Основные сведения о свариваемости
Свариваемость рассматриваемых сталей и сплавов затрудняется много-компонентностью их легирования и разнообразием условий эксплуатации свар-ных конструкций (коррозионная стойкость, жаростойкость или жаропроч-ность). Общей сложностью сварки является предупреждение образования в шве и околошовной зоне кристаллизационных горячих трещин, имеющих межкрис-таллитный характер, наблюдаемых в виде мельчайших микронадрывов и тре-щин. Горячие трещины могут возникнуть и при термообработке или работе ко-нструкции при повышенных температурах. Образование горячих трещин наи-более характерно для крупнозернистой структуры металла шва, особенно выра-женной в многослойных швах, когда кристаллы последующего слоя продолжа-ют кристаллы предыдущего слоя.
Концентрационное и термическое переохлаждение способствует разви-тию дендритной или микроскопической ликвации. В аустенитных швах нап-равленность столбчатых кристаллов выражена наиболее четко. Повышенное сечение и поэтому малая поверхность столбчатых кристаллов способствуют образованию межкристаллитных прослоек повышенной толщины, что и уве-личивает вероятность образования горячих трещин. Применение методов, спо-собствующих измельчению кристаллов и дезориентации структуры, утоньшая межкристаллитные прослойки, несколько повышает стойкость швов против го-рячих трещин.
Один из таких методов - получение швов, имеющих в структуре некото-рое количество первичного -феррита. Положительное действие феррита в аус-тенитно-ферритных швах на предупреждение образования в них горячих тре-щин связано с характером процесса первичной кристаллизации металла свароч-ной ванны. Одновременное выпадение из жидкой фазы кристаллов аустенита и первичного -феррита приводит к измельчению и дезориентации структуры, т.е. уменьшению сечения столбчатых кристаллов и утонению межкристаллит-ных прослоек, разделенных участками первичного феррита. В результате ве-роятность образования горячих трещин по местам расположения прослоек уме-ньшается.
Элементы, способствующие ферритизации металла, оказывают и обессе-ривающее действие на сварочную ванну, уменьшая количество легкоплавкой сульфидной эвтектики. Благоприятное действие - феррита может быть объяс-нено и большей растворимостью в нем примесей, уменьшающей их ликвацию. Получение аустенитно-ферритных швов достигается их дополнительным леги-рованием ферритообразующими элементами, такими как хром, кремний, алю-миний, молибден и др. В изделиях, работающих как коррозионно-стойкие при температурах до 400 °С, допускается содержание феррита до 20 ... 25 %. В швах на жаропрочных и жаростойких сталях, работающих при более высоких темпе-ратурах, возможно образование а-фазы с соответствующим ухудшением слу-жебных характеристик шва. С целью предупреждения сигматизации швов ко-личество -феррита в швах на жаропрочных и жаростойких сталях ограничива-ют 4 ... 5 %.
В сталях с большим запасом аустенитности получение швов с аустенит-но-ферритной структурой затруднено необходимостью легирования их повы-шенным количеством ферритизаторов. Возможность предотвращения в швах на них, а также на аустенитно-ферритных сталях горячих трещин достигается ог-раничением содержания в швах вредных (фосфора, серы) и ликвирующих при-месей, образующих легкоплавкие эвтектики, располагающиеся на завершаю-щейся стадии кристаллизации по границам столбчатых кристаллов. Это дости-гается применением сварочных материалов, минимально засоренных вредными и ликвирующими элементами, например электродных проволок, изготовленных из сталей вакуумной выплавки, электрошлакового переплава и т.д. Ограничи-вается также проплавление основного металла.
В некоторых случаях повышение стойкости швов против горячих трещин, наоборот, достигается повышением ликвирующих примесей до концентраций, обеспечивающих получение при завершении кристаллизации сплошной пленки легкоплавкой эвтектики на поверхности кристаллита. Это может быть достиг-нуто легированием стали бором (0,3 ... 1,5 %). Повышенная литейная усадка и значительные растягивающие напряжения, действующие при затвердевании на сварочную ванну, также способствуют образованию горячих трещин. Сниже-ние действия силового фактора (ограничение силы тока, заполнение разделки валиками небольшого сечения, рациональная конструкция соединения и др.) способствует предупреждению горячих трещин.
Помимо сложности получения на аустенитных высоколегированных ста-лях и сплавах швов без горячих трещин имеются и другие трудности, обуслов-ленные спецификой их использования. К сварным соединениям на жаропроч-ных сталях предъявляется требование сохранения в течение длительного време-ни высоких механических свойств при повышенных температурах. Большие скорости охлаждения металла шва при сварке приводят к фиксации неравновес-ных по отношению к рабочим температурам структур. Во время эксплуатации при температурах выше 350 °С в результате диффузионных процессов в стали появляются новые структурные составляющие, приводящие обычно к сниже-нию пластических свойств металла шва.
