Экологическая безопасность.

Обеспечение экологической безопасности на территории РФ, формирование и укрепление экологического правопорядка основаны на действии с марта 1992г. федерального закона «Об охране окружающей среды» в комплексе с мерами организационного, правового, экономического и воспитательного воздействия. Закон содержит свод правил охраны окружающей среды в новых условиях хозяйственного развития и регулирует природоохранительные отношения в сфере всей природной среды, не выделяя ее отдельные объекты, охране которых посвящено специальное законодательство.Задачами этого законодательства являются: охрана природной среды, предупреждение вредного воздействия хозяйственной или иной деятельности, оздоровление окружающей природной среды, улучшение ее качества.

Эти задачи реализуются через 3 группы норм:

- нормативы качества окружающей среды

- экологические требования к хозяйственной и другой деятельности, влияющей на окружающую среду

- механизм исполнения этих требований

К нормативам относятся ПДК (химического, физического, биологического происхождения).

Экологические требования предъявляются всем хозяйственным субъектам независимо от форм собственности и подчиненности.

Механизм реализации выражается в сочетании экономических методов хозяйствования с административно-правовыми мерами обеспечения качества окружающей среды.

2.Охрана труда – это система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Законодательство РФ об охране труда состоит из соответствующих норм Конституции РФ, основ законодательства РФ об охране труда и издаваемых в соответствии с ними законодательных и иных нормативных актов.

Основные направления государственной политики в области охраны труда:

- признание и обеспечение приоритета жизни и здоровья работников по отношению к результатам производственной деятельности предприятий.

- установление единых нормативных требований по охране труда для предприятий всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности

- защита интересов работников, пострадавших в результате несчастных случаев на производстве

и другие.

Каждый работник имеет право на охрану труда, в том числе:

- на рабочее место, защищенное от воздействия вредных или опасных производственных факторов

- на возмещение вреда, причиненного увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением им трудовых обязанностей

- на обучение безопасным методам и приемам труда за счет работодателя и др.

Чрезвычайные ситуации.

Федеральный закон «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» определяет общие для РФ огранизационно-правовые нормы в области защиты населения, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах РФ, объектов производственного и социального назначения, а так же окружающей природной среды от ЧС природного и техногенного характера.

Основные цели закона:предупреждение возникновения и развития ЧС, снижение размеров ущерба и потерь от ЧС, ликвидация ЧС.

12 февраля 1998г. был подписан закон о ГО. Закон определяет задачи в области ГО и правовые основы их осуществления, полномочия органов государственной власти РФ.

Законом определены следующие основные задачи ГО:

- обучение и оповещение населения

- эвакуация населения и материальных ценностей

- предоставление населению убежищ и СИЗ

- проведение маскировки а аварийно-спасательных работ

- первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий

- проведение мер по обнаружению и обозначению районов заражения и обеззараживание населения, техники и территорий

44) Эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ Мазухина Анна и Сутулин Павел рассказывают, какие документы необходимо оформить работодателю при несчастном случае на производстве, в результате которого работнику был нанесен тяжкий вред здоровью.

Порядок расследования несчастных случаев на производстве установлен ст.ст. 227-231 ТК РФ и Положением об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, утвержденным постановлением Минтруда РФ от 24.10.2002 N 73 (далее - Положение).

В соответствии со ст. 227 ТК РФ расследованию в установленном порядке как несчастные случаи подлежат события, в результате которых пострадавшими были получены: телесные повреждения (травмы), повлекшие за собой необходимость перевода пострадавших на другую работу, временную или стойкую утрату ими трудоспособности либо смерть пострадавших, если указанные события произошли в течение рабочего времени на территории работодателя либо в ином месте выполнения работы, в том числе во время установленных перерывов, а также в течение времени, необходимого для приведения в порядок орудий производства и одежды, выполнения других предусмотренных правилами внутреннего трудового распорядка действий перед началом и после окончания работы или при выполнении работы за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени, в выходные и нерабочие праздничные дни. Тяжесть несчастного случая определяется в медицинском заключении по форме N 315/у, выдаваемом лечебным учреждением, куда впервые обратился (был направлен) пострадавший. Для получения заключения работодатель должен направить письменный запрос в лечебное учреждение с соответствующим требованием. Заключение должно быть выдано незамедлительно после поступления запроса (Рекомендации по заполнению учетной формы N 315/у, утвержденные приказом Минздравсоцразвития РФ от 15.04.2005 N 275).

