Запишите вывод к лабораторной работе № 1. 3 страница

Определите, при какой концентрации кислоты и соды произошло расщепление крахмала. Сделайте вывод о том, каково оптимальное значение рН-среды ферментативной активности. 5. Действие активатора и ингибитора на активность амилазы слюны Оборудование и реактивы: штатив с пробирками, водяная баня, крахмальный клейстер (1%-й раствор), хлорид натрия (1%-й раствор), сульфат меди (1%-й раствор), реактив Люголя. Ход работы: 1. В три пробирки налейте по 1 мл следующих растворов: в первую – дистиллированную воду, во вторую – раствор хлорида натрия, в третью – раствор сульфата меди. 2. Во все три пробирки добавьте по 2 мл раствора крахмала и по 1 мл слюны, разведенной водой 1:10. 3. Все пробирки нагрейте в течение 10 мин. в водяной бане при 38°С. 4. Пробирки охладите проточной водой и добавьте по 2–3 капли реактива Люголя. Сделайте вывод о том, какое действие оказали хлорид натрия и сульфат меди на активность амилазы слюны. Назовите известные вам активаторы и ингибиторы ферментов. 6. Влияние алкоголя на активность ферментов Оборудование и реактивы: штатив с пробирками, водяная баня, крахмальный клейстер (1%-й раствор), желудочный сок (аптечный), раствор яичного белка, гидроксид натрия (10%-й раствор), сульфат меди (1%-й раствор), спирт этиловый, реактив Люголя. Ход работы: 1. В четыре пробирки налейте по 2 мл следующих растворов: в первую и вторую пробирки – раствор крахмала, в третью и в четвертую – раствор белка. 2. Добавьте: в первую пробирку – 2 мл воды и 2 мл слюны, разведенной водой 1:10, во вторую – 2 мл спирта и 2 мл разведенной слюны, в третью – 2 мл воды и 2 мл желудочного сока (аптечного). 3. Все 4 пробирки поставьте в водяную баню при 38°С на 10–15 мин. 4. Пробирки охладите проточной водой и проведите реакции: на крахмал (с йодом) – в первой и во второй пробирках, на белок (биуретовую реакцию) – в третьей и четвертой пробирках. Объясните результаты опытов и сделайте вывод о влиянии этанола на активность ферментов. 5.2. Сделайте вывод к лабораторной работе № 7. 5.3. Заслушайте результаты исследовательской работы студентов по темам: «Влияние физической нагрузки на амилазную активность», «Влияние физических нагрузок различного характера на реакцию слюны». 5.4. Обсуждение выступлений студентов о результатах исследований. Запишите название, цель работы, оборудование, реактивы.   внимательно прочитайте ход работы. Кратко зафиксируйте ход работы и результаты.   Задавайте вопросы, высказывайте свое мнение. Оценка заносится в карту «Характеристика работы студента». УЭ-6 Цель: изучить строение и функции ферментов как биологических катализаторов, регулирующих все процессы жизнедеятельности организма. 6.1. Изучите материал по учебнику и лекциям. 6.2. Подготовьте ответына вопросы и обсудите в группе: 1. Строение молекул ферментов. 2. Понятия: «кофермент», «апофермент», «простетическая группа». 3. Свойства ферментов. 4. Активаторы и ингибиторы ферментов: понятия, роль, примеры. 5. Классификация ферментов. 6.3. Оцените уровень усвоения материала.     Самостоятельно № 1. – С. 88–89, 96–102. № 2. – С.70–82. № 3. – С. 88–104. № 5. – С. 46–63.   УЭ-7 Подведение итогов занятия. 1. Прочитайте цель занятия и самостоятельно оцените степень ее достижения: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно». Отметьте самооценку в карте «Характеристика работы студента». 2. Домашнее задание. Если ваша самооценка «отлично», «хорошо», то готовьтесь к занятию 6 «Гормоны. Сравнительная характеристика биологически активных веществ организма».Если ваша самооценка «удовлетворительно» и ниже – проработайте занятие 5 еще раз. 3. Подготовьте беседу с учащимися о воздействии никотина на биохимические процессы. Время 5 мин. Самостоятельно

