Блок дополнительной информации
Таблица 1. «Классификация типов гиперлипопротеинемий»
Тип | Компоненты, концентрация которых повышается в плазме крови | Частота заболеваний | Для каких заболеваний характерно |
I | ХМ (ТАГ) | Редко | Ксантоматоз (отложение в коже и других органах жиров в форме очаговых скоплений) |
II | ЛПНП, ЛПОНП ( ХС, ТАГ) | Очень часто | Атеросклероз в раннем возрасте, ИБС |
III | «Флотирующие»-ЛП (ТАГ, ХС) | Часто | Атеросклероз (тяжелые поражения сосудов), ИБС, поражение сосудов ног |
IV | ЛПОНП (ТАГ, ХС) | Часто | Атеросклероз в более позднем возрасте, ИБС, диабет, ожирение |
V | ЛПОНП, ХМ (ТАГ, ХС) | Редко | Атеросклероз развивается реже, ксантоматоз, скрытый диабет |
Схема 1. «Фонд холестерина в организме»
Поступление с пищей 1 -2 г/сут |
Синтез в организме из ацетил –КоА, 1 г/сут |
↓ ↓
Холестерин ( всего около150 г)
90% в составе плазматических мембран, 10% в плазме крови (3,63-8,03 ммоль/л)
↓ ↓ ↓ ↓ ↓
Синтез желчных кислот 0,5 г/сут | Выделение через ЖКТ с калом 0,5 г/сут | Выделение с кожным салом 0,1 г/сут | Синтез стероидных гормонов 0,04 г/сут | Синтез витамина D3 0,01 г/сут |
Практическое занятие № 18
Тема: «Обмен и функции липидов»
(коллоквиум)
Мотивация:Знание механизмов регуляции и биохимических параметров обмена липидов, понимание механизмов развития патологии липидного обмена необходимо для профилактики и коррекции этих состояний
Цель обучения, воспитания и развития:Закрепить знания о структуре и биологической роли липидов тканей и крови, рассмотреть механизмы регуляции липидного обмена в норме и его нарушениях при патологии с учетом современных достижений в липидологии.
Задачи, обучения, воспитания и развития:
Использование знаний раздела в медицинской практике:полученные по данной теме знания и умения формируют профессиональную базу, необходимую в последующем для изучения вопросов:
-кардиологии (патогенез атеросклероза и его осложнений)
-гастроэнтерологии (патогенез желчнокаменной болезни и др.)
-инфекционных болезней (патогенез гепатитов)
-диетологии (патогенез и профилактика ожирения и др.)
-педиатрии (патогенез наследственных заболеваний обмена липидов)
-патофизиологии (роль эйкозаноидов в развитии воспалительной реакции)
-фармации (введение лекарственных веществ в форме липосом)
-эндокринологии (нарушение метаболизма липидов при сахарном диабете и др.)
Этапы проведения занятия:
1. Вводная часть
2. Основная часть занятия: коллоквиум
3. Заключительная часть занятия (подведение итогов)
Задание на самоподготовку
Перечень контрольных вопросов:
1. Основные липиды тканей человека, их физиологическое значение (жирные кислоты, триацилглицерины, сложные липиды, стероиды).
2. Пищевые жиры: норма суточного потребления, переваривание и всасывание, значение желчных кислот. Ресинтез жиров в стенке в клетках кишечника. Роль хиломикронов в обмене жиров. Пределы изменений концентрации жиров в крови, механизмы поддержания физиологического уровня. Липопротеинлипаза.
3. Полиненасыщенные жирные кислоты (ПНЖК): зависимость концентрации от питания, значение. Эйкозаноиды (простагландины, лейкотриены, липоксины), их роль в регуляции метаболизма и физиологических функций
4. Роль липидов в обеспечении функций клеточных мембран. Фазовые состояния и фазовые переходы липидов. Перекисное окисление липидов, роль антиоксидантов. Модельные мембраны (липосомы).
5. Основные фосфолипиды тканей человека, их физиологическое значение. Представления о катаболизме фосфолипидов (роль фосфолипазы А2, лизофосфолипиды). Биосинтез фосфолипидов, значение липотропных факторов. Жировая инфильтрация печени. Липоидозы.
