Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины. В учебно-методическом комплексе рассматриваются основные моменты дисциплины «Химия пластовых вод»: краткий теоретический курс
ХИМИЯ ПЛАСТОВЫХ ВОД
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
Уфа 2012
В учебно-методическом комплексе рассматриваются основные моменты дисциплины «Химия пластовых вод»: краткий теоретический курс, методические указания к практическим и лабораторным занятиям, задания для самостоятельной работы студентов, приведен перечень вопросов для подготовки к промежуточной аттестации, перечень учебной и учебно-методической литературы.
Учебно-методический комплекс предназначен для подготовки инженеров очной и заочной форм обучения специальности ГФ
Составители: Мазитова А.К., проф., док. хим. наук
Буйлова Е.А., доц., канд. хим. наук
Абдрахманова Э.Н., преподаватель
Рецензент: Горелов В.С., доц., канд. техн. наук
© Уфимский государственный нефтяной технический университет, 2012
СОДЕРЖАНИЕ
Содержание дисциплины «Химия пластовых вод»………………………… | |
Теоретический курс дисциплины……………………………………………... | |
1 Формы воды в горных породах……………………………………………. | |
1.1 Вода нефтяных и газовых месторождений……………………………… | |
1.2 Значение пластовых вод………………………………………………….. | |
2 Состав и свойства пластовых вод…………………………………………… | |
3 Общая минерализация воды………………………………………………… | |
4 Показатель концентрации ионов водорода (рН-характеристика)……….. | |
5 Жесткость воды……………………………………………………………… | |
6 Химический анализ пластовых вод. Формы изображения химического состава пластовых вод………………………………………………………… | |
7 Химическая классификация пластовых вод……………………………….. | |
8 Физические свойства пластовых вод………………………………………. | |
9 Нефтяные эмульсии…………………………………………………………. | |
10 Метод заводнения. Источники воды, закачиваемой в пласт при заводнении……………………………………………………………………… | |
Методические указания к практическим занятиям………………………….. | |
Жесткость воды и методы ее устранения……………………………………. | |
Формы выражения результатов анализа воды………………………………. | |
Методические указания к лабораторным работам………………………….. | |
Лабораторная работа. Анализ воды из природных источников…………….. | |
Лабораторная работа. Определение щелочности и кислотности воды…….. | |
Лабораторная работа. Определение жесткости воды………………………. | |
Лабораторная работа. Определение содержания железа в промысловой сточной воде……………………………………………………………………. | |
Методические указания к самостоятельной работе студентов……………... | |
Расчетно-графическая работа………………………………………………… | |
Вопросы для подготовки к промежуточной аттестации…………………… | |
Литература…………………………………………………………………….. |
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ХИМИЯ ПЛАСТОВЫХ ВОД»
Место дисциплины в структуре ООП ВПО
Цикл ООП, в который входит дисциплина | Базовая, вариативная часть | Семестр, в котором преподается дисциплина | Трудоемкость дисциплины | Вид промежуточной аттестации | |||
Общая | В том числе, в часах | ||||||
в зачетных единицах | в ча-сах | аудиторная | СРС | ||||
Б 2 | вариативная часть | диф. зачет | |||||
ИТОГО | диф. зачет |
Дисциплины, предшествующие изучению данной дисциплины «Химия»,___________________
Дисциплины, для которых освоение данной дисциплины необходимо как предшествующее
«Экология»______
Цели освоения дисциплины
Цель преподавания настоящего курса - подготовить специалиста, владеющего знаниями по физическим и химическим свойствам пластовых вод, сопровождающих месторождения нефти и газа, химическому составу, экологическим проблемам, возникающим при извлечении пластовых вод из скважин и их утилизации.
При изучении дисциплины «Химия пластовых вод» обеспечивается подготовка студентов к освоению геофизических методов исследования скважин, пониманию и решению практических вопросов в будущей профессиональной деятельности.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
№ пп. | Формируемые компетенции | Номер/ индекс компетенции |
Общекультурные (ОК) | ||
Представлять современную картину мира на основе целостной системы естественнонаучных и математических знаний | ОК-1 | |
Обобщать, анализировать, воспринимать информацию, ставить цели и выбирать пути ее достижения | ОК-2 | |
Логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь | ОК-3 | |
Саморазвиваться, повышать свою квалификацию | ОК-9 | |
Профессиональные (ПК) | ||
Самостоятельно приобретать новые знания и умения с помощью информационных технологий и использовать их в практической деятельности | ПК-2 | |
Владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации | ПК-8 |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Результат образования | Номер/ индекс компетенции(ий) |
знать: | |
состав и свойства пластовых вод; экологические проблемы, возникающие при утилизации пластовых вод; основные методы качественного и количественного анализа компонентов нефти и газа | ОК-1 ОК-2 ОК-3 |
уметь: | |
применять методы теоретического и экспериментального исследования в профессиональной деятельности | ОК-2 ОК-3 ОК-9 ПК-2 |
владеть: | |
методами химического анализа природных и пластовых вод | ПК-8 |
Структура дисциплины
Виды учебных занятий | Трудоемкость в часах | Семестр | |
Аудиторные занятия | |||
Лекции (Л) | |||
Практические занятия (ПЗ) | |||
Лабораторные работы (ЛР) | |||
Другие виды аудиторных работ | |||
Всего | |||
Самостоятельная работа студентов | |||
Выполнение и защита курсового проекта (КП) или работы (КР) | |||
Выполнение домашнего задания (ДЗ): расчетно-графической работы, рефератов и т.п. | |||
Выполнение контрольных работ (КР) | |||
Подготовка и сдача коллоквиума | |||
Изучение учебного материала, вынесенного на самостоятельную проработку | |||
Подготовка к лабораторным занятиям | |||
Подготовка к практическим и семинарским занятиям | |||
Другие виды СРС | |||
Всего | |||
Промежуточная аттестация | |||
Экзамен (зачет) | диф. зачет | диф. зачет |
Содержание дисциплины