Занятие 6. Гормоны. Сравнительная характеристика биологически активных веществ организма

№ п/п УЭ     Учебный материал с указанием заданий Рекомендации по выполнению заданий, оценка
УЭ-0 Цель занятия: изучить значение гуморальной системы организма, ее роли в регуляции обмена веществ; знать строение и функции гормонов, их роль в обеспечении физической активности человека; провести сравнительный анализ биологически активных веществ (витаминов, гормонов, ферментов); развивать навыки химического анализа. Внимательно прочитайте цель занятия. Запишите дату, номер и название занятия в тетради для СРС. вСРС являются УЭ-1–3. аСРС являются УЭ-4–7.
УЭ-1 Цель: изучить классификацию и механизм действия гормонов. 1.1. Изучите материал по учебнику и лекциям. 1.2. Закрепите материал по плану: 1. Классификация гормонов. 2. Понятие терминов: «гормон», «ткань-мишень», «рецептор», «гиперфункция», «гипофункция желез внутренней секреции». 3. Механизм действия пептидных гормонов. 4. Механизм действия стероидных гормонов. 5. Значение гормональной системы и ее связь с нервной системой. 6. Роль гормонов тимуса и гипоталамуса.   Выполняйте устно. Литература: № 1. – С. 115–123. № 2. – С. 98–109. № 3. – С. 128–149. № 5. – С. 191–202.
УЭ-2 Цель: изучить характеристику основных гормонов. 2.1. Изучите материалпо учебнику и лекциям – характеристики гормонов: а) аденогипофиза (СТГ, АКТГ, ТТГ, ФСГ, лютеинизирующий гормон, лактогенный гормон); б) нейрогипофиза (вазопрессин, окситоцин); в) паращитовидной железы (паратгормон); г) щитовидной железы (тироксин, тирокальцитонин); д) поджелудочной железы (инсулин, глюкагон); е) надпочечников (корковый слой: глюкокортикоиды, минералокортикоиды, альдостерон; мозговое вещество: катехоламины – адреналин, норадреналин); ж) половых желез (мужские половые гормоны: андростерон, тестостерон; женские половые гормоны: эстрогены); з) тканевые гормоны (двенадцатиперстная кишка: секретин; желудок: гастрин; кишечник: панкреозимин). 2.2. Составьтетаблицу 4. Таблица 4 Функции и особенности секреции гормонов при мышечной деятельности
Железа Гормоны Орган-мишень Функции Гиперфункция Гипофункция Секреция при мышечной деятельности
             

2.3. Осуществите взаимопроверку в аудиторное время.

Задание для самоконтроля.

t 1. Тест (выберите правильный ответ):

1. Гуморальная регуляция организма осуществляется с помощью:

а) химических веществ, поступающих через кровь;

б) витаминов, поступающих с пищей;

в) ферментов – через пищеварительную систему;

г) нервных импульсов.

2. При гуморальной регуляции сигнал, поступающий к органу-мишени, распространяется:

а) быстро, и его действие кратковременно;

б) быстро, и его действие продолжительно;

в) относительно медленно, и его действие продолжительно;

г) относительно медленно, и его действие кратковременно.

3. Эндокринные железы отличаются от других желез в организме человека тем, что они:

а) выделяют секреты в полости тела;

б) выделяют секреты непосредственно в кровь и лимфу;

в) имеют выводные протоки;

г) выделяют секреты на поверхность тела.

4. Гигантизм – эндокринное заболевание, связанное с:

а) гиперфункцией гипофиза; в) гиперфункцией щитовидной железы;
б) гипофункцией гипофиза; г) гипофункцией щитовидной железы.

5. Кретинизм – эндокринное заболевание, связанное с:

а) гипофункцией паращитовидной железы;

б) гиперфункцией паращитовидной железы;

в) гипофункцией щитовидной железы;

г) гиперфункцией щитовидной железы.

6. Микседема – эндокринное заболевание, связанное с:

а) гиперфункцией щитовидной железы; в) гиперфункцией гипофиза;
б) гипофункцией щитовидной железы; г) гипофункцией гипофиза.