6. Окисление жирных кислот, последовательность реакций, связь процесса с цитратным циклом и дыхательной цепью, физиологическое значение. Изменение скорости использования жирных кислот в зависимости от ритма питания, температуры и мышечной активности.
7. Биосинтез жирных кислот в организме: основные представления о химизме процесса, роль пальмитатсинтазы, связь с углеводным обменом. Незаменимые (эссенциальные) жирные кислоты: линолевая, линоленовая (витамин F).
8. Биосинтез и использование кетоновых тел. Факторы, способствующие кетогенезу, кетогенные и антикетогенные компоненты пищи. Кетонемия и кетонурия: причины развития, следствие.
9. Обмен и функции холестерина. Биосинтез холестерина в организме: последовательность реакций до образования мевалоновой кислоты, представления о дальнейших этапах, регуляция синтеза. Гиперхолестеринемия.
10. Транспортные липопротеины крови: особенности строения, состава, функций различных классов. Аполипопротеины. Роль липопротеинов в обмене холестерина. Пределы изменений концентрации липопротеинов и холестерина в крови. Гиперлипопротеинемия, дислипопротеинемия.
11. Депонирование и мобилизация жиров в жировой ткани, гормональная регуляция процесса и физиологическое значение. Особенности метаболизма жировой ткани.
12. Взаимосвязь обмена жиров и углеводов. Схема превращения глюкозы в жир. Зависимость скорости биосинтеза жиров от ритма питания, состава пищи, гормональной регуляции. Ожирение.
13. Образование и функции желчных кислот. Энтерогепатическая циркуляция и экскреция желчных кислот и холестерина. Желчнокаменная болезнь, биохимические подходы к профилактике и коррекции нарушений метаболизма.
14. Биохимия атеросклероза (гиперхолестеринемия, дислипопротеинемия, ПОЛ). Биохимические подходы к профилактике заболевания и его осложнений (ИБС, инфаркт миокарда, инсульт и др.)
Список рекомендуемой литературы:
1. Березов Т.Т. Биологическая химия/Т.Т. Березов, Б.Ф. Коровкин. – Изд.3-е. – М.:Медицина, 1998 – 704 с
2. Биохимия: Учебник / Под ред. Е.С. Северина. - М.: «ГЭОТАР-МЕД», 2003 – 784 с.
3. Николаев А.Я. Биологическая химия. – М.: «Медицинское информационное агенство». – 2004. -566 с.
4. Хасина М.А. Словарь-справочник по клинической биохимии – Владивосток: «Медицина ДВ», 2006.
5. Щербак И.Г. Биологическая химия: Учебник. – СПб.: «Издательство СПбГМУ», 2005. – 480 с.
6. Бышевский А.Ш., Терсенов О.А. Биохимия для врача. – Екатеринбург: Издательско- полиграфическое предприятие «Уральский рабочий», 1994. – 384 с.
7. Гринстейн Б., Гринстейн. Наглядная биохимия. – М.: «ГЭОТАР-МЕД», 2004 – 119 с.
8. Биохимия. Краткий курс с упражнениями и задачами /Под ред. Е.С.Северина, А.Я.Яковлева.- М.: «ГЕОТАР-МЕД», 2001. – 448 c.
9. Биохимия. Тесты и задачи: Учебное пособие для студентов мед. Вузов /Под ред. Е.С.Северина. – М.: ВЕДИ», 2005.- 368 с.
10. Комов В.П. Биохимия: Учебник для вузов/В.П.Комов, В.Н. Шведова. – М.: «Дрофа», 2004. – 640 с.
11.Северин Е.С., Алейникова Т.Л., Осипов Е.В. Биохимия.- М.: «Медицина», 2000.
12. Хасина М.А., Артюкова О.А., Хасина М. Ю. Витамины и минеральные вещества в жизни человека – Владивосток: «Медицина ДВ», 2006. – 102 с.
Практикумы:
1. Зубаиров Д.М., Тимербаев В.Н., Давыдов В.С. Руководство к лабораторным занятиям по биологической химии. – М.: «ГЭОТАР-Медиа», 2005.- 392 с.
2. Кушманова О.Д., Ивченко Г.М. Руководство к лабораторным занятиям по биологической химии. – М.: «Медицина», 1983. - 272 с.
3. Пустовалова Л.М. Практикум по биохимии. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999. – 544