Тестовые задания: Основы химической термодинамики. Термохимические расчеты
1. Термодинамический параметр энтропия измеряется в единицах:
1. Дж
2. кДж
3. кДж/моль
4. Дж/(моль·К)
5. моль/(л·сек)
2. Система, в которой отдельные части отделены друг от друга видимой поверхностью раздела и отличаются по свойствам, называется:
1. изолированной
2. открытой
3. закрытой
4. гомогенной
5. гетерогенной
3. Однородная часть системы с одинаковыми химическими и термодинамическими свойствами, отделенная от других частей поверхностью раздела, при переходе через которую физические и химические свойства резко меняются, называется:
1. параметром
2. энтропией
3. энтальпией
4. компонентом
5. фазой
4. Часть внутренней энергии системы, которую можно превратить в полезную работу при постоянном давлении и постоянной температуре, называется:
1. энтальпией, Н
2. энергией Гиббса, G
3. энтропией, S
4. тепловым эффектом реакции, Q
5. связанной энергией
5. Тепловой эффект реакции зависит только от природы и состояния исходных веществ и конечных продуктов, но не зависит от пути, по которому реакция протекает, - это
1. закон действующих масс
2. второе начало термодинамики
3. закон Гесса
4. закон Лавуазье-Лапласа
5. третье начало термодинамики
6. Химические уравнения, в которых указано агрегатное состояние веществ и тепловой эффект реакции, называются:
1. изохорными
2. изобарными
3. изотермическими
4. термохимическими
5. изобарно-изотермическими
7. В соотношении DН=DG+Т∙DS, вытекающем из первого и второго законов термодинамики, произведение Т∙DS характеризует:
1. часть энергии системы, которую можно превратить в работу
2. часть энергии системы, которую нельзя превратить в работу
3. свободную энергию системы
4. энтальпию химической реакции
5. теплоту образования вещества
8. Изменение любого из термодинамических параметров, описывающих состояние термодинамической системы, называется:
1. внутренней энергией
2. термодинамическим процессом
3. термодинамикой
4. термодинамической системой
5. открытой термодинамической системой
9. Наибольшее значение энтропия вещества имеет в агрегатном состоянии:
1. жидком
2. газообразном (парообразном)
3. твердом
4. в правильном кристалле при температуре абсолютного нуля
5. энтропия вещества постоянна, не зависит от агрегатного состояния
10. Одновременное влияние энтропийного и энтальпийного факторов на термодинамический процесс выражается уравнением
1. p = CRT
2. DН = D U + p∙DV
3. m = C∙M∙V
4. DG = DН - Т∙DS
5. m = p∙V
11. Математическая запись DН = DU + р∙DV соответствует первому началу термодинамики, где произведение (р∙DV) характеризует:
1. увеличение внутренней энергии системы
2. затрату теплоты на совершение работы против внешних сил
3. связанную энергию системы
4. тепловой эффект реакции
5. энтальпию реакции
12. Фазовый переход вещества из жидкого состояния в пар называется:
1. плавлением
2. кристаллизацией
3. конденсацией
4. парообразованием
5. сжижением
13. Самопроизвольно могут протекать химические процессы, при которых изменение энергии Гиббса (DG):
1. имеет положительное значение
2. имеет отрицательное значение
3. равно нулю, DG = 0
4. DG = 0 и энтропия уменьшается
5. DG > 0 и энтропия уменьшается
14. Единица измерения стандартных параметров 'энтальпия' и 'энергия' Гиббса в системе СИ (при стандартных условиях):
1. кДж, Дж, ккал, кал
2. кДж/моль
3. ккал/моль, кал/моль
4. моль/л/сек
5. моль/л
15. Химическая реакция, при которой энтальпия системы повышается, называется:
1. экзотермической
2. эндотермической
3. каталитической
4. реакцией обмена
5. окислительно-восстановительной
16. Тепловую энергию полностью в работу превратить нельзя, часть теплоты обязательно расходуется на нагревание окружающей среды. Это одна из формулировок:
1. периодического закона Д.И. Менделеева
2. первого начала термодинамики
3. 2-го начала термодинамики
4. закона действующих масс
5. закона постоянства состава вещества
17. Возможность протекания эндотермических реакций с повышением температуры
1. уменьшается
2. не изменяется
3. увеличивается
4. становится равной нулю
5. зависит от рН среды
18. кДж/(моль.град) - это единица измерения термодинамического параметра
1. внутренняя энергия
2. энтальпия
3. энтропия
4. энергия Гиббса
5. нет правильного ответа
