвещающем Свое благоволение, и Дух в виде голубя. Богоявление – важнейший праздник после Воскресения Христова и «рождения» Церкви в день Пятидесятницы потому, что это откровение Бога о том, каков Он – единый в трех ипостасях, или лицах.
Погружение Гарри и просветление Рона не включают в себя троичного элемента, но все же показывают, что обозначает крещение в жизни христианина, в то же время отражая Писание. Посмотрим внимательнее.
Гарри, избранный, – христоподобный персонаж этого эпизода. Он еще в ГПиТК показал, что является истинным гриффиндорцем, и ему больше нечего тут доказывать. Как и Христос, он входит в пруд, только чтобы «исполнить всякую правду», т. е. чтобы сделать то, что должен сделать всякий гриффиндорец. Джеймс Томас, профессор английского языка из Пеппердина, сказал, что мы можем быть уверены в наличии подобного смысла, поскольку в кадре присутствует «Рон Креститель»: именно Рон извлекает Гарри из воды, а меч со дна.
С этого момента Гарри берет руководство на себя и говорит, что Рон сам должен уничтожить крестраж. Именно Гарри открывает медальон, именно он стоит рядом, ободряя и наставляя Рона, пока тот проходит психологическое очищение, и именно он обнимает Рона, одержавшего сокрушительную победу над своим внутренними демонами. Рон играет здесь роль Иоанна Крестителя, особенно в пруду, и спасает Гарри, сорвав с его шеи душащий крестраж. Однако в деле просветления Гарри определенно главный.
Слово «крещение» – по-гречески baptisma, что значит «погружение». Среди христианских деноминаций идут споры, обозначает ли это слово именно полное погружение. В некоторых случаях оно обозначает мытье или ритуальное омовение (см. Лк. 11, 38). В понимании апостола Павла крещение связано с погребением (см. Рим. 6, 2-13, Кол. 2, 12–13). В главе «Серебряная лань» Гарри и Рон полностью погружаются в воду и очищены своим самопожертвованием.
Опыт, полученный Роном, особенно важен, поскольку его символическое крещение и избавление от демонов, омрачавших сердце, – это просветление. В христианской традиции крещение также именуется фотизмой, что по-гречески и значит «просветление».
Освящение, следующее за сошествием Духа, предуготовляет почву для просвещения и совершенства, так что просвещение – прямое следствие крещения – ведет к усыновлению, совершенству и бессмертию. Согласно св. Клименту, крещение есть милость просвещения, а просвещение есть знание. Здесь Климент близко подходит к мысли, что крещению сопутствует мистическое получение знания.
Рон объясняет Гарри и Гермионе, что смог найти их только благодаря подарку Дамблдора – делюминатору. Рон описывает, что с ним случилось, когда он щелкнул делюминатором, услышав свое имя, произнесенное Гермионой рождественским утром:
«Рон ткнул пальцем перед собой, как будто видел что-то такое, чего Гарри и Гермиона видеть не могли.
— Это был как будто пульсирующий шар света, синеватый такой, вроде того, что бывает вокруг портала, знаете?
— Ага, — в один голос машинально ответили Гарри с Гермионой.
— Я понял, что это мне и надо, — сказал Рон. — Похватал барахло, нацепил рюкзак и пошел в сад. Шарик света меня дожидался, а как я вышел, он полетел вперед, так это подпрыгивая, а я двинулся за ним. Он привел меня за сарай, а потом… ну, вошел в меня.
— Это как? — спросил Гарри, решив, что неправильно расслышал.
— Он вроде как подплыл ко мне, — Рон показал пальцем точку поблизости от сердца, — вот сюда, а потом как будто провалился внутрь. Я его чувствовал, он такой горячий. Я сразу сообразил, что надо делать. Понятно было, что он вынесет меня, куда нужно. Я аппарировал и попал на какой-то холм. Там лежал снег…»
Последовательность здесь немного не та, но все элементы христианского просвещения Святым Духом налицо. Посмотрите.
Рон уходит от своих друзей – и тут же чувствует сожаление об этом предательстве. Он искушается (охотниками) и обнаруживает, что не может найти дорогу обратно. Он ждет, пока не услышит, как его зовут по имени. В день, когда Христос вошел в мир, Рон слышит свое имя и следует за светом, явившимся к нему. Этот свет входит в его сердце и просвещает его – он знает, что должен сделать. Он находит Гарри в ледяном пруду и входит в воду, чтобы спасти жизнь друга, которого предал. После этого добровольного погружения, Рон под руководством Гарри, который распознает в нем подлинного гриффиндорца, завершает свое очищение, используя силу золотого грифона, чтобы обнаружить своих личных демонов, противостать им и уничтожить их. Этот экзорцизм, следующий за просвещением, завершает инициацию и очищение Рона, и он снова входит в прежнее братство, замыкая единство трех.
Последовательность пути к крещению в православной традиции с первых веков христианской эры такова: раскаяние, признание Христа своим Спасителем, оглашение, пострижение, экзорцизм, троекратное погружение во имя Троицы, ведущее к просвещению омраченного ума, который есть око сердца. Роулинг отходит от этого порядка в стремлении соединить алхимические, артурианские и христианские образы в одном гобелене, который проиллюстрировал бы Богоявление и смысл крещения в жизни верующего.
Я не могу припомнить в английской литературе ни одного автора, который бы задумал что-либо столь же грандиозное, не разбудив спящих драконов скептицизма и сопротивления религиозной догме.