7. Карликовость – эндокринное заболевание, связанное с:

а) гиперфункцией эпифиза; в) гипофункцией надпочечников;
б) гиперфункцией гипофиза; г) гипофункцией гипофиза.

8. Причиной Базедовой болезни является:

а) гиперфункция эпифиза; в) гиперфункция гипофиза;
б) гиперфункция щитовидной железы; г) гипофункция щитовидной железы.

9. Сахарный диабет – эндокринное заболевание, связанное с:

а) гипофункцией поджелудочной железы; в) гипофункцией щитовидной железы;
б) гиперфункцией гипофиза; г) гиперфункцией поджелудочной железы.

10. Железы, которым свойственна внутренняя и внешняя секреция, – это:

а) поджелудочная железа и надпочечники;

б) половые железы и гипофиз;

в) поджелудочная железа и половые железы;

г) эпифиз и щитовидная железа.

11. При повышении содержания глюкозы в крови секреция глюкагона:

а) увеличивается; в) не изменяется;
б) уменьшается; г) вначале уменьшается, а потом увеличивается.

12. Паратгормон паращитовидной железы активизирует поглощение кальция из кишечника в кровь при достаточном поступлении в организм человека с пищей витамина:

а) D; в) Е;
б) С; г) А.
  Письменно в тетради СРС. Литература: № 1. – С. 115–123. № 2. – С. 98–109. № 3. – С. 128–149. № 5. – С. 191–202.     Письменно в тетради СРС. В случае затруднений найдите ответы на вопросы в учебнике. Проанализируйте свою работу. За каждый правильный ответ 1 балл.   Переведите набранные баллы в оценку: Менее 8 баллов – «неудовлетворительно»; 9–10 баллов – «удовлетворительно»; 11 баллов – «хорошо»; 12 баллов – «отлично». В тетради для СРС после проработанного теста поставьте оценку так: УЭ-2.4. Оценка «____».
УЭ-3 Цель: изучить роль гормонов в регуляции деятельности органов человека. 3.1. Изучитеиллюстрации действия гормонов на органы человека. 3.2. Подготовьте ответы на вопросы: 1. Какое влияние оказывают гормоны гипофиза (СТГ, АКТГ, ТТГ) на молекулярном уровне? 2. Активность каких ферментов повышают гормоны поджелудочной железы инсулин и глюкагон? 3. В каких физиологических и биохимических процессах проявляется действие адреналина? (Ответ представьте в виде таблицы 5.) Таблица 5 Действие адреналина на органы и ткани организма человека
Орган Действие гормона
Сердце  
Бронхи  
Вены  
Артерии  
Мышцы  
Печень  
Жировая ткань  

4. Какие гормоны являются антагонистами и синергистами? На какие процессы они влияют?

5. Какой гормон в норме влияет на физическое и умственное развитие, рост человека?