19. Термодинамическая система, которая не обменивается с окружающей средой ни веществом, ни энергией, называется
1. открытой
2. живым организмом
3. закрытой
4. изолированной
5. гомогенной
20. Химическая реакция, при которой энтальпия и внутренняя энергия системы уменьшаются, называется:
1. экзотермической
2. каталитической
3. ферментативной
4. эндотермической
5. реакцией гидролиза
21. Стакан томатного сока содержит 1,6 г белков, 6 г углеводов и 0,05 г жиров. Вычислить калорийность стакана сока, если энергетическая ценность углеводов равна 4 ккал/г, белков - 4 ккал/г, жиров - 9 ккал/г:
1. 30,85 ккал
2. 38,4 ккал
3. 130 ккал
4. 76,8 ккал
5. нет правильного ответа
22. В сутки студенту требуется 450 г углеводов, 415 г белков и 106 г жиров. Вычислить калорийность рациона студента, если энергетическая ценность белков равна 4 ккал/г, углеводов - 4 ккал/г, жиров - 9 ккал/г:
1. 1800 ккал
2. 3460 ккал
3. 2754 ккал
4. 4414 ккал
5. нет правильного ответа
23. Порция мясных колет содержит 17 г белков, 18 г жиров, 21 г углеводов. Определить калорийность порции котлет, если энергетическая ценность белков и углеводов составляет 4 ккал/г, жиров - 9 ккал/г:
1. 152 ккал/ккал
2. 314 ккал
3. 162 ккал
4. 728 ккал
5. нет правильного ответа
24. Стакан виноградного сока содержит 5 г белков и 48 г углеводов. Определить калорийность стакана сока, если энергетическая ценность и белков, и углеводов равна 4 ккал/г:
1. 57 ккал
2. 53 ккал
3. 212 ккал
4. 13,2 ккал
5. нет правильного ответа
25. Крупа гречневая содержит 12,5% белков, 3% жиров, 61% углеводов. Вычислить калорийность 100 г крупы, если энергетическая ценность белков равна 4 ккал/г, углеводов - 4 ккал/г, жиров - 9 ккал/г
1. 244 ккал
2. 333 ккал
3. 321 ккал
4. 256 ккал
5. нет правильного ответа
26. При стандартных условиях реакция: I2 + H2 = 2HI, для которой DG = +37 кДж:
1. находится в состоянии термодинамического равновесия
2. находится в стационарном состоянии
3. может протекать самопроизвольно в прямом направлении
4. не может протекать самопроизвольно
5. нет правильного ответа
27. Не проводя расчета, определите как изменяется энтропия в химической реакции: N2O4(г) = 2NO2(г)
1. увеличивается
2. уменьшается
3. не изменяется
4. сначала уменьшается, затем увеличивается
5. становится равной нулю
28. Не производя расчеты, определите, как изменяется энтропия в химической реакции:
CaO(т) + CO2 (Г) = CaCO3 (т)
1. увеличивается
2. уменьшается
3. не изменяется
4. сначала увеличивается, затем уменьшается,
5. энтропия любой т/д системы всегда равна 0.
29. Не производя расчета, определите, как изменится энтропия системы при растворении кристаллов KNO3 в воде? KNO3 (т) ↔ K+(р-р) + NO-3 (р-р)
1. увеличивается
2 .уменьшается
3. не изменяется
4. сначала уменьшается, затем увеличивается
5. энтропия любой термодинамической системы всегда равна 0.
30. Математическая запись ΔНХ.Р. = SΔНобр.(продуктов) - SΔНобр.(исходн.) соответствует
1. Первому закону Рауля
2. Второму закону Рауля
3. Третьему закону Рауля
4. Первому следствию из закона Гесса
5. Правилу Вант-Гоффа
1. Тема №3:Кислотно-основное равновесие в процессах жизнедеятельности. Ионное произведение воды. Водородный показатель, как количественная мера активной кислотности и щелочности. Методы измерения рН.
2. Цель: Изучить кислотно-основное равновесие в организме, что необходимо будущему врачу для понимания процессов происходящих в живом организме.
3. Задачи обучения:Научить студентов давать количественную характеристику кислотности и щелочности растворов, определять колориметрическим методом рН растворов.
4. Основные вопросы темы:
1. Электролитическая диссоциация. Сильные и слабые электролиты.
2.Степень и константа электролитической диссоциации.
3.Диссоциация воды. Ионное произведение воды.
4.Водородный показатель рН, как мера активной кислотности и щелочности
5.Понятие о кислотно-основных индикаторах.
6.Значение кислотно-основного равновесия для нормального функционирования живого организма
7.Методы измерения рН
8.Сущность колориметрического метода определение рН. Закон Ламберта- Беера
9.Методы колориметрирования: а) уравнивания; б) цветной шкалы
5. Методы обучения и преподавания:
Определение входного уровня знаний, беседа по теме занятия, выполнение лабораторной работы и оформление отчета. Итоговый контроль знаний.