Глава 19
Победа над смертью
«Снова в лесу»
Результаты решения Гарри верить (рассмотренные в главе 17) начинают проявляться в главе «Снова в лесу». Автор неоднократно признавалась, что написание этой главы доставило ей немало душевной боли.
Прежде чем раскрывать духовное содержание главы, давайте рассмотрим последовательность событий, как мы уже делали, говоря о приключениях Гарри на Рождество и Крещение. В двух словах, решения Гарри до и во время пребывания в Запретном лесу, превращают повествование в историю его Страстной пятницы и смерти – себя и своего самолюбия.
Глава начинается с того, что Гарри вновь оказывается в кабинете Дамблдора после путешествия через воспоминания Северуса Снейпа. Гарри узнал, что является одним из хоркруксов и что коварный план директора с самого начала подразумевал, что он должен уничтожить хоркруксы и стать добровольной жертвой Волдеморта. Гарри, хотя и потрясенный тем, что узнал благодаря воспоминаниям Снейпа, смиряется со своей судьбой и необходимостью пожертвовать собой ради поражения Волдеморта.
Скрывшись под плащом-невидимкой, Гарри направляется к лесу и своей гибели. Он обнаруживает себя лишь однажды – перед своим верным сторонником Невиллом, единственным другом, который никогда не сомневался, что Гарри вернется. Поручив Невиллу убить Нагини, если представится такая возможность, Гарри вновь скрывается под плащом и добирается до окраины леса.
Он открывает снитч, который «открывается под конец», словами «я скоро умру». Благодаря Воскрешающему камню, возле него оказываются Лили, Джеймс, Римус и Сириус – «не столь вещественные, как живые тела, но гораздо ощутимее, чем призраки». Родители, крестный и любимый учитель сопровождают его, исполняя роль патронусов.
Гарри встречает Долохова и Яксли – Вкушающих смерть, которые разыскивают его. Он следует за ними в лагерь Волдеморта, где снимает плащ, заталкивает его и палочку под одежду и специально роняет Воскрешающий камень. Его призрачная семья исчезает. Он обращается к Темному Лорду и погибает, не оказав ни малейшего сопротивления. Как сказал Сириус на окраине леса, умереть было «быстрее и легче, чем засыпать».
Христианское содержание и духовное значение главы «Снова в лесу»
«Снова в лесу» – это одновременно рассказ о Распятии Христа и история смерти христианина. Выбор Гарри и увенчавшееся успехом усилие веры делают его образом Богочеловека. Итак…
Мольба Гефсиманского сада. Гарри решает действовать из смирения и послушания, как и Спаситель. Ночью перед смертью на кресте Христос не спал. Он молился до кровавого пота: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26, 39). Он принял необходимость следовать Божественной воле, и совсем не из праздничной чаши Он будет пить. Подобным же образом Гарри, почти дойдя до леса, колеблется на краю бездны.
«Между деревьев скользили дементоры. Он чувствовал исходящий от них холод и не был уверен, что сумеет пройти сквозь него невредимым. Вызвать патронуса у него не было сил. Он больше не мог удерживать дрожь. Это все же не просто – умереть. Каждый вздох, запах травы, прохладный воздух, овевающий лицо, – какие сокровища! Подумать только, что у людей в запасе годы и годы, время, которое некуда девать, так много времени, что оно порой тянется слишком медленно, а он цепляется за каждую секунду. Он чувствовал, что не в силах идти дальше, и в то же время знал, что должен. Долгая игра окончилась, снитч пойман, пора покидать поле…»
Путь по Via Dolorosa. Гарри спотыкается и ему помогает Лили, его мать. Via Dolorosa, «Дорога скорби» – это реально существующая улица в Иерусалиме, по которой, как верят христиане, их Спаситель шел, неся свой крест на Голгофу, или Лобное место. По преданию, Христос после истязаний предыдущего вечера падал под тяжестью креста три раза. Его утешают мать, Вероника и скорбящие женщины (см. Лк. 23, 27); Его крест, по крайней мере, часть пути, нес Симон Киринеянин (см. Лк. 23, 26).
Присутствие матери Гарри, которая появляется вместе с Джеймсом, Римусом и Сириусом, когда Гарри открывает снитч и «трижды на ладони» поворачивает Воскрешающий камень, также стало большим утешением для Гарри на его пути к собственному «Лобному месту» (Прим - в оригинале автор пользуется переводом слова Голгофа: от Gûlgaltâ – «Место черепа»).
«Гарри взглянул на мать.
– Не отходи от меня, – сказал он тихо.
И пошел дальше. Холод, исходящий от дементоров, не причинил ему вреда. Он прошел сквозь него со своими спутниками, заменившими ему патронуса… Он брел, спотыкаясь, навстречу своему концу, навстречу Волдеморту…»
Жертвенная смерть. Гарри умирает не сопротивляясь, чтобы нанести поражение Темному лорду, как Христос Победитель умер на кресте. Когда Христа предали и Его ученик вынул меч, чтобы сражаться, Он упрекнул его, говоря: «Возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут; или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов? как же сбудутся Писания, что так должно быть?» (Мф. 26, 52–54).
Христос шел на распятие, как агнец за закланье. Из воспоминаний Северуса в омуте памяти Гарри узнает, что, по мнению Дамблдора, он должен умереть, и «убить его должен сам Волдеморт, Северус. Это самое важное». Гарри не делает никакой попытки защищаться. Он появляется перед Темным Лордом на поляне в лесу. «Вспотевшими ладонями Гарри стащил с себя мантию-невидимку и затолкал под одежду вместе с волшебной палочкой, чтобы не было соблазна бороться». Гарри умирает, жертвуя собой.
