Самостоятельная работа по теме.

Задача № 1.

В общеобразовательной школе № 1 города М. после ремонта произведена замена ученической мебели.

Врачу-педиатру школы было поручено провести гигиеническую оценку новой мебели: а) проконтролировать соблюдение гигиенических требований при расстановке мебели в классах; б) проверить, является ли новая мебель безопасной по химическим показателям.

Врач установил следующее: для оборудования учебных помещений привезены различные виды ученической мебели: для I ступени обучения – школьные парты, для II и III ступеней обучения – столы ученические двухместные и бытовые стулья, для кабинетов физики и химии – столы лабораторные в комплекте с табуретками. Лабораторные столы и табуретки покрыты устойчивым к действию химических веществ материалом.

В комплектах мебели, предназначенной для оборудования кабинетов физики и химии, демонстрационные столы не предусмотрены, поэтому во время ремонтных работ в кабинетах физики и химии подиумы были снесены.

Вытяжные шкафы предусмотрены для кабинета химии и для 2-х лаборантских: при кабинетах химии и биологии.

При проверке правильности маркировки ученической мебели врач установил, что цветовая маркировка нанесена на боковую наружную поверхность стола и стула в виде круга.

Врач заметил, что все парты, закупленные для учащихся начальной школы, одного номера (№ 2), промаркированы одним цветом – фиолетовым. Во время очередного медицинского осмотра школьников врач измерял длину тела обучающихся и знал, что длина тела учащихся первого класса колеблется от 114 см до 128 см; длина тела учащихся второго класса – от 126 см до 135 см; третьего класса – от 128 см до 140 см, четвертого – от 132 см до 145 см.

Ученические столы для учащихся II-III ступени обучения с номерами 3 и 4 промаркированы красным цветом, с номерами 5 и 6 – оранжевым цветом.

Парты и столы расставлены в учебных помещениях по номерам: меньшие – ближе к доске, большие – дальше.

Высоких детей с нарушением слуха и зрения рассаживают на задние парты; рассаживание их в первом ряду или на ближних к классной доске партах не планируется.

Детей, часто болеющие ОРЗ, рассаживают дальше от наружной стены. Обучающихся, сидящих на крайних партах, никогда не меняют местами.

После расстановки ученической мебели в классах врач измерил размеры проходов и установил, что расстояние между рядами двухместных столов составляет 70 см; между рядом столов и наружной продольной стеной – 60 см; от последних столов до стены, противоположной классной доске, – 70 см; от первой парты до учебной доски – 180 см. Наибольшая удаленность последнего места обучающегося от учебной доски – 920 см. Все ученические столы размещены вдоль окон и обеспечены левосторонним естественным освещением.

При оценке размещения в классах учебных досок врач установил, что высота нижнего края учебной доски над полом составляет 70-90 см.

Угол видимости доски от края доски длиной 3,0 м до середины крайнего места обучающегося за передним столом составляет 35 градусов для обучающихся всех трех ступеней образования.

Классные доски (с использованием мела) во всех кабинетах изготовлены из материалов, хорошо очищающихся влажной губкой, имеют темно-зеленый цвет и антибликовое покрытие.

Выполняя задание директора школы, врач проверил сопроводительные документы на партию поступившей мебели. Среди сопроводительной документации не оказалось документов, свидетельствующих о безопасности ученической мебели для здоровья обучающихся.

При проведении лабораторных испытаний мебели по химическим показателям в лабораторных условиях были установлены концентрации летучих химических веществ, выделяющихся в воздух помещений при эксплуатации мебели:

- аммиак – 0,02 мг/м3;

- диоксид серы – 0,01 мг/м3;

- ксилол – 0,01 мг/м3;

- спирт метиловый – 0,3 мг/м3;

- хлористый водород – 0,05 мг/м3;

- этиленгликоль – 0,03 мг/м3;

- этилацетат – 0,1 мг/м3;

- толуол – 0,23 мг/м3;

- стирол – 0,1 мг/м3;

- фенол – 0,01 мг/м3;

- формальдегид – 0,1 мг/м3.

Вопросы:

1. Дайте гигиеническую оценку оборудованию общеобразовательной организации ученической мебелью с использованием СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях» (далее – СанПиН).

2. Дайте гигиеническую оценку ученической мебели по химическим показателям с использованием Приложения 3 Технического регламента Таможенного Союза «О безопасности мебельной продукции» ТР ТС 025/2012 (далее – ТР ТС).

Задача № 2.

Директор средней школы Д-ского района накануне капитального ремонта попросил школьного врача-педиатра дать гигиеническую оценку кабинету информатики, не подвергавшемуся ремонту и модернизации более 10 лет, имевшему устаревшее оборудование и мебель.

