ОТС и проблема единства и многообразия мира
Двенадцать парных понятий — «система и хаос», «поли- и изоморфизм», «симметрия и асимметрия», «формы изменения и формы развития материи», «неэволюционные и эволюционные формы сохранения материи», «формы действия и формы отношения материи» — являются фундаментальными категориями ОТС, имеющими важное значение для философии. Укажем следующие основания для такого утверждения [см. также 91; 92].
Эти парные, взаимодополняющие категории общесистемны в том смысле, что характеризуют системы любого рода; фундаментальны потому, что каждая из них прямо или косвенно составляет «ядро» соответствующих общесистемных законов, а также потому, что каждая из них является итогом познания мира за несколько тысяч лет. Они двойственны в том смысле, что, с одной стороны, отражают — каждая по-своему — некоторые фундаментальные особенности материи, с другой — выполняют методологические функции, играя роль опорных пунктов познания. Эти категории обладают сложной природой, так как содержание каждой из них раскрывается с помощью большой системы понятий; они глубоко внутренне диалектичны.
Докажем последнее утверждение и одновременно разовьем системный подход к философской проблеме единства и многообразия мира с точки зрения системных представлений о поли- и изоморфизме [см. также 99].
Действительно, а) столь важные прежде всего для естествоиспытателей поли- и изоморфизм различаются как «плюс» и «минус», и вследствие этого каждый из них предполагает «свое другое», как бы в зародыше содержится «в своем другом»; б) полиморфизм изоморфичен, а изоморфизм полиморфичен: первый из-за повторяющегося от системы к системе, от полиморфизма к полиморфизму стандартного строя и порядка, наличия одних и тех же системных параметров; второй — из-за многообразия форм изоморфизма; в) полиморфизм внутренне трихотомичен в результате наличия двух основных — изомерийной и неизомерийной — и одной переходной — изомерийно-неизомерийной — форм. Изоморфизм, согласно закону соответствия, также трихотомичен вследствие наличия двух основных — полной и неполной — и одной переходной форм. Причем в формулировке этого закона полному изоморфизму соответствует 1-й, неполному — 3-й и 4-й, переходному — 2-й ее случай.
В результате мы приходим вроде бы к уже известному философскому положению о единстве многообразия и многообразии единого, однако с существенно новым его развитием прежде всего благодаря, во-первых, представлению единства и многообразия в виде соответственно системного изоморфизма и полиморфизма, а последних — в виде систем объектов поли- и изоморфических родов, «сводимых» в свою очередь к поли- и изо-морфическим модификациям — объектам-системам.
Во-вторых, благодаря объяснению единства и многообразия мира фактом его существования, а именно его движения и самодвижения. В этом отношении данное утверждение можно рассматривать как конкретизацию известного высказывания Ф. Энгельса о том, что «единство мира состоит не в его бытии, хотя его бытие есть предпосылка его единства, ибо сначала мир должен существовать, прежде чем он может быть единым» [50. Т. 20. С. 43].
В-третьих, развитию положения о единстве и многообразии мира способствует представление единства (системного изоморфизма) и многообразия (полиморфизма) в виде не только состояний, но (также из-за их причинно-следственной связи с движением) и особых, взаимопротивоположных процессов — полиморфизации и изоморфизации.
В-четвертых, общие представления о единстве многообразия и многообразии единого существенно обогащаются за счет открытия 8 и 255 различных универсальных способов поли- и изоморфизации; предложений алгоритмов построения и предсказания поли- и изоморфических систем.
В-пятых, благодаря раскрытию связи проблемы единства и многообразия с проблемами форм движения и существования материи и последующему выводу 162 структурных и 192 фундаментальных (связанных только с формами движения и существования материи) полиморфизмов, 360 структурных и 55 584 фундаментальных изоморфизмов.
В-шестых, указанное философское положение подтверждается открытием общесистемных законов полиморфизации, системности, с одной стороны, и законов изоморфизации, сохранения системного сходства, соответствия, противо-непротиворечивости, симметрии и асимметрии — с другой. В связи с этим хотелось бы напомнить читателю слова Ф. Энгельса о том, что «действительное единство мира состоит в его материальности, а эта последняя доказывается не парой фокуснических фраз, а длинным и трудным развитием философии и естествознания» [50. Т. 20. С. 43].
Одно из таких важнейших доказательств единства мира и предоставляет ОТС. Из приведенных законов следует, что любой — материальный или идеальный — объект должен быть объектом-системой, полиморфической модификацией, принадлежать системе объектов того же рода, полиморфизму; в то же время он должен быть изоморфической модификацией, принадлежать изоморфизму, а по законам сохранения системного сходства и симметрии он должен быть симметричным и изоморфным — в указанном выше смысле — любому другому объекту. Это позволяет намного расширить конкретные представления о единстве мира. С этой точки зрения отношение системного изоморфизма должно так или иначе реализовываться буквально между любыми парами, тройками, ..., энками систем, например ряда: субстанция, расположение звезд, идея, судьба человека, форма, тождество, красота, жизнь Л. Н. Толстого, разложение перекиси водорода каталазой, мера, сущность, «Колдун» композитора Г. Свиридова, «золотое» число 1,618, структура нуклеиновой кислоты и т. д.
Не следует думать, что в данной произвольной последовательности речь идет о единстве «всего со всем» в духе лейбницевского тождества — неотличимости всего от всего. Это было бы по меньшей мере наивно. В действительности здесь мы имеем в виду системный изоморфизм всего всему, который может выступать то в виде лейбницевского тождества, то в виде неполного сходства, то равенства, то математического или естественнонаучного изоморфизма. Это значит, что системный изоморфизм допускает множество реализаций одного и того же посредством различных «первичных» элементов или (и) отношений единства или (и) законов композиции, другими словами, он допускает многообразие единого. И множество подобного рода примеров мы приводили в связи с открытием системной общности.
Наконец, в-седьмых, благодаря доказательству поли- и изоморфизации любых объектов-систем, на всех уровнях их организации, любых их субстанциональных, пространственных, временных, динамических свойств; раскрытию внутренней связи полиморфизации с изоморфизацией и наоборот, а поли-, изоморфизации — с различного рода запретами и разрешениями (из-за их связи с законами сохранения системного сходства и симметрии) мы также глубже постигаем смысл диалектического положения о единстве многообразия и многообразии единого.
В. И. Ленин в «Философских тетрадях» писал, что «всеобщий принцип развития надо соединить, связать, совместить с всеобщим принципом единства мира, природы, движения, материи etc.» [43. Т. 29. С. 229]. Изложенные выше представления — это экспликация ленинской идеи о принципе «единства мира, природы, движения, материи etc.». Поэтому далее остановимся прежде всего на принципе развития в его связи с принципами единства и многообразия мира.