Одна читательница, иудейка, сказала мне, что, покупая ГПиДС, она молилась: «Хоть бы роман не превратился в подобие христианской аллегории с Гарри в роли Иисуса». Вас может удивить то, что она сочла ГПиДС книгой, несомненно, христианской, но и достаточно универсальной, чтобы считать ее удовлетворительной с духовной точки зрения.
Это ключевой момент в понимании популярности ГП. Книги, бесспорно, христианские, т.е. наполненные христианской символикой и содержанием, взятыми из родной литературной традиции автора, они и достаточно универсальны, чтобы духовно удовлетворять любого. Последнее объясняет не только популярность романов о Гарри Потере, но и, что не менее важно, стойкость и повсеместное распространение христианства, несмотря на тысячелетия гонений и нападок. Истина – это не то, что можно видоизменять и корректировать при помощи прилагательных или идеологических ярлыков. Когда истине дают определения типа «синяя», «морская», «феминистская» или даже «христианская», под истиной подразумевается просто «мнение», потому что, ограниченная определением, истина теряет всеобщность, универсальность (Прим - «Синий» может подразумевать консерваторов, «морской» – военное ведомство). Есть истины, которые открываются исключительно в откровениях Божиих, но это всеобщие человеческие истины, а не христианские «мнения». Но когда читатели, не являющиеся верующими, сталкиваются с неприкрытым христианским содержанием, их первая мысль: «О, нет! Сейчас будет пропаганда христианства», а не «Слушай, эти христиане знают нечто стоящее, что сделает мою жизнь более человечной и более соответствующей реальности».
Христиане пережили советский холокост, несмотря на гибель 60 миллионов верующих от рук коммунистов, благодаря приверженности поддерживающей их истине. Они вынесли пять веков оккупации мусульманами и политику дхимми на Балканах по той же причине. (Прим - Дхимми, букв: люди договора о защите – собирательное название немусульманского населения на территории государств, созданных мусульманами и живущих по законам шариата. Автор использует термин «Dhimmitude» – неологизм, обозначающий политику уступок и потакания требованиям ислама). Отступление от своей веры означало бы отрицание ответов на общечеловеческие вопросы – ответов, которые, как они знали по опыту, были верны и действенны.
Конечно же, не каждый примет эти истины. Необычные формы, в которые они обернуты, могут не подойти к психологическим замкам, к которым их подогнала та или иная культура. В христианских и постхристианских культурах силы прививки против всего духовного, которую многие получили, достаточно для того, чтобы люди отвергли все, что идет под маркой «христианство». Популярность ГП показывает, что если христианское содержание и пропитавшая его христианская символика идут без пометки «христианство» или, что еще лучше, с пометкой «повсеместно отвергнуто христианами», истина, рожденная внутри христианской традиции, духовно удовлетворяет всех. Она отвечает на универсальные вопросы о том, что значит быть человеком. Она работает.
Признаюсь, я задавался вопросом, как нехристиане понимают сцену вроде той, в которой Гарри подносит золотой снитч/Воскрешающий камень к губам и открывает его словами: «Я скоро умру». Это, по сути, картина причащения Гарри, т.е. приобщения Плоти и Крови в надежде собственного воскресения и получения силы из этого таинства, чтобы продолжить путь в лес и встретиться с собственной смертью.
Сомневаюсь, что читатели-нехристиане видят специфически христианское содержание, скрытое в алхимической символике снитча. Для невоцерковленных читателей– христиане они или нет – отсылка к причастию совсем неявна. А явное сходство жертвы Гарри с путем Христа на Голгофу? Жертва Христа является для всех людей примером того, в чем суть человеческой жизни – так и жертва Гарри.
Посмотрите на отрывок из Евангелия, в котором Христос говорит своим ученикам: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее. Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мк. 8, 34–36, курсив автора). Для неверующих камнем преткновения может стать утверждение, что спасутся только умершие «ради Меня», но кто может отрицать общечеловеческую истину, очевидную в сопоставлении всего мира и человеческой души? По-видимому, не читатели Гарри Поттера. Они разделяют и поддерживают решение Гарри умереть ради спасения своих друзей. Как и алхимики, они видят в этой истории подтверждение истин, открытых в Писании.
«Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода» (Ин. 12, 24).
«Безрассудный! то, что ты сеешь, не оживет, если не умрет» (1 Кор. 15, 36).
«Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15, 13).
А путь Гарри вглубь леса в окружении Лили, Джеймса, Сириуса и Римуса? Да, это художественная параллель Крестного пути. Это также подтверждение нашей общей надежды: ведь мы, говоря словами ап. Павла, имеем «вокруг себя такое облако свидетелей» – тех, кто успешно выдержал духовный экзамен, который предстоит и нам:
«Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия» (Евр. 12, 1–2).
Дж. К. Роулинг рассказывает историю Гарри языком, созвучным повествованиям Страстных Евангелий. Все эти тексты отражают трансцендентную реальность и общечеловеческие истины, они трогают сердца всех людей с живой душой, не зараженных христианофобией.
А теперь с Голгофы на Кингс-Кросс!
«Кингс-Кросс»
Роулинг спрашивали о посмертном опыте Гарри на Кингс-Кросс:
«Кэти Б.: Почему, когда Гарри умер, он оказался на Кингс-Кросс?
Дж. Роулинг: По многим причинам. Это название обладает глубоким смыслом, к тому же в книгах этот вокзал стал своего рода вратами между двух миров, и для Гарри это место ассоциируется с переходом в другой мир (не забывайте, что мы смотрим на потусторонний мир глазами Гарри, а значит, необязательно, что все там именно так, как видит он)».