Для проведения гигиенической оценки кабинета информатики школьный врач использовал СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» (далее – СанПиН).

Кабинет информатики, оборудованный компьютерами (далее – ПВЭМ), расположен в цокольном этаже школы

Окна помещения ориентированы на север. В связи с этим оконные проемы не оборудованы регулируемыми солнцезащитными устройствами

Согласно имеющихся у врача протоколов измерений параметров микроклимата температура воздуха в помещении в течение учебного года составляет 25-27 °С, относительная влажность – 30-40 %, скорость движения воздуха – 0,1 м/сек.

В помещении компьютерного класса проводится ежедневная влажная уборка; проветривание после каждого часа работы на ПЭВМ не проводится.

Согласно имеющихся у врача протоколов измерений освещенности уровень искусственной освещенности на поверхности стола в зоне размещения рабочего документа составляет 550 лк; освещенность поверхности экрана составляет 600 лк; кроме того, врач заметил, что расположенные на потолке лампы создают блики на поверхности экрана.

Согласно имеющихся у врача протоколов измерений яркость светильников составляет 850 кд/кв. м; коэффициент пульсации – 15 %.

Соотношение яркости между рабочими поверхностями составляет 4:1, между рабочими поверхностями и поверхностями стен и оборудования – 5:1.

Расположение компьютеров периметральное, но общее освещение организовано в виде 2-х сплошных параллельных линий светильников, расположенных на потолке.

Очистка стекол оконных рам и светильников проводится 3-4 раза в год; замена перегоревших ламп проводится своевременно.

В соответствии с протоколом инструментальных измерений, уровни ЭМП, создаваемые ПЭВМ в помещении компьютерного класса, составляют:

- напряженность электрического поля в диапазоне частот 5 Гц-2 кГц – 30 В/м; в диапазоне частот 2 кГц-400 кГц – 2,7 В/м;

- плотность магнитного потока в диапазоне частот 5 Гц-2 кГц составляет 230 нТл; в диапазоне частот 2 кГц-400 кГц – 20 нТл;

- напряженность электростатического поля составляет 115 кВ/м.

Рабочие места с ПЭВМ размещены периметрально, расстояние между боковыми поверхностями видеомониторов – 0,8 м. Рабочие столы с видеомониторами, размещенными в направлении тыла поверхности одного видеомонитора и экрана другого видеомонитора – отсутствуют.

Рабочие столы для размещения ВДТ используются ученические 2-х местные, не обеспечивающие оптимального размещения на рабочей поверхности используемого учебного материала.

В конструкции ученических столов для работы с ПЭВМ не предусмотрено двух раздельных поверхностей: одна для размещения ПЭВМ и вторая – для клавиатуры.

В конструкции ученических столов для работы с ПЭВМ не предусмотрено опоры поверхностей для ПЭВМ или ВДТ и для клавиатуры на стояк, в котором должны находиться провода электропитания и кабель локальной сети.

Все столы имеют одинаковую высоту столешницы над полом – 640 см. При измерении длины тела обучающихся врачом было установлено, что школьники, занимающиеся в кабинете информатики, имеют длину тела (в обуви) от 135 до 170 см.

Коэффициент отражения поверхности рабочего стола – 0,7.

В качестве рабочих стульев используются бытовые стулья, которые не обеспечивают поддержания рациональной рабочей позы при работе на ПЭВМ.

Все стулья имеют одинаковую высоту сиденья над полом – 380 см при наличии среди занимающихся в кабинете информатики обучающихся с длиной тела (в обуви) от 135 до 170 см.

Угол наклона сиденья составляет 0 град.; угол наклона спинки составляет 120 град.

Рабочие стулья не являются подъемно-поворотными, не регулируются по высоте и углам наклона сиденья и спинки.

При наличии высоких столов и стульев подставки для ног обучающихся отсутствуют.

Вопросы:

1. Дайте гигиеническую оценку размещению, устройству и оборудованию кабинета информатики общеобразовательной школы с использованием СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы».

Задача № 3.

Общеобразовательная организация (далее – школа) размещена в 3-х этажном отдельно стоящем здании; количество рабочих мест для обучающихся не превышает вместимости общеобразовательной организации, предусмотренной проектом.

Каждый обучающийся обеспечивается рабочим местом за партой или столом в соответствии с его ростом.

Все учебные помещения оборудованы ученической мебелью: школьными партами, столами ученическими или лабораторные в комплекте со стульями; табуретки или скамейки вместо стульев не используются.

Для обучающихся I ступени образования используются школьные парты с наклоном рабочей поверхности 7-15°.

Для II и III ступеней обучения используются столы ученические двухместные, для кабинетов физики и химии – столы лабораторные.