Термическое старение при температурах 350 ... 500 °С может привести к появлению 475°-ной хрупкости. Выдержка аустенитно-ферритных швов при температуре 500 ... 650 °С приводит к старению в основном за счет выпадения карбидов. Одновременно идет процесс образования а-фазы. Легирование сталей титаном и ниобием приводит к дисперсионному упрочнению стали за счет об-разования их прочных карбидов. Являясь ферритизаторами, титан и ниобий, способствуя образованию в шве ферритной составляющей, увеличивают коли-чество а-фазы в металле. Выдержки при температуре 700 ... 850 °С значительно интенсифицируют образование а-фазы с соответствующим охрупчиванием металла при более низких температурах и снижением предела ползучести при высоких температурах. При этих температурах возрастает роль и интерметал-лидного упрочнения за счет образования, в частности, интерметаллидных фаз железа с титаном и ниобием.
В чисто аустенитных швах в процессах теплового старения ведущее мес-то занимают процессы карбидного и интерметаллидного упрочнения. Одно из эффективных средств уменьшения склонности сварных соединений жаростой-ких и жаропрочных сталей к охрупчиванию в результатевыпадения карбидов - снижение в основном металле и металле шва содержания углерода. Наклеп, способствуя увеличению в шве содержания ферритной фазы, усиливает возмо-жность их охрупчивания.
Ввиду высокого коэффициента теплового расширения суммарная внут-ренняя пластическая деформация металла шва и околошовной зоны при сварке высоколегированных сталей выше, чем в низколегированных сталях. В резуль-тате при сварке многослойных швов (многократная пластическая деформация), жестких соединений и т.п. околошовная зона и нижние слои металла шва могут заметно упрочняться. Самонаклеп также увеличивает количество ферритной фазы, а значит, и вероятность охрупчивания (сигматизации) швов.
В зоне термического влияния некоторых жаропрочных аустенитных ста-лей под действием термического цикла сварки снижаются пластические и проч-ностные свойства, что может повести к образованию в этой зоне трещин. По-добные изменения свойств основного металла вызываются развитием диффузи-онных процессов, приводящих к повышенной концентрации в металле около-шовной зоны элементов (углерода, кислорода и др.), которые совместно с вред-ными примесями могут образовывать легкоплавкие эвтектики. При длительной эксплуатации в этой зоне могут выделяться мелкодисперсные карбиды и интер-металлиды, коагуляция которых приводит также к охрупчиванию металла. При сварке этих сталей для предупреждения образования горячих трещин в шве час-то получают металл шва, по составу отличающийся от основного и имеющий двухфазную структуру.
В процессе высокотемпературной эксплуатации происходит карбидное и интерметаллидное упрочнение металла шва и соответствующее снижение его пластических свойств, что приводит к локализации в околошовной зоне дефор-маций и образованию в ней трещин. Этому способствует и высокий уровень ос-таточных сварочных напряжении в сумме с рабочими напряжениями. Предотв-ращение подобных локальных разрушений достигается термообработкой – аус-тенитизацией при температуре 1050 ... 1100 °С для снятия остаточных свароч-ных напряжений и самонаклепа и придания сварному соединению более одно-родных свойств. В ряде случаев аустенитизация сопровождается последующим стабилизирующим отжигом при температуре 750 ... 800 °С для получения относительно стабильных структур за счет выпадения карбидной и интерметаллид-ной фаз. При сварке высокопрочных сталей в околошовной зоне возможно об-разование холодных трещин. Поэтому до сварки рекомендуется их аустенити-зация для получения высоких пластических свойств металла, а после сварки - упрочняющая термообработка. Подбор химического состава металла шва, полу-чение в нем благоприятных структур за счет выбора режима сварки и термооб-работки, снижение уровня остаточных напряжений за счет уменьшения жестко-сти сварных соединений или термообработки - основные пути предотвращения охрупчивания сварных соединений и образования в них холодных трещин. Пре-дварительный или сопутствующий подогрев до температуры 350 ... 450 °С слу-жит этой же цели.
При сварке жаростойких сталей под воздействием температуры в металле швов могут наблюдаться такие же структурные изменения, как и при сварке жа-ропрочных сталей. Высокая коррозионная стойкость жаростойких сталей в га-зовых средах при повышенных температурах определяется возможностью об-разования и сохранения на их поверхности прочных и плотных пленок оксидов. Это достигается легированием их хромом, кремнием, алюминием. Поэтому во многих случаях необходимая жаростойкость сварного соединения достигается максимальным приближением состава шва к составу основного металла. Во многих случаях к сварным соединениям жаростойких сталей предъявляется требование стойкости к газовой межкристаллитной коррозии.