    Письменно в тетради СРС. Проверка будет проведена во время аудиторной работы.
УЭ-4 Цель: выяснить белковую природу гормона инсулина путем проведения качественных реакций. 4.1. Проведите лабораторную работу № 8 «Качественные реакции на гормоны». 1. Биуретовая реакция на инсулин Оборудование и реактивы: штатив с пробирками, гидроксид натрия (10%-й раствор), сульфат меди (1%-й раствор), инсулин (аптечный). Ход работы: 1. В пробирку налейте 0,5 мл инсулина, добавьте равный объем 10%-го раствора гидроксида натрия и 1–2 капли 1%-го сульфата меди. Развивается розово-фиолетовое окрашивание. Объясните, почему. 2. Ксантопротеиновая реакция на инсулин Оборудование и реактивы: штатив с пробирками, азотная кислота (концентрированная), водяная баня, инсулин (аптечный). Ход работы: 1. К 0,5 мл инсулина добавьте 5–6 капель концентрированной азотной кислоты, слегка нагрейте. Развивается желтое окрашивание. О наличии каких аминокислот в инсулине свидетельствует полученный цвет? 3. Реакция Фоля на инсулин Оборудование и реактивы: штатив с пробирками, реактив Фоля (5%-ный раствор ацетата свинца в 30%-ном растворе щелочи), водяная баня, инсулин (аптечный). Ход работы: 1. К 0,5 мл инсулина добавьте 0,5 мл реактива Фоля и нагрейте. Постепенно развивается коричневое окрашивание. О наличии каких аминокислот в инсулине свидетельствует полученный цвет? 4.2. Проведите качественные реакции на адреналин и тироксин. Что доказывают данные реакции? 4.3. Запишите выводк лабораторной работе № 8.     Запишите название, цель работы, оборудование, реактивы. Проведите реакции на инсулин: а) биуретовая реакция; б) ксантопротеиновая реакция; в) реакция Фоля. внимательно прочитайте ход работы. Запишите результаты работы в тетради СРС.   Самостоятельно.
УЭ-5 Цель: систематизировать знания по модулю II «Биологически активные вещества и их роль в обмене веществ». 5.1. Заполните таблицу 6 «Сходство и различие витаминов и гормонов, взаимосвязь с ферментами». Таблица 6 Сходство и различие витаминов и гормонов, взаимосвязь с ферментами
Сходство  
Различие  
Взаимосвязь  

5.2. Выполните творческое задание:

• 1. Человек готовится к забегу на 100 м, испытывает сильное волнение. Опишите основные изменения активности желез внутренней секреции, сердечного ритма и кровеносной системы.

• 2. Человек бежит стометровку, напрягая все свои жизненные силы. Опишите основные изменения функционирования желез внутренней секреции, сердечного ритма и кровеносной системы, внутренних органов.

• 3. Человек пробежал 100 м. он доволен результатом, расслаблен. Опишите основные изменения ритма и кровеносной системы, дыхательной системы в данный момент.

Доложите ответы всей группе.

Запишите название таблицы в тетради СРС. Работайте с группой, обсуждайте заполнение таблицы. Результат обсуждения доложите преподавателю. Работа по группам. Выполнять по желанию.  
УЭ-6 Цель: выявить уровень знаний, умений и навыков по модулю II. 6.1. Выполните самостоятельную работу: Вариант 1 1. Дайте характеристику инсулина: строение, механизм действия, ткани-мишени, метаболический эффект. 2. Напишите структурную формулу окситоцина, состоящую из следующих аминокислот: цис-тир-иле-глн-асн-цис-про-лей-гли. Какова роль данного гормона в обмене веществ?   Вариант 2 1. Дайте характеристику глюкагона: строение, механизм действия, метаболический эффект. 2. Напишите структурную формулу вазопрессина, состоящего из следующих аминокислот: цис-тир-фен-глн-асн-цис-про-арг-глн (NН2). Какова роль данного гормона в обмене веществ? Вариант 3 1. Дайте характеристику кальцитонина: строение, механизм действия, метаболический эффект. 2. Напишите структурную формулу фрагмента адренокортикотропного гормона состава: -вал-тир-про-асн-ала-лги-лгу-асн-глн-... Какова роль данного гормона в обмене веществ? Вариант 4 1.Дайте характеристику вазопрессина: строение, механизм действия, метаболический эффект. 2. Напишите структурную формулу фрагмента адренокортикотропного гормона (АКТГ) сер-тир-сер-мет-глу-гис-фен-раг-три-... Какова роль данного гормона в обмене веществ? Вариант 5 1. Дайте характеристику адреналина: строение, механизм действия, метаболический эффект. 2. Напишите структурную формулу фрагмента цепи инсулина, состоящего из следующих аминокислот: фен-вал-асн-глн-гис-лей-цис-гли-сер-… (цепь В). Какова роль данного гормона в обмене веществ? Вариант 6 1. Дайте характеристику глюкокортикоидов: строение, регуляция выработки, механизм действия, ткани-мишени, метаболический эффект. 2. Напишите структурную формулу фрагмента цепи гастрина, состоящего из следующих аминокислот: гли-гли-про-три-мет-глу-глу-глу-глу-… Какова роль данного гормона в обмене веществ? Вариант 7 1. Дайте характеристику минералокортикоидов: строение, регуляция выработки, механизм действия, ткани-мишени, метаболический эффект. 2. Напишите структурную формулу фрагмента цепи инсулина: гли-иле-вал-глу-глн-цис-цис-тре-сер-... (цепь А). Какова роль данного гормона в обмене веществ? Вариант 8 1. Дайте характеристику паратгормона: строение, механизм действия, метаболический эффект. 2. Напишите структурную формулу фрагмента цепи глюкагона (гормон α-клеток островковой части поджелудочной железы), состоящего из следующих аминокислот: гис-сер-глн-гли-тре-фен-тре-сер-асп-... Роль этого гормона в обмене веществ. Вариант 9 1. Дайте характеристику мужских половых гормонов: строение, регуляция выработки, влияние на обмен веществ. Анаболические препараты стероидной природы. 2. напишите реакцию образования адреналина. Какова роль данного гормона в обмене веществ? Вариант 10 1. Дайте характеристику женских половых гормонов: строение, регуляция выработки, роль в половом цикле, влияние на обмен веществ. 2. Напишите структурную формулу фрагмента цепи паратгормона (гормон паращитовидных желез): ала-вал-сер-глу-иле-глн-фен-мет-гис-... Роль данного гормона в обмене веществ.   Самостоятельно по вариантам. Время выполнения задания 15 мин.   Критерии оценки: Первое задание – 3 балла. Второе задание – 2 балла.   Оценка за самостоятельную работу заносится в карту «Характеристика работы студента». Максимальная оценка 5 баллов.    
УЭ-7 Подведение итогов занятия. 1. Прочитайте цель занятия и самостоятельно оцените степень ее достижения: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно». Отметьте самооценку в карте «Характеристика работы студента». 2. Домашнее задание. Если ваша самооценка «отлично», «хорошо», то готовьтесь к занятию 7 «Обмен веществ и энергии. Взаимосвязь и регуляция обмена веществ в организме».Если ваша самооценка «удовлетворительно» и ниже – проработайте занятие 6 еще раз.  