В кабинетах физики и химии демонстрационные столы установлены, но подиумы отсутствуют.

Вытяжные шкафы для кабинета химии и для лаборантской при кабинете химии не предусмотрены.

Ученические и демонстрационные столы имеют устойчивое к действию агрессивных химических веществ покрытие.

Цветовая маркировка нанесена на боковую наружную поверхность столов и стульев в виде круга.

Парты и столы расставляются в учебных помещениях без учета номеров, беспорядочно, без учета расстояния до доски.

Детей с нарушением слуха и зрения рассаживают на передние парты.

Детей, часто болеющих ОРЗ, ангинами, простудными заболеваниями, не рассаживают дальше от наружной стены.

В кабинете информатики рабочие столы для размещения компьютеров (далее – ПЭВМ) используются одноместные, обеспечивающие оптимальное размещение на рабочей поверхности используемого учебного материала.

В конструкции ученических столов для работы с ПЭВМ в кабинете информатики предусмотрены две раздельные поверхности: одна для размещения ПЭВМ и вторая – для клавиатуры. Расстояние между боковыми поверхностями видеомониторов в кабинете информатики – 1,4 м, расстояния между поверхностями мониторов «тыл»-«экран» – 2,1 м.

Рабочие стулья в кабинете информатики используются подъемно-поворотные, регулирующиеся по высоте и углам наклона сиденья и спинки.

Конструкция рабочего стула в кабинете информатики обеспечивает поддержание рациональной рабочей позы при работе на ПЭВМ, позволяет изменять позу с целью снижения статического напряжения мышц шейно-плечевой области и спины для предупреждения развития утомления.

Угол наклона сиденья стульев, которыми оборудован кабинет информатики, составляет 3-4 град. Угол наклона спинки стульев, которыми оборудован кабинет информатики, составляет 100 град. Подставки для ног на рабочих местах в кабинете информатики отсутствуют.

При проведении лабораторных испытаний в кабинете информатики были измерены уровни ЭМП (электромагнитных полей), создаваемых ПЭВМ. Результаты измерений показали, что:

- напряженность электрического поля в диапазоне частот 5 Гц-2 кГц – 30 В/м; в диапазоне частот 2 кГц-400 кГц – 3,7 В/м;

- плотность магнитного потока в диапазоне частот 5 Гц-2 кГц составляет 700 нТл; в диапазоне частот 2 кГц-400 кГц – 120 нТл;

- напряженность электростатического поля составляет 85 кВ/м.

Во всех учебных помещениях, в том числе в компьютерном классе, проводится ежедневная влажная уборка, что соответствует п. 12.3. СанПиН 2.4.2.2821-10, согласно которого все помещения общеобразовательной организации подлежат ежедневной влажной уборке с применением моющих средств и п. 4.4. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03, согласно которого в помещениях, оборудованных ПЭВМ, должна проводиться ежедневная влажная уборка.

Очистка стекол оконных рам и светильников во всех учебных помещениях школы и в компьютерном классе проводится 3-4 раза в год, что соответствует п. 7.2.9. СанПиН 2.4.2.2821-10, согласно которого очистка осветительной арматуры светильников проводится по мере загрязнения, но не реже 2 раз в год и п. 6.15. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03, согласно которого в помещениях для использования ПЭВМ следует проводить чистку стекол оконных рам и светильников не реже двух раз в год.

Вопросы:

1. Дайте гигиеническую оценку оборудованию мебелью и компьютерами учебных помещений общеобразовательной организации с использованием СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях» и СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы».

Домашнее задание для уяснения темы занятия.

1. Какими свойствами должно обладать защитное покрытие мебели?

2. Какие физические факторы мебели нормируются с целью обеспечения безопасности для организма обучающихся?

3. Что такое химическая и санитарно-гигиеническая безопасность мебельной продукции? Какие вредные химические вещества не должны выделяться из ученической мебели (какого класса опасности)?

4. Какие гигиенические требования предъявляются к расстановке ученической мебели и оборудования в классах и кабинетах?

5. С какой целью производится маркировка ученической мебели?

6. Как Вы думаете, почему нельзя использовать для оборудования учебных классов и кабинетов скамьи и табуретки?

7. Как в классе должны быть рассажены дети с нарушением слуха, зрения, а также дети, часто болеющие ОРЗ, ангинами, простудными заболеваниями?

8.Какие гигиенические требования предъявляются к физическим и химическим факторам среды кабинета информатики?

9. Какие гигиенические требования предъявляются к конструкции компьютеров?

10. Какие гигиенические требования предъявляются к расстановке рабочих столов с компьютерами?

Наши рекомендации