«Название обладает глубоким смыслом». После главы о том, как в жертвенной смерти Гарри просматриваются аналогии со смертью Царя неба и земли на кресте, – да, название действительно обладает глубоким смыслом (Прим - значение названия «Кингс-Кросс см. в главе 7). Не могу не восхититься немногословностью Роулинг, с какой она разъясняет все это для Кэти Б.
Но что мы узнаем на мистическом вокзале Гарри – Кингс-Кросс? И что это означает?
События на «Кингс-Кросс». Гарри очнулся обнаженным на туманном железнодорожном вокзале. Рядом пронзительно кричит страдающий осколок души Волдеморта. Гарри думает, что ему нужна одежда и его желание немедленно удовлетворяется. Он встречает Дамблдора – как это и должно произойти согласно проверенной формуле «развязка с Дамблдором». Гарри узнает от покойного директора, что он еще не умер, но задержался в этом мире из-за связи с жертвой и кровью своей матери, которые входят в состав нового тела Волдеморта.
Дамблдор определенно стал очень разговорчивым после смерти. Гарри получает знания в области хоркруксологии и узнает историю жизни директора, начиная от дружбы с Гриндельвальдом и гибели Арианы до его неспособности справиться с испытанием властью и того, что объединяет их с Волдемортом (желание быть «повелителями смерти»). Дамблдор извиняется перед Гарри за свою скрытность и глупость, он признается: Гарри лучше него и он понял это уже достаточно давно.
Он также объясняет, что Гарри «достоин владеть Дарами Смерти», что он «настоящий повелитель смерти, потому что настоящий повелитель не убегает от нее. Он сознает, что должен умереть, и понимает, что в жизни есть вещи намного худшие, чем смерть». После того, как Дамблдор говорит ему, что его «возвращение, может быть, послужит тому, чтобы стало меньше искалеченных душ, меньше разбитых семей», Гарри решает вернуться. Он ищет подтверждения тому, что этот разговор был на самом деле, а не происходил в его голове. Дамблдор уходит, говоря: «Конечно, это происходит у тебя в голове, Гарри, но кто сказал тебе, что поэтому оно не должно быть правдой?»
Христианское содержание и духовное значение главы «Кингс-Кросс»
Происходящее на Кингс-Кросс – прямое следствие жертвы Гарри и его кажущейся смерти в главе «Опять в лесу». Название, как уже отмечалось, подходящее, так как указывает на жертву Христа как «Царя Иудейского» на Кресте (Мк. 15, 26). Смысл главы не аллегоричен и не так прост. От Дамблдора мы узнаем, что из-за того, что Гарри умер добровольно и не сопротивляясь, заклятье Волдеморта убило лишь тот осколок души, который Гарри носил в себе с того момента, как стал «избранным».
Следовательно, Гарри – не столько литературный мессия или двойник Иисуса, сколько обобщенный образ христианина. Он умер для зла внутри себя и освободился от этой действительно тяжкой ноши. Он может быть (рискну воспользоваться языком христианства) «рожден заново». Совсем как Рон в своем противостоянии хоркруксу-медальону в «Серебряной лани», Гарри должен пристально взглянуть на худшее в себе – и выбрать смерть для него, даже не зная, что это не будет означать смерть его собственной души. Опять (Мк. 8, 35): «Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее».
Гарри выжил, но лишь благодаря узам крови, которые связывают его с человеком, чья жертвенная смерть некогда спасла его от Темного Лорда. Здесь слышно эхо христианства. Решение Гарри умереть срабатывает и становится его победой над смертью (здесь как «повелителя смерти») лишь из-за его причастности к жизни, разделенной со спасителем через кровь последнего. Это, рискну утверждать очевидное, «узы крови», которые возмущали последователей Иисуса в Его время, а некоторых возмущает и сегодня:
«Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною» (Ин. 6, 53–57).
Гарри спасен жертвенной смертью и кровью так же, как христиане спасены Жертвой и Кровью Христа. Это не задевает читателей, думаю, потому, что Гарри не пьет кровь ни в каком виде (в то время как Волдеморт пьет кровь единорога в ГПиФК – недостойно и в осуждение, см. гл. 11 этой книги), и потому, что в центре внимания – готовность Гарри умереть, это приводит в действие спасительную силу жертвы Лили. Все мы, желающие изменить «человека, которого видим в зеркале», осознаем, как труден первый шаг – решить измениться; позволить умереть части себя – основа духовной трансформации. Какие бы дары ни были нам доступны в наших духовных традициях, мы должны подготовить для них почву, иначе они упадут на землю, но не смогут прорасти. Возьмите притчу о сеятеле из Евангелия от Матфея (13, 3-23): сеятель не вспахивает и не готовит землю, по которой идет и на которую бросает зерна. Эти приготовления возложены на «работающих в поле», т. е. самих верующих и их пастырей.
У времени, проведенном Гарри в ином мире, есть христианский эквивалент, или параллель: сокрушение врат и «упразднение» ада Христом между Его распятием и Воскресением. А ставшее более совершенным во время пребывания в лимбе физическое тело Гарри (Прим -лимб, лат. limbus – «рубеж», «край», в католическом вероучении – промежуточное состояние или место пребывания не попавших на небеса душ, не совпадающее, однако, с адом или чистилищем. Согласно «Божественной комедии» Данте, один из кругов ада, наказание в котором – безболезненная скорбь) – это совершенство святых после суда. Решение Гарри вернуться отражает решение Христа испить горькую чашу, умереть и – снова восстать. Победа над воплощением зла, князем мира сего, не была полной в момент смерти Христа на кресте, победа была одержана Его Воскресением и подготовкой учеников к сошествию Святого Духа в Пятидесятницу.