Модуль III . ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ. ВЗАИМОСВЯЗЬ И РЕГУЛЯЦИЯ ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ В ОРГАНИЗМЕ

Комплексная цель овладения содержанием модуля III:

– знать основные виды обмена веществ и энергии в организме человека как целостной системе; особенности обменных процессов у детей, взрослых, спортсменов;

– научиться определять функциональные нарушения в организме и пути их коррекции в разные периоды онтогенеза;

– углубить представление о нейрогуморальной регуляции обмена веществ в организме;

– подготовиться к семинару.

Занятие 7. Обмен веществ и энергии. Взаимосвязь и регуляция обмена веществ в организме человека

№ п/п УЭ     Учебный материал с указанием заданий Рекомендации по выполнению заданий, оценка
УЭ-0 Цель занятия: знать особенности протекания обмена веществ и энергии гетеротрофных организмов; особенности протекания обменных процессов у детей, взрослых, спортсменов; понять взаимосвязь обмена основных биоорганических веществ (углеводов, липидов, белков), роль нервной и гуморальной регуляции в обеспечении протекания химических процессов в организме человека; научиться определять функциональные нарушения обмена веществ и пути их коррекции в разные периоды онтогенеза. Внимательно прочитайте цель занятия. Запишите дату, номер и название занятия в тетради для СРС. в СРС является УЭ-1, 2, 3. а СРС – семинар.
УЭ-1 Цель: изучить особенности протекания обмена веществ и энергии у гетеротрофных организмов. 1.1. Изучите материал по учебнику и лекциям. 1.2. Подготовьте ответы на вопросы: 1. Дайте определение понятиям: «обмен веществ», «катаболизм», «анаболизм», «энергетический обмен», «пластический обмен», «метаболизм», «внешний обмен». 2. Какие органические вещества, поступающие с пищей, выполняют роль донора энергии и служат пластическим материалом? 3. Какими химическими процессами характеризуется внешний обмен? 4. Что такое метаболизм? Дайте краткую характеристику, основные функции. 5. Амфиболические пути: понятие, примеры. 6. Какие соединения называются макроэргическими? Какое соединение является главным макроэргом в организме человека? 1.3. Выполните задания: • 1. Составьте таблицу 7. Таблица 7 Характеристика процессов пищеварения, проходящих в отделах желудочно-кишечного тракта
Отдел желудочно-кишечного тракта (ЖКТ) Фермент, активный в данном отделе Ткань, продуцирующая данный фермент Биоорганическое вещество, претерпевающее изменение Процесс, проходящий в данном отделе ЖКТ
         