При тяжелом несчастном случае работодатель (его представитель) обязан в течение суток направить в органы, указанные в ст. 228.1 ТК РФ, извещение по утвержденной постановлением Минтруда РФ от 24.10.2002 N 73 форме 1, а также незамедлительно создать комиссию с участием специалиста по охране труда, представителей работодателя, представителей профсоюза, уполномоченного по охране труда, государственного инспектора труда, представителей органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления (по согласованию), представителя территориального объединения организаций профсоюзов, а также представителей исполнительного органа ФСС по месту регистрации работодателя в качестве страхователя (ст. 229 ТК РФ). Срок расследования - 15 дней, а при необходимости проведения дополнительной проверки срок может быть продлен еще на 15 дней (ст. 229.1 ТК РФ). Особенности создания комиссии и проведения расследования в организациях, относящихся к отдельным отраслям, установлены частями двенадцатой и тринадцатой ст. 229 ТК РФ и разделом II Положения.

По результатам расследования собираются и составляются материалы, перечисленные в частях третьей и четвертой ст. 229.2 ТК РФ, и оформляется акт о несчастном случае на производстве в двух экземплярах, обладающих равной юридической силой, на русском языке либо на русском языке и государственном языке республики, входящей в состав РФ (часть первая ст. 230 ТК РФ). При несчастном случае на производстве с застрахованным составляется дополнительный экземпляр акта о несчастном случае на производстве (часть третья ст. 230 ТК РФ). В акте должны быть подробно изложены обстоятельства и причины несчастного случая, а также указаны лица, допустившие нарушения требований охраны труда, он подписывается всеми лицами, проводившими расследование, утверждается работодателем (его представителем) и заверяется печатью; один экземпляр выдается пострадавшему (его законному представителю или иному доверенному лицу) по их требованию в трехдневный срок после завершения расследования, второй вместе с материалами расследования хранится в течение 45 лет работодателем (его представителем), третий экземпляр и копии материалов расследования направляются в исполнительный орган ФСС РФ по месту регистрации работодателя в качестве страхователя (части четвертая-шестая ст. 230 ТК РФ).

Если по результатам расследования несчастный случай был квалифицирован как несчастный случай, не связанный с производством, то комиссия составляет акт о расследовании соответствующего несчастного случая по форме 4, утвержденной постановлением Минтруда от 24.10.2002 N 73, в двух экземплярах, обладающих равной юридической силой, которые подписываются всеми лицами, проводившими расследование (часть восьмая ст. 230 ТК РФ).

При групповом несчастном случае на производстве, тяжелом несчастном случае на производстве, несчастном случае на производстве со смертельным исходом экземпляры актов о расследовании несчастного случая направляются туда же, куда и акты о несчастном случае, а также: в прокуратуру, в которую сообщалось о данном несчастном случае, в государственную инспекцию труда и территориальный орган соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности (часть вторая ст. 230.1 ТК РФ). Кроме того, копии актов о расследовании вместе с копиями актов о несчастном случае на производстве на каждого пострадавшего направляются председателем комиссии в Роструд и соответствующее территориальное объединение организаций профсоюзов (часть третья ст. 230.1 ТК РФ). По окончании периода временной нетрудоспособности пострадавшего работодатель также обязан направить в ГИТ, а в необходимых случаях - в территориальный орган соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, сообщение о последствиях несчастного случая на производстве и мерах, принятых в целях предупреждения несчастных случаев на производстве, по утвержденной постановлением Минтруда РФ от 24.10.2001 N 73 форме 8.