Гарри не особенно переживает, что покидает место, где «тепло, светло и уютно», – промежуточную станцию. «Впереди его ждали, он знал это, боль и новые потери». Хотя Дамблдор и уверяет его: «Я только знаю, Гарри, что возвращения сюда тебе нужно бояться куда меньше, чем ему».
Мучения Волдеморта показаны ярко:
«На полу сжалось в комок существо, похожее на маленького голого ребенка, но с грубой, шершавой, как будто ободранной кожей; дрожа, оно лежало под стулом, куда его затолкали, как ненужную вещь, чтобы убрать с глаз долой, и тяжело дышало». Гарри думает, что обязан помочь ребенку, но не может преодолеть отвращение. Дамблдор заверяет: «Ты не можешь помочь» и ведет его к двум креслам подальше от страдающего, хныкающего и дрожащего осколка души.
Это, возможно, самая трудная часть изображенной Роулинг картины загробного мира и, может быть, ее наивысшее достижение. Праведники, которые старались воплотить в себе любовь и умереть для личных стремлений, находятся в подобии рая, где исполняется малейшее их желание – с одним примечательным исключением. Они неспособны помочь тем, кто выбрал путь угождения себе, личной корысти и выгоды. Эти уродливые души судятся их собственными поступками и в смерти принимают форму соответственно способности их души любить. Во фрагменте души Волдеморта мы видим не поддающееся исправлению состояние души, не подготовившейся к вечной жизни.
Ту же историю Христос рассказал в притче о Лазаре и богаче. Богач молит Авраама о помощи, но слышит в ответ: «Между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят» (Лк. 16, 26). Богач просит послать свидетеля из мертвых – сказать его братьям, как поступать, чтобы избежать ожидающих их мук. Авраам прямо отвечает, что это не поможет: «Если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят. (Лк. 16, 31).
Пересказ притчи у Роулинг с изображением страдающего и безутешного осколка души, повторюсь, возможно, ее величайшее достижение, потому что если и есть идея, которую читатели эпохи постмодернизма не слышат, а может быть, не могут услышать, это то, что их будут судить после смерти за мысли, слова и поступки. В главе «Кингс-Кросс» Роулинг показывает суд так, что он совсем не похож на результат действий разгневанного судьи. Наше состояние в вечности – следствие нашего выбора и нашей способности любить, и невозможно будет помочь тем, кто войдет в Славу Господню с атрофировавшимся духом и очерненным сердцем (см. конец 11 главы). Она изображает высший суд без законнического антропоморфного резонера, который есть лишь слуга более великого бога, необходимости.
В последней главе Гарри пытается помочь Лорду Волдеморту и узнает, что Авраам был прав: «Если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят».
«Изъян в плане»
Роулинг не хотела бы, чтобы ее читатели воспринимали Гарри как Аслана или лубочный образ Иисуса: «Гарри не стал и никогда не был святым. Как и Снейп, он грешен и смертен. Недостатки Гарри – это в основном гнев и, временами, самонадеянность». Хотя то, что Гарри в основном запомнят как символ Христа, и неизбежно (как говорит Роулинг, христианская символика серии «очевидна»), думаю, это плачевное упрощение смысла до прозрачной аллегории «х означает у» и, в конечном счете, неверное истолкование, затемняющее истинную причину популярности книг. Все, кого я знаю, любят или перечитывают эти книги вовсе не из-за того, что «Гарри – это Иисус». Беглый обзор последней главы и более внимательный взгляд на ее основной смысл помогут объяснить, что движет поттероманией и почему упрощать смысл – значит не заметить силу этих книг.
Гарри, возвратившись с Кингс-Кросс в Запретный лес, обнаруживает, что Волдеморт также потерял сознание под действием убивающего заклятья. Темный Лорд поднимается – Гарри притворяется мертвым. Волдеморт хочет знать наверняка, что «избранный» мертв, – и Нарцисса Малфой вынуждена вступить в действие. Она понимает, что Гарри жив и спрашивает его, жив ли Драко. Гарри отвечает утвердительно, ногти Нарциссы «впились в его кожу», она объявляет его мертвым.
Темный Лорд не может оставить убитого неоскверненным и терзает, как считается, безжизненное тело с помощью круцио – непростительного заклятья. Гарри подбрасывает в воздух три раза. Что примечательно, «боль, которой он ждал, так и не пришла». На протяжении всей главы Темный Лорд, кажется, не способен причинить вред Гарри, или действенно наложить проклятие на своих врагов, или даже заставить их замолчать хотя бы на какое-то время.
Хагрид выносит Гарри из Запретного леса – это отголосок того, как он вынес Гарри из дома Поттеров, когда тот был ребенком. Сейчас, увы, Хагрид считает, что Гарри мертв, и то плачет, то приходит в ярость. Волдеморт демонстрирует труп Гарри защитникам Хогвардса и предлагает им условия капитуляции.
Невилл, верный друг, выступает против Волдеморта, чтобы добраться до Нагини, и благодаря «необходимости и собственной отваге» Невиллу удается вытащить меч Гриффиндора из горящей Распределяющей шляпы, которую Темный Лорд в наказание надел ему на голову.
