Аккуратно работайте с растворами кислот и оснований. При попадании растворов на кожу, немедленно обратитесь к учителю.

Опыт №1 Взаимодействие соли с металлами.

Ход работы:

Возьмите 2 пробирки с растворами сульфата меди, в одну опустите 1 гранулу цинка, во вторую медь. Через 5 минут свои наблюдения и уравнения реакций запишите в таблицу.

Опыт №2 Взаимодействие растворов солей друг с другом.

Ход работы:

В пустую пробирку налейте 1 миллилитр раствора хлорида бария и 1 миллилитр раствора сульфата натрия. Наблюдения и уравнение реакции запишите в таблицу.

Опыт №3 Гидролиз соли

Ход работы:

Пользуясь таблицей растворимости, учебником и краткой теорией, проведите гидролиз предложенных солей. Определите, какая среда образуется в растворе. Уравнения реакций запишите в таблицу.

№ варианта
Формулы солей Al(NO3)3 NH4CL K2CO3 ВаS NaNO2 Fe2(CO3)3 Na2S FeCL2 KNO2 CrCl3
Номер опыта и ход работы Наблюдения Уравнения химических реакций
     
     
     

Контрольные вопросы:

1. Что такое соли? Приведите примеры.

2. Почему сульфат меди с цинком реагирует, а с медью не реагирует?

3. Назовите по 2 растворимых, малорастворимых и практически нерастворимых солей.

4. Что такое гидролиз?

5. Что такое кислоты? Приведите примеры.

6. Что такое основания? Приведите примеры.

Форма контроля:

Письменный отчёт, с устной защитой.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 4

Часа

Тема «Типы химических реакций»

Цель: систематизировать знания о классификации химических реакций

Учебные пособия: МУ по выполнению практических и лабораторных работ; периодическая таблица химических элементов Д.И. Менделеева; таблица растворимости; электрохимический ряд напряжений металлов; Ерохин, Ю. М. Химия [Текст] : учебник / Ю. М. Ерохин. – М., 2003.; раздаточный материал

Оборудование и реактивы: штатив с пробирками, водные растворы хлороводородной кислоты, хлорида алюминия, NaОН, СаСО3, CuSO4, гранулы железа.

Задание:проведите химические опыты, результаты работы оформите в таблицу, сделайте выводы.

Краткие теоретические сведения.

Классификация химических реакций

I. По составу исходных веществ и продуктов реакции

1. Реакции разложения – это реакции, в результате которых одно сложное вещество разлагается на несколько более простых.

2. Реакции соединения - это реакции, в результате которых несколько веществ объединяются в одно сложное.

3. Реакции замещения - это реакции между простым и сложным веществами, в результате которых атомы простого вещества замещают атомы в сложном веществе и образуется 2 новых вещества, простое и сложное.

4. Реакции обмена - это реакции между сложными веществами, в результате которых они обмениваются ионами, и образуется 2 новых сложных вещества.

II. По обратимости

1. Обратимые – реакции, идущие в прямом и обратном направлениях.

2. Необратимые – реакции, идущие только в прямом направлении.

III. По тепловому эффекту

1. Экзотермические – реакции, идущие с выделением тепла.

2. Эндотермические - реакции, идущие с поглощением тепла.

IV. По изменению степени окисления

1. Окислительно-восстановительные – это реакции, в результате которых атомы химических элементов изменяют степени окисления.

2. Неокислительно-восстановительные – это реакции, в результате которых атомы химических элементов не изменяют степени окисления.

Опыт №1 Взаимодействие железа с медным купоросом.

Ход работы:

Возьмите пустую пробирку, поместите в нее металлическую скрепку и прилейте 2 миллилитра раствора сульфата меди. Через 5-10 минут свои наблюдения, и уравнение реакции запишите в таблицу.

Опыт №2 Взаимодействие карбоната кальция с хлороводородной кислотой.

Ход работы:

В пустую пробирку поместите небольшой кусочек карбоната кальция, прилейте 1 миллилитр раствора хлороводородной кислоты. Свои наблюдения и уравнение реакции запишите в таблицу.

Наши рекомендации