Каждый оформленный в установленном порядке несчастный случай на производстве работодатель обязан учесть в журнале регистрации несчастных случаев на производстве по утвержденной постановлением Минтруда РФ от 24.10.2002 N 73 форме 9 (часть первая ст. 230.1 ТК РФ).

Экономическое содержание заработной платы и особенности труда в торговле

Заработная плата – это цена, выплачиваемая работнику за использование его труда. В общем объеме доходов населения она занимает основное место. Ее величина определяется рынком труда, т.е. спросом и предложением на рабочую силу. Механизм конкуренции как со стороны работодателей, так и со стороны продавцов рабочей силы определяет текущую цену труда. Чем выше уровень конкуренции на рынке труда, тем эффективнее конкурирует система рынков и сама экономика. Вместе с тем, чем эффективнее функционирует экономика, тем выше цена трудовых ресурсов и уровень жизни населения. Не может быть высокого уровня заработной платы в неэффективно работающей экономике. Его размер зависит от степени развития производительных сил общества, производительности труда, его организации, научно-технического прогресса. Верхний предел заработной платы в условиях рыночной экономики не ограничивается.

Различают номинальную заработную плату, т.е. ее денежный размер, и реальнуюзаработную плату, под которой понимают количество приобретаемых на нее товаров и услуг.

Ур = Ун / р,

где Ур - реальная заработная плата;

Ун -номинальная заработная плата;

р - уровень цен на предметы потребления и услуги.

Так, если цены на товары и услуги возросли за квартал в 1,45 раза, а номинальная заработная плата – в 1,23 раза, то изменение реальной заработной платы составит 0,85 раза (1,23 : 1,45), т.е. она сократилась на 15%.

Рынок труда определяет дифференциацию заработной платы различных категорий работникав. Спрос и предложение на рабочую силу оказывают наибольшее влияние на величину реальной заработной платы наряду с целым рядом других факторов.

В торговле рынок труда имеет свои особенности, которые выражаются в следующем:

Ÿ потребность в работниках торговли растет более быстрыми темпами по сравнению с другими отраслями, что свидетельствует о повышении значения торговли в условиях развивающегося рынка;

Ÿ торговля привлекает большое число работников из других сфер, поэтому здесь работает много людей без специальных знаний, но имеющих опыт работы в различных отраслях экономики;

Ÿ привлекательность труда в торговле обусловлена более высокой доходностью по сравнению с другими отраслями;

Ÿ потребность в рабочих профессиях в торговле имеет свою специфику, обусловленную тем, что выявляется устойчивая тенденция спроса на молодых работников.

Эта тенденция рынка труда в торговле ставит задачу создавать новый мотивационный механизм стимулирования труда.

Как социально-экономическая категория заработная плата имеет важное значение как для работника торговли, так и для его работодателя. Для работника заработная плата - одна из статей дохода семьи. Поэтому ее стимулирующая роль очень велика. С точки зрения работодателя, заработная плата - это средства, используемые для найма рабочей силы и составляющие одну из основных статей издержек обращения. При этом работодатель заинтересован в снижении уровня расходов по отношению к товарообороту. В то же время в условиях изменения конъюнктуры торговли, внедрения новых форм обслуживания может оказаться целесообразным увеличить расходы на оплату труда в целях повышения прибыли предприятия. Следует отметить, что уровень оплаты труда оказывает существенное влияние на поведение и работника и работодателя. При этом в современных условиях в элементы индивидуального дохода работника входят кроме заработной платы и другие составляющие (рис. 7.1).

Заработная плата, как правило, занимает большой удельный вес в общих доходах работника. В связи с недостаточным развитием фондового рынка рисковый доход получают, как правило, фирмы и физические лица, специально занимающиеся этим.