• 2. Напишите формулы важнейших макроэргических веществ (АТФ и КрФ), обозначив макроэргические связи, величину запасенной в них энергии.

• 3. Напишите схемы реакций гидролиза креатинфосфата и АТФ, используя структурные формулы исходных соединений и продуктов реакции.

Выполняйте устно. Литература: № 1. – С. 124–131, 162–168, 185–189. № 2. – С. 109–114, 126–128, 181–185. № 3. – С. 26–32, 38–45, 164–166. № 5. – С. 66–70.   Самостоятельно в тетради для СРС.   Тренируйтесь несколько раз, сверяясь с учебником. Проверить во время аудиторной СРС. УЭ-1. Оценка «___». Ф.И. проверяющего.
УЭ-2 Цель: изучить процессы катаболизма биоорганических веществ, условия протекания и энергетический эффект. 2.1. Изучите материал по учебнику и лекциям. 2.2. Подготовьте ответы на вопросы: 1. Какие ферменты осуществляют гидролиз важнейших углеводов пищи? Какие условия необходимы для действия этих ферментов? 2. Каковы пути использования в организме продуктов пищеварения углеводов? 3. Как происходит синтез и распад гликогена в печени? Как регулируются эти процессы? 4. Как осуществляются анаэробные превращения гликогена и глюкозы (гликолиз)? Как осуществляется ресинтез АТФ в ходе гликолиза? Какова энергетическая эффективность гликолиза? 5. Какие превращения происходят в аэробной фазе углеводного обмена? 6. Как превращения цикла трикарбоновых кислот связаны с системой переноса протонов и электронов на кислород и ресинтеза АТФ? 7. Молочная кислота, особенности ее химического строения и влияние на обмен веществ при мышечной работе. Пути устранения молочной кислоты. 8. Какие химические превращения совершаются с жирами и липоидами в процессе пищеварения? Какие при этом образуются промежуточные и конечные продукты?   9. Какую роль играют желчные кислоты в процессе пищеварения липидов и всасывания продуктов пищеварения? Каковы биохимические механизмы этого влияния желчных кислот? 10. Какие химические превращения происходят при мобилизации липидов? Как осуществляется регуляция этого процесса? 11. Какие химические превращения происходят при бета-окислении жирных кислот и распаде глицерина? 12. В чем заключаются отличия в превращениях жиров, находящихся внутри клеток мышц, а также других органов и тканей, и жиров, содержащихся в жировых депо организма (подкожной жировой ткани, сальниках, брыжейках и др.)? 13. Каков химизм синтеза кетоновых тел? В каких условиях происходит усиление синтеза кетоновых тел? Каковы дальнейшие превращения кетоновых тел? 14. Какие химические превращения происходят с белками в процессе их превращения? Какие ферменты обеспечивают эти превращения, каковы условия их действия? 15. Каковы биохимические механизмы защиты структурных белков? 16. Расскажите о реакциях превращения аминокислот в организме. Какова физиологическая роль биогенных аминов? 17. Приведите примеры нарушения белкового обмена, обмена углеводов и липидов в организме человека. 18. Расскажите о значении обмена воды и минеральных солей. Какова потребность организма в основных минеральных веществах? 20. Приведите энергетическую ценность белков, жиров и углеводов. 21. Каковы возрастные особенности обмена веществ? 22. Какова роль аденилатной системы в обмене веществ? Какова роль креатинфосфата в энергетическом обмене? 23. Какова взаимосвязь обмена углеводов, липидов и белков? 24. Охарактеризуйте взаимосвязь обмена воды и минеральных соединений с обменом углеводов, липидов, белков. 25. Назовите способ и источники восполнения энергии при занятиях спортом. 2.3. Выполните задания. • 1. Дайте характеристику следующих реакций катаболизма: гликолиз, гликогенолиз, аэробный распад глюкозы, распад ПВК, пентозофосфатный путь, придерживаясь плана: а) вещество-субстрат, вступающе в процесс; б) конечный продукт реакции; в) условия протекания; г) энергетический эффект. • 2. Напишите схему гликолиза. • 3. Напишите схему цикла трикарбоновых кислот. • 4. Укажите схему цепи переноса электронов (ЦПЭ). • 5. Напишите схему распада липидов в организме. • 6. Рассчитайте количество выделенной энергии при распаде тристеарина и трипальмитина. • 7. Напишите формулу незаменимых аминокислот. • 8. Какие продукты образуются при окислительном дезаминировании аспарагиновой кислоты? Напишите схемы реакции, назовите продукты реакции и ферменты, катализирующие эти реакции. • 9. Какие биогенные амины образуются в результате декарбоксилирования тирозина и гистидина? Напишите схемы реакций декарбоксилирования названных аминокислот и укажите ферменты, ускоряющие эти реакции. 2.4. Осуществите взаимопроверку. Критерии оценки: правильно выполнены все задания – оценка «5»; есть недочеты – оценка «4»; есть ошибки в написании уравнений химических реакций – оценка «3». В учебной литературе данные вопросы раскрываются в главах «обмен углеводов», «Обмен белков», «Обмен липидов». Литература: № 1. – С. 185–207, 208–219, 220–231, 238–246. № 2. – С. 142–173, 181–196. № 3. – С. 166–182, 184–210, 246–262. № 5. – С. 82–104, 114–124, 127–140.     Самостоятельно письменно в тетрадях для СРС.   Тренируйтесь несколько раз, проверяя себя по учебнику.   Работайте группой во время аудиторного занятия. УЭ-2. Оценка «___». Ф.И. проверяющего.
УЭ-3 Цель: закрепить знания о процессах обмена веществ и энергии. 3.1. Задание для самоконтроля: t 1. Тест (выберите правильный ответ). 1. Внеклеточное превращение веществ на путях их поступления и выделения называется:
а) метаболизм; в) катаболизм;
б) внешний обмен; г) анаболизм.