«Одним ударом Невилл снес голову огромной змее. Голова подлетела высоко в воздух, сверкнув в лучах света, лившегося из вестибюля. Рот Волдеморта раскрылся в яростном крике, которого никто не услышал, и тело змеи с глухим стуком упало на землю к его ногам».
Все превращается в хаос, когда великаны, фестралы, кентавры, гиппогриф и все множество жителей Хогсмида присоединились к драке. Гарри выбирает этот момент, чтобы скрыться под плащом-невидимкой, исчезнуть и защитить своих друзей заклинаниями. Битва переходит в Большой зал, количество сражающихся увеличивается, теперь среди них и домовые эльфы Хогвардса, возглавляемые Кричером.
В конце концов, битва сводится к двум поединкам: борьбе Беллатрикс Лестрендж против Молли Уизли и центральной схватке между Гарри Поттером и Лордом Волдемортом. Молли поражает Беллатрикс убивающим заклятьем, и Гарри, сбросив мантию-неведимку, появляется перед разъяренным Темным Лордом, защитив Молли Уизли от его гнева.
Гарри пытается спасти душу Лорда Волдеморта. Вначале он объясняет, как самопожертвование в лесу защитило его друзей: «Я сделал то же, что моя мать». Затем он осмеливается назвать Волдеморта его настоящим именем и рассказывает ему все о смерти Дамблдора, любви Северуса Снейпа к Лили и его преданности Дамблдору и, наконец, о необходимости покаяния для Темного Лорда.
«Прежде чем ты попытаешься меня убить, я призываю тебя подумать о том, что ты сделал… Подумай и попытайся почувствовать хоть немного раскаяния, Риддл…
– О чем это ты???
Ничто из того, что говорил ему Гарри, – ни разоблаченные тайны, ни насмешки, – не поражало Волморта так, как эти слова. Гарри увидел, как его зрачки сузились в тонкие щелочки, как побелела кожа вокруг глаз.
– Это твой последний шанс, – сказал Гарри. – Все, что тебе остается… Я видел, во что ты иначе превратишься… будь мужчиной… попытайся… попытайся раскаяться…»
Это выше понимания или возможностей Волдеморта. Поэтому Гарри объясняет, что он – хозяин Старшей палочки, ведь он обезоружил ее предыдущего хозяина, Драко, во время побега из особняка Малфоев. Драко до этого обезоружил Дамблдора на башне, что сделало его, неведомо для него самого, повелителем Старшей палочки.
Когда над зачарованным потолком Большого зала забрезжил рассвет, Волдеморт, собрав все силы, посылает убивающее заклятье, Гарри отвечает своим фирменным обезоруживающим заклинанием. Он прав: Старшая палочка отказывается нанести вред своему хозяину, и убивающее заклятье рикошетом возвращается к Темному Лорду и уничтожает его.
Все заканчивается сценой в кабинете директора с Гарри, Роном и Гермионой. Гарри просит у портрета Дамблдора совета насчет Даров смерти. Он спрашивает, правильно ли будет оставить Воскрешающий камень в лесу, но сохранить плащ-невидимку. Дамблдор одобряет оба предложения. Гарри отказывается от Старшей палочки и, починив свою палочку из остролиста и пера феникса, которую Гермиона сломала во время их побега в рождественский сочельник, обещает вернуть Палочку судьбы в могилу Дамблдора. Занавес. Exeunt omnes (Прим - все уходят).
Христианское содержание и духовное значение главы «Изъян в плане»
Хотите повествование о Страстях и другие библейские параллели и аллюзии? Тогда вперед!
• Когда ногти Нарциссы «впились в его кожу» и она объявила о смерти Гарри, мы вспоминаем распятие Христа на Кресте с помощью гвоздей и его погребение в пещере (Прим - Смысл ассоциации «ногти» – «гвозди» см. в прим. к главе 7).
• Осквернение Волдемортом тела Гарри с помощью заклятья круциатус – еще одна отсылка к Распятию для тех, кто пропустил первые пять-шесть.
• Хагрид несет тело Гарри из леса – композиция, напоминающая Пьету Микеланджело (Прим - Pieta, от итал. «милосердие», – изображение сцены оплакивания Христа Богоматерью. В православной традиции – сюжет икон «Снятие с Креста» и «Не рыдай Мене, Мати»), и намек на женщин, которые пришли ко Гробу, чтобы помазать тело Христа.
• Неспособность Темного Лорда причинить вред Гарри и его друзьям – отголосок действия жертвы Христа, которая разрушила власть сатаны над людьми.
• Исчезновение Гарри под плащом-невидимкой у ног Хагрида отсылает к пустой пещере, которую обнаружили женщины, и к тому, как они объявили об этом апостолам.
• Отсечение Невиллом головы Нагини в тот момент, когда Гарри возвращается к жизни, – это победа над эдемским змием при Воскресении Христа.
• Использование Гарри палочки из терна и победа над Волдемортом при помощи палочки из боярышника, указывает на торжество Christus Victor (Прим - Христа-Победителя) через терновый венец и крест, а не через личную победу с оружием в руках.
• Старание Гарри убедить Волдеморта «хоть немного раскаяться» и то, что он делится с ним всем, что сам знает о Старшей палочке, делает его художественным подражателем Христу как воплощению Правды, ожидающему покаяния всех грешников.
• Отказ Гарри от Старшей палочки и Воскрешающего камня подобен победе христиан через Христово Воскресение над соблазном власти и страхом смерти.