Труд в торговле имеет особенности, обусловленные спецификой экономических отношений деятельности в этой сфере. Проводимые в стране экономические реформы значительно расширили масштабы деятельности работников торговли: увеличилась возможность закупать товары за рубежом, получили широкое применение современные методы и приемы продаж; использование современной электронной техники значительно упростило систему расчетов. Затрачиваемый в торговле труд общественно необходим и направлен на увеличение или сохранение стоимости уже созданных товаров. Часть труда торговых работников затрачивается на транспортирование, хранение, доработку, фасовку и упаковку товаров. Такой труд увеличивает стоимость продукта и участвует в создании дохода общества. Иной характер имеет та часть труда, которая затрачивается на обслуживание купли-продажи и учетных операций, связанных с этим процессом, а также на рекламу, инкассацию выручки. Однако такой труд необходим и полезен, хотя и не увеличивает стоимость общественного продукта, а обусловлен товарной формой производства.

Экологическая безопасность. - student2.ru

Рис. 7.1. Основные элементы дохода работника в денежной форме

Как и в любой другой отрасли, в торговле совокупные затраты делятся на затраты живого и овеществленного труда. Живой труд, связанный со сменой формы собственности, составляет около трети трудовых затрат торговых работников. При этом доля живого труда в розничной торговле значительно выше, чем в оптовой, что обусловлено самим характером труда и уровнем механизации трудовых процессов. В розничной торговле, где процесс обслуживания замыкается, в конечном счете, на покупателе, доля живого труда выше. В оптовой торговле в силу особенности торгово-технологического процесса больше возможностей для внедрения средств механизации и доля овеществленного труда выше.

Важная особенность структурного состава трудовых ресурсов состоит в том, что более 85% их общего количества составляют женщины, а среди продавцов их удельный вес еще выше. Это выдвигает ряд специфических социальных проблем перед отраслью, среди них в первую очередь необходимость сокращения доли ручного труда и увеличение средств на социальные нужды коллектива.

Труд работников торговли отличается высокой напряженностью. Это относится, прежде всего, к работникам торговых залов - продавцам, кассирам, контролерам-кассирам. Продавец всегда на виду, он должен быть приветлив, следить за культурой речи, внешним видом, манерами. Наиболее тяжелым в физическом отношении является труд продавцов. Особенно это относится к труду продавцов продовольственных и хозяйственных товаров. Физическая нагрузка на одного продавца продовольственного магазина за смену иногда достигает 900 кг, а при выполнении погрузоразгрузочных работ по перемещению груза - 1200 кг.

Для труда контролера-кассира характерна нервно-эмоциональная напряженность, обусловленная необходимостью в процессе трудовой деятельности вступать в контакт с большим количеством людей при их различной коммуникабельности. В течение часа контролер-кассир может обслужить до 100 человек.

Источником нагрузки служит также значительное напряжение памяти и внимания, специфика работы с материальными ценностями, монотонность труда. Работа контролера-кассира, как и продавца, отличается неравномерностью распределения нагрузки в течение рабочего дня, недели в связи с колебаниями покупательских потоков. При этом колебания числа обслуживаемых покупателей в часы "пик" могут достичь 50% среднечасовой нагрузки. В отдельных случаях в часы "пик" нагрузка может составить 70-75% всей нагрузки за смену.

В торговле применяется суммарный учет рабочего времени. Анализ работоспособности продавцов показал, что к концу рабочего дня выработка из-за утомляемости начинает резко падать (до 30- 40%), причем это приходится на часы "пик", когда заканчивает работу большинство предприятий и количество покупателей возрастает.

В торговле работают преимущественно женщины. В то же время товары поступают в упаковке, значительно превышающей по весу предельно допустимые нормы нагрузок при подъеме и перемещении тяжести вручную. Крупа, мука, сахар поступают в мешках массой до 50 кг, сельдь - емкостью до 50-100 кг, растительное масло - до 200 кг, зубная паста - по 50-60 кг.

Поэтому в рамках социального развития на предприятии целесообразно предусматривать мероприятия по соблюдению санитарно-гигиенических норм, стандартов безопасного труда.

46) Экономическиепоследствия и материальные затраты на обеспечение БЖД

Аварии, катастрофы, несчастные случаи, связанные с несоблюдением требований безопасности, загрязнение рабочей зоны и окружающей среды наносят экономический ущерб.