2. Процессы синтеза молекул из более простых, сопровождающихся потреблением энергии, называются:

а) анаболизм; в) конденсация;
б) катаболизм; г) полимеризация.

3. Выберите процессы, происходящие при пищеварении в желудочно-кишечном тракте человека:

а) расщепление дисахаридов до моносахаридов;

б) распад моносахаридов до СО2 и Н2О;

в) расщепление полисахаридов до моносахаридов;

г) образование НАDФ·Н2;

д) распад моносахаридов с образованием лактата.

4. Чем отличается окисление органических веществ в митохондриях от горения этих же веществ:

а) выделение теплоты; г) процесс окисления происходит с участием ферментов;
б) выделение теплоты и синтез АТФ; д) процесс окисления происходит в присутствии воды и с ее участием?
в) синтез АТФ;  

5. Что общего между окислением, происходящим в митохондриях клеток, и горением:

а) образование СО2 и Н2О; г) этапность в осуществлении процесса;
б) выделение теплоты; д) тепло выделяется порциями?
в) синтез АТФ;  

6. К макроэргическим соединениям относятся все, кроме:

а) АДФ; г) креатинфосфат;
б) карбамилфосфат; д) фосфоенпировиноградная кислота.
в) глюкозо-6-фосфат;  

7. Универсальным аккумулятором, донором и трансформатором энергии в организме является:

а) ГТФ; г) 1,3-дифосфоглицериновая кислота;
б) АТФ; д) глюкозо-6-фосфат.
в) ЦТФ;  

8. Продуктами пирофосфатного расщепления АТФ являются:

Наши рекомендации