Однако, со всеми этими не такими уж неявными параллелями и подражаниями, не должны ли мы воспринимать Гарри как аллегорию Иисуса? Разве его возвращение с Кингс-Кросс не задумано как еще одно, традиционное для канвы всей серии финальное воскресение, – на этот раз с самим Гарри как символом Христа, не нуждающемся в фениксе, олене или другом символе для выполнения этой роли?
И да, и нет.
Да – потому, что все параллели и аллюзии на месте: крест, гвозди, копье, смерть. Кентавр Фиренц, пронзенный копьем в бок, лежит раненый в Большом зале во время битвы в Хогвардсе как образ Христа, пронзенного на Кресте. Почти исключительно христианский характер английской литературной традиции делает то, что и так бросается в глаза, неоспоримым. Это произведение писателя, который знает, как использовать образы Писания и символику английской фэнтезийной литературной традиции: с помощью намеков, или открыто – в зависимости от того, что требует повествование.
Однако меня волнует то, что восприятие Гарри как Иисуса упускает основную суть книг. Если Гарри – двойник каждого человека в реальном мире, то, подозреваю, он и каждый из нас, включая саму Роулинг. «Усилие веры» самой Роулинг, как она сказала, очевидно в ГПиДС – и единственный герой, который делает это усилие, сам Гарри. Как бы мы ни были склонны к постмодернизму и скептицизму в отношении религиозной веры, мы все же молимся вместе с отцом отрока из Писания: «Господи! помоги моему неверию». (Мк. 9, 24).
Идея тождественности Гарри Христу не может объяснить и любовь к этим книгам. Наоборот, она делает популярность ГПиДС и остальных книг серии, надлежащим завершением которых она является, довольно загадочной. Все же трудно настолько заглушить собственную недоверчивость, чтобы начать отождествлять себя с надуманным изображением Иисуса или испытывать катарсис рядом с Христом на Кресте.
Гарри не святой, и он не Христос. Гарри, как и мы все, стремится верить и преодолеть сомнения относительно духовных явлений и действенности религиозной веры. Он прилагает усилие и, вдохновленный примером людей (и одного домового эльфа) – верящих и неверящих, выбирает путь послушания, любви и жертвенности. Поэтому Гарри – обобщенный образ христианина. Его смерть – не смерть совершенного Спасителя. В нем умирает собственная поврежденная часть души.
Преображение Гарри во Христе в его финальной победе над злом вне и внутри себя сильно перекликается с жертвенностью и послушанием Христа в Гефсиманском саду и на Голгофе. Но это не потому, что он аллегория Христа, а потому, что его решения очевидно такие же, как решения Христа.
Эти решения делают Гарри героем со свойственными человеку сомнениями, падениями и искушениями, с которыми знаком каждый читатель. Результат победы Гарри над хоркруксом в себе и его внутренней победы на Кингс-Кросс – это победа над Волдемортом, тем самым внешним врагом, чья сила была уничтожена на Кресте.
Заманчиво прочесть ГПиДС как аллегорию, но стоит только истолковать алхимическую и духовную драму с универсальным для всех людей смыслом как узкоконфессиональную брошюру – и вся сила и смысл книг будут потеряны. Это справедливо особенно для сомневающихся читателей эпохи постмодернизма. Последняя книга любимой всеми серии обладает такой впечатляющей силой потому, что она вдохновляет читателей, требует сделать трудный, жертвенный, вдохновленный любовью выбор преодолеть Волдеморта внутри, чтобы добраться до Волдеморта снаружи.
И первый – самый трудный и самый важный выбор – верить в Бога. Этот выбор означает, если принять пережитое Гарри как руководство для нас, необходимость перенести муку nigredo и существования в мире до Рождения Христа, очищение и просвещение крещения в смерть и Воскресение Христовы, суровое испытание умирания для нашей падшей природы, а также противостояния этому злу в мире. Если мы решимся сделать это – по той причине, что в этом предназначение человека как духовного по своей сути создания, мы не станем Христом. Но у нас будет некоторая надежда быть настоящими людьми и ощутить ту меру любви, свободы и радости, которая доступна нам через ограничения, дары и жертвы православной духовной традиции. Суфийский наставник Фритьоф Шуон говорит нам: «Человеческое существо по своей природе обречено на сверхъестественное. Именно в религиозной вере эта сверхъестественная природа совершенствуется».
Выводы
Таким образом, ГПиДС – это эффектное духовное завершение серии книг о Гарри Поттере с «очевидным» христианским содержанием и поучительным универсальным смыслом. Это место назначения, на пути к которому литературная алхимия предыдущих шести книг, путешествия героя, доппельгангеры и традиционная символика были лишь предвестниками и подсказками. Выбор Гарри у могилы Добби в пользу раскаяния и любви, которая исцеляет расщепленную душу и верит, несмотря на сомнения, ведет его к победам над частицей Темного Лорда внутри себя и внешним продолжением этого внутреннего зла в «реальном мире». В ГПиДС мы узнаем, что выбор в пользу веры и борьба с сомнениями – это первые и самые трудные решения для человека. Духовные варианты решения не равнозначны. В ГПиДС отвергаются идолопоклонство материализма, эгоизм и жажда власти оккультных верований, поверхностная «глубина» Нью-Эйдж. Осмысливая алхимические стадии в последнем приключении Гарри, изображение святых для христиан дней Рождества, Крещения и Воскресения Христовых, мы приходим к выводу, что ГПиДС указывают на православную веру во Христа как на верный путь к духовному преображению и полноценной человеческой жизни, но без пропаганды или исключения иных вер как ошибочных.
