Средняя горизонтальная освещенность проезжей части при разных режимах.

Средняя горизонтальная освещенность проезжей части при разных режимах. - student2.ru

Средняя горизонтальная освещенность проезжей части при разных режимах. - student2.ru

Зоны освещенности относительно коротких тоннелей.

Относительно короткие тоннели длиной до 150-200 м должны иметь днем две зоны: повышенной освещенности (въездную) и обычной освещенности (основную) на остальном протяжении. Кроме того, должна быть подъездная зона (на припортальном участке), где обеспечивается постепенное снижение дневного поверхностного освещения. В ночное время на всем протяжении тоннеля устанавливается одинаковый уровень освещенности.

Включение вечернего и ночного режима освещения должно производиться при снижении естественной освещенности до 100 лк

Зоны освещенности тоннелей с длиной 200-320 метров.

В тоннелях, длина которых превышает 200-300 м, устраивают до пяти зон с различным уровнем освещенности. Помимо подъездной зоны и зоны повышенной освещенности (пороговой), устраивают переходную зону, где интенсивность освещения постепенно снижается, и выездную зону, на протяжении которой уровень освещенности постепенно повышается.

Если движение автомобилей в тоннеле происходит по изолированным отсекам, то разбивку на зоны делают в соответствии с направлением движения в каждом отсеке.

5. Система «встречного» и «симметричного» освещения.

Получает распространение система встречного освещения, при которой световой поток направлен к въезду в тоннель. В связи с этим попадающие в поле зрения водителей другие автомобили и находящееся в тоннеле оборудование становятся хорошо различимыми темными предметами, резко контрастирующими со светлой проезжей частью. Такой эффект достигается установкой на потолке тоннеля трубчатых светильников с флюоресцентными содовыми лампами высокого давления.
Применяют также обратно-лучевые светильники с параболическими рефлекторами, которые направляют световой поток на проезжую часть в направлении, противоположном движению автотранспортных средств. При этом освещение в тоннеле создается не только прямым, но и отраженным светом, причем около 70 % света отражается от стен тоннеля, 20 от потолка и 10 % от проезжей части.
Система встречного освещения наиболее эффективна в тоннелях с односторонним движением и позволяет сократить расход электроэнергии на 25% по сравнению с традиционной системой освещения. Тип и количество светильников, а также расстояние между ними определяют в результате светотехнических расчетов.

Средняя горизонтальная освещенность проезжей части при разных режимах. - student2.ru

Установка светильников.

Постепенное повышение или снижение уровня- освещенности в пределах переходной и выездной зон тоннеля достигается за счет изменения шага светильников или установкой светильников разной мощности. Отдельные точечные светильники устанавливают через 5-10 м, закрепляя их непосредственно на потолке или в местах сопряжения стен с перекрытием.

Установка светильников с определенным интервалом в направлении вдоль тоннеля, хотя и позволяет обеспечить требуемый уровень освещенности, однако вызывает мерцание и блики на автомобилях, проезжающих по тоннелю с высокой скоростью.

Это неблагоприятно отражается на состоянии водителей, особенно при частоте миганий порядка 3-12 Гц. Поэтому в большинстве крупных автотранспортных тоннелей светильники располагают непрерывно вдоль оси проезда, что создает оптический эффект свободы движения. При этом светильники могут размещаться только по потолку, в углах стен или параллельно по потолку и в углах.

Сплошные световые полосы (ленты) обеспечивают более равномерное распределение яркости, снижают ослепление водителей и создают хорошую оптическую перспективу в тоннеле.

Повышение уровня освещенности на отдельных участках может быть достигнуто установкой нескольких рядов светильников или включением различного количества ламп в отдельных светильниках.

Следует отметить, что устройство ленточного освещения сопряжено со значительными материальными затратами, в связи с чем в последнее время в ряде случаев наблюдается возврат к точечному освещению с увеличенным шагом светильников (до 15-20 м). Помимо общего освещения транспортной зоны, Предусмотрено более интенсивное местное освещение отдельных зон автотранспортных тоннелей: камер, ниш, уширений, поперечных сбоек.

Изменение режима освещенности в автотранспортных тоннелях в зависимости от уровня освещенности на поверхности земли может обеспечиваться автоматически, с использованием телеуправления. Для измерения яркости дневного света на припортальных участках тоннеля устанавливают специальные датчики (например, вентильные селеновые элементы), в соответствии с показаниями которых автоматически регулируется уровень освещенности в тоннеле, а также могут включаться или выключаться дополнительные источники освещения на подходах к тоннелю при помощи фоторелейных выключателей.

Наши рекомендации