Экономический ущерб − это потери и затраты в стоимостном выражении, возникающие в основном за счет:

- гибели, ухудшения состояния здоровья и профессиональных заболеваний людей;

- снижения продуктивности сельскохозяйственных угодий, связанного с загрязнением окружающей среды, затрат за освоение новых земель, и ее рекультивацию;

- снижения продуктивности леса и затрат на лесовосстановительные работы;

- более быстрого разрушения и старения основных фондов промышленности, производственного оборудования, зданий и сооружений, жилищно − коммунального хозяйства городов и поселков, связанного с ростом скорости коррозии при загрязнении окружающей среды;

- затрат на ликвидацию последствий аварий и стихийных бедствий, восстановление объектов экономики, жилищно − коммунального хозяйства, переселение и реабилитацию населения.

Антропогенное воздействие на среду обитания вызывает эколого − экономический ущерб.

Он связан с:

- потерей природных ресурсов;

- гибелью природных экосистем, естественных ландшафтов;

- исчезновением отдельных видов и популяций растительного и животного мира;

- уменьшением многообразия природного мира;

Под экономическим ущербом, наносимым природной среде, принято понимать стоимостную оценку деградации природных ресурсов и загрязнения окружающей среды в результате человеческой деятельности.

Чрезвычайно важным понятием в экономике являются экстерналии (внешние эффекты).

Экстерналии − это внешние эффекты (или последствия) экономической деятельности объекта, которые положительно или чаще отрицательно воздействуют на субъектов этой деятельности.

Экстерналии непосредственно не сказываются на экономическом положении самих источников загрязнения.

Последние заинтересованы прежде всего в минимизации своих внутренних издержек, а внешние (экстернальные) издержки они обычно игнорируют.

Возникает важный экономический вопрос − почему люди, предприятия, города, подвергшиеся внешнему воздействию, должны сами компенсировать возникающие у них отрицательные экстерналии, почему один человек должен расплачиваться за отрицательную деятельность другого; почему одно предприятие должно нести издержки из −за загрязнений, создаваемых другим.

Например. Почему предприятие должно затрачивать средства на очистку воды, забираемой из водоема для своих нужд, если другое предприятие сбрасывает в этот водоем неочищенные сточные воды? Почему один регион должен компенсировать ущерб, создаваемый загрязнением промышленности другого региона? Почему одна отрасль страдает от деятельности другой (например, сельское хозяйство из−за горнодобывающей промышленности)?

Различают следующие виды ущербов:

прямой ущерб, который проявляется непосредственно на объектах, расположенных в зоне негативного воздействия промышленного производства;

косвенный ущерб, который проявляется в смежных производствах, на объектах непроизводственной сферы и в природной среде;

социально −экономический ущерб, связанный с потерями в связи с увеличением заболеваемости населения и затратами на восстановление здоровья; эколого −экономический ущерб, связанный с деградацией природной среды и затратами на ее восстановление.

Методики расчета экономического ущерба можно разделить на:

- локальные;

- укрупненные.

Первые методики предусматривают расчет ущерба как сумму отдельных составляющих ущерба для различных объектов воздействия (реципиентов):

- населения;

- основных фондов промышленности;

- сельскохозяйственных угодий и т. д.

Локальные методики сложны и дают хорошую точность лишь при наличии надежных исходных фактических данных.

Например, трудно рассчитать ущерб здоровью населения из-за загрязнения окружающей среды, так как не просто выявить «экологические» заболевания на фоне ущербов, связанных с экстерналиями.

Укрупненные методики проще и позволяют оценить экономический ущерб приближенно.

σ − безразмерный показатель относительной опасности загрязнения (для выбросов изменяется от 0,4 до 8 в зависимости от вида загрязняемой территории, для сбросов − от 0,11 до 2,73 в зависимости от загрязняемого водохозяйственного участка);

f − безразмерный коэффициент, учитывающий характер рассеивания загрязняющих выбросов (изменяется от 0,1 до 3,7 в зависимости от высоты и температуры выброса), для сбросов f= 1;

Мусл − приведенная масса выбросов и сбросов в год, усл. т/год

где п − количество загрязняющих веществ в выбросе или сбросе;

Ai − относительная опасность i-го вещества, Ai = 1/ПДК;

ПДКi − предельно допустимая концентрация i−го вещества;

mi − масса i-го вещества в сбросе или выбросе.