Удивительно и мастерство, с которым воплощено это глубокое духовное содержание. Христианские образы, символы, темы и смыслы включены во все книги о Гарри Поттере, и это, конечно же, вызывает особый отклик у читателей-христиан. Однако традиционные элементы, взятые у веры и «титанов» английской литературы, используются так деликатно, что их универсальное и христианское духовное содержание, не поврежденное какой-либо христианской оболочкой, доходит до людей, не являющихся христианами, даже до тех, кому привили неприятие всего христианского. Именно это и движет поттероманией. Проще говоря, ГП на уровне воображения удовлетворяет человеческую потребность в религиозном, мистическом или духовном опыте. Как писатель-постмодернист Роулинг удовлетворяет эту потребность как никакой другой из ныне живущих авторов.
Покидая «Кингс-Кросс», Гарри спрашивает Дамблдора, было ли то, что он пережил в этом подобии лимба, реальностью или «происходит у меня в голове». Дамблдор отвечает: «Конечно, это происходит у тебя в голове, Гарри, но кто сказал тебе, что поэтому оно не должно быть правдой?» Настоящая алхимия ГП – в нашем отождествлении себя с усилиями Гарри верить и, через это преодоление неверия, нашем превращении вместе с ним в героя, который обладает жертвенным смирением и любовью, очищается от своих внутренних слабостей и тем самым изменяет, даже «спасает» мир. Конечно же, это происходит в голове читателя, но реальность этого переживания так сильна, так чужеродна и так близка нашей духовной сущности, что, являясь лишь воображаемой, тем не менее обладает силой исправить нас и направить к тому Свету, что светит во тьме, а именно в Нем наша надежда на вечную жизнь. Сомневаюсь, что XXI век переживет более глубокое или более выходящее за рамки сложившейся культуры событие в издательском мире, чем поттеромания, по крайней мере, до дня появления следующей серии романов Роулинг. Пусть этот день приблизится!
Глава 20 (и последняя)
Часто задаваемые вопросы
Что еще занимает умы читателей ГП
Мой отец работал когда-то на Нью-Йоркской фондовой бирже. В качестве шутки или ради эксперимента однажды он дал моей матери – учительнице колледжа – немного денег для инвестиций. Ему хотелось узнать, сможет ли она безо всякого обучения и опыта сравняться с профессионалами Уолл-стрит. Насколько я помню, она справилась на отлично: примерно через год те акции, в которые она вложилась, превзошли по доходности портфели и моего отца, и других воротил, с которыми он работал.
В чем секрет успеха? У мамы не было времени на биржевые исследования: в те времена еще не существовало интернета, облегчающего поиски. Так что она поступала просто: покупала акции только тех компаний, названия которых видела повсюду и у которых не было явных конкурентов, или делала краткосрочные вложения в бумаги старых компаний, имеющих конкурентов, но способных, по ее мнению, справиться с этим. Когда я спросил, какие компании ей больше всего нравились, она сказала, что много вложила в Otis Elevators. Конечно, она поступила правильно: каждый лифт или эскалатор, который я видел в домах и магазинах, старый или совсем новенький, был помечен знаком Otis.
Если бы у меня были деньги на биржевую игру… Впрочем, не будем говорить о столь смехотворных выдумках! Если бы я давал людям советы, куда вложить деньги, то, следуя принципам моей матери, посоветовал бы, наверное, акции Wiley. Я имею в виду издательство. Им принадлежит книжная серия «Для чайников», и соперничать с ними может только серия руководств «Для идиотов». У меня дома целая полка желто-черных книжек «Для чайников», и не проходит и дня, чтобы мне не понадобился их совет по шахматам, или программе PowerPoint, или хранению личных сбережений.
Мое любимое место в любой книге этой серии (и, наверное, причина, по которой я их вообще покупаю) – завершающая глава («10 вещей, которые…»). Все равно, на какую тему книга – гуру, ее составивший, выкладывает здесь несколько списков из десяти пунктов. Все они забавны и в то же время содержат кучу полезной и интересной информации. Бьюсь об заклад, в этом разделе каждый автор выплескивает все то, что не влезло в диктуемый редакторами строгий формат издания.
Я подошел к концу работы над маленькой книжкой о причинах, движущих поттероманией, и намерен сейчас одним выстрелом убить двух зайцев. Во-первых, хочется начать диалог с вами, который, надеюсь, продолжится и в моих будущих книгах, и в онлайне, а во-вторых, у меня еще куча информации о ГП, которая не влезла в формат книги «Как Гарри всех околдовал?», и я хочу ею поделиться. Думаю, что смогу сделать и то, и другое разом, ответив на десять самых задаваемых вопросов – их я слышал во время своих выступлений в университетах, храмах, библиотеках и книжных магазинах.
Итак, я выложу вам сведения о Гарри, которые вы наверняка хотели знать, а вы будете думать обо мне как о дружелюбном эксперте по ГП и английской литературе и сможете свободно писать мне о своих мыслях, задавать вопросы, оставлять комментарии и делать поправки. Мой электронный почтовый адрес приведен в конце главы, и я искренне надеюсь, что вы воспользуетесь им, чтобы сообщить свое мнение о книге «Как Гарри всех нас околдовал?», поделиться собственными впечатлениями от ГП, и задать вопросы об этой и других книгах.
Такая переписка, признаюсь честно, самая приятная часть репутации Известного-Крутого-Фэна-и-Эксперта-по-Гарри-Поттеру. Друзья, которых я нашел благодаря электронной переписке и моему блогу HogwartsProfessor.com – одни из лучших моих друзей.