Большинство жаростойких сталей и сплавов имеет большой запас аусте-нитности и поэтому при нагреве и охлаждении при сварке фазовых превраще-ний не претерпевает, кроме карбидного и интерметаллидного дисперсионного твердения. При сварке этих сталей возможно образование холодных трещин в шве и околошовной зоне, предупреждение которых в ряде случаев может быть достигнуто предварительным подогревом сталей до температуры 250 ... 550 °С.
Высоколегированные аустенитные стали и сплавы наиболее часто испо-льзуют как коррозионно-стойкие. Основное требование, которое в этом случае предъявляется к сварным соединениям, - стойкость к различным видам корро-зии. Межкристаллитная коррозия может развиваться в металле шва и основном металле у линии сплавления (ножевая коррозия) или на некотором удалении от шва (рис. 9.4). Механизм развития этих видов коррозии одинаков. Однако при-чины возникновения названных видов межкристаллитной коррозии различны.
Рис. 9.4. Схемы межкристаллитной коррозии сварных соединений аустенитных сталей:
а - в основном металле; б - в металле шва; в - ножевая коррозия
Межкристаллитная коррозия в металле шва (см. рис. 9.4, б) возникает в результате выделения под действием термического цикла сварки из аустенита карбидов хрома, приводящего к местному обеднению границ зерен хромом. Основная причина этого - повышенное содержание в металле шва углерода и отсутствие или недостаточное содержание титана или ниобия. Неблагоприят-ный термический цикл сварки - длительное пребывание металла шва в интер-вале критических температур (t > tкр, рис. 9.3) приводит к появлению склоннос-ти к межкристаллитной коррозии шва. Шов может потерять стойкость против межкристаллитной коррозии в результате воздействия критических температур при эксплуатации изделия. Аустенитно-ферритные швы с дезориентированной структурой имеют и повышенную стойкость против ММК по сравнению с ау-стенитными.
Увеличение протяженности границ зерен за счет их измельчения увели-чивает поверхности, на которых выделяются карбиды. Выделяющиеся карбиды более дисперсны, и местное обеднение объема зерна хромом происходит на ме-ньшую глубину. Кроме того, процессы диффузии в феррите протекают значите-льно быстрее, и выравнивание концентрации хрома в обедненных участках и центральных участках зерна происходит достаточно быстро.
Межкристаллитная коррозия основного металла на некотором удалении от шва (см. рис. 9.4, а) вызывается также действием термического цикла сварки в той части основного металла, где находилась изотерма критических темпера-тур.
Предупреждение склонности стали и швов к ММК достигается: снижени-ем содержания углерода до пределов его растворимости в аустените (до 0,02 ... 0,03 %), легированием более энергичными, чем хром, карбидообразующими элементами (стабилизация титаном, ниобием, танталом, ванадием и др.); аус-тенитизацией (закалкой) с температур 1050 ... 1100 °С, однако при повторном нагреве в интервале критических температур (500 ... 800 °С) сталь повторно приобретает склонность к межкристаллитной коррозии; стабилизирующим отжигом при температуре 850 ... 900 °С в течение 2 ... 3 ч; созданием аусте-нитно-ферритной структуры с содержанием феррита до 20 ... 25 % путем до-полнительного легирования хромом, кремнием, молибденом, алюминием и др. Однако такое высокое содержание в структуре феррита может понизить стой-кость металла к общей коррозии. Эти же меры способствуют и предупрежде-нию ножевой коррозии.
Ножевая коррозия имеет сосредоточенный характер (см. рис. 9.4, в) и по-ражает основной металл. Этот вид коррозии развивается в сталях, стабилизиро-ванных титаном и ниобием, обычно в участках, которые нагревались до темпе-ратур выше 1250 °С. При этом карбиды титана и ниобия растворяются в аусте-ните. Повторное тепловое воздействие на этот металл критических температур 500 ... 800 °С (например, при многослойной сварке) приведет к сохранению ти-тана и ниобия в твердом растворе и выделению карбидов хрома.
Общая коррозия представляет собой растворение металла в коррозионной среде и может развиваться преимущественно в металле шва, различных участ-ках зоны термического влияния или преимущественно в основном металле. В некоторых случаях она может развиться равномерно в основном металле и сварном соединении.
Наблюдается еще один вид коррозионного разрушения - коррозионное растрескивание, возникающее под совместным действием растягивающих нап-ряжений и агрессивной среды. Разрушение развивается как межкристаллитное, так и транскристаллитное. Снижение уровня остаточных сварочных напряже-ний - одна из основных мер борьбы с этим видом коррозионного разрушения.