Экономический ущерб от аварии, имеющей локальный характер и не вызвавшей серьезных экологических последствий, можно оценить как сумму затрат:

- на локализацию аварии;

- ликвидацию ее последствий;

- восстановление разрушенного или поврежденного объекта;

- компенсации семьям погибших (если есть летальные исходы);

- лечение и восстановление работоспособности пострадавшим.

Экономический эффект от производственного травматизма и профессиональных заболеваний можно подсчитать по следующей формуле, руб

Прочие потери возмещения (ущербы) из −за их незначительности можно не учитывать.

Экономические потери (ущерб) от производственного травматизма и профессиональных заболеваний определяются не только потерями возмещения, но и условной стоимостью недополученной продукции в связи с выбытием работающего из производственного процесса, которая определяется в формуле членом Нп.

В общем виде условная стоимость недополученной продукции (условные потери прибавочного продукта) определяются произведением числа дней нетрудоспособности из −за травматизма и профессиональных заболеваний на среднюю стоимость продукции, вырабатываемой работающим за один день.

Условная стоимость недополученной продукции в целом по предприятию может быть определена путем суммирования стоимости недополученной продукции на каждом рабочем месте, где отсутствовал работник по причине получения травмы или профессионального заболевания, по формуле, руб.

Анализ размеров ущерба, наносимого предприятию производственным травматизмом и профессиональными заболеваниями, используется в практике управления охраной труда для планирования первоочередных мероприятий по созданию безопасных и безвредных условий труда, экономического обоснования принимаемых решений.

Расчет ущерба может проводится за разные периоды времени, но, как правило, рассчитывается годовой ущерб.

В этом случае все составляющие ущерба и количество дней нетрудоспособности рассчитываются за год.

Экономический эффект (Э) от проведения экобиозащитного мероприятия − это разница между расчетными величинами ущерба до осуществления мероприятия (У1) и после его проведения (У2)

В результате проведения экобиозащитного мероприятия можно не только снизить ущерб, но и получить доход Д, например, за счет реализации уловленного системой очистки вещества.

Экономический эффект важный, но недостаточный показатель для принятия решения об экономической целесообразности проведения экобиозащитного мероприятия или выбора оптимального из группы альтернативных вариантов.

Эффект мероприятия может быть большим, но требуются значительные финансовые затраты.

Поэтому показателем эффективности мероприятия является разница между эффектом и затратами на его реализацию.

Такой подход получил название анализа «затраты − выгоды».

Очевидно, что правильное экономическое решение соответствует превышению эффекта над затратами 3, т. е. Э – З > 0.

Чем больше эта разница, тем удачнее вложение средств.

Затраты на экобиозащитные мероприятия (природоохранные, направленные на улучшение условий труда, внедрение систем обеспечения промышленной и производственной безопасности) складываются из капитальных затрат ^(создание устройств и систем) и текущих затрат на их эксплуатацию.

Экономический эффект экобиозащитного мероприятия может быть получен только после его реализации и даже не в первый год.

Затраты предприятие несет вначале, а эффект − позднее.

При наличии в стране инфляции сопоставлять вложенные финансовые средства и полученный позднее эффект сложно.

Проблема вложения средств в экобиозащитные мероприятия связана с тем, что часто величина предотвращенного экономического ущерба слабо или вообще не сказывается на основной деятельности предприятия, а предотвращенный ущерб в большей степени имеет значение для окружающего предприятие района, и экономический эффект от средств, вложенных в системы безопасности, выступает лишь в виде возможных экономических потерь от вероятной аварии.

Это является серьезным психологическим аспектом, побуждающим предприятия вкладывать свободные средства в мероприятия, дающие реальный доход, а не на повышение безопасности и экологичности производства.

«Экономия» на безопасности ложна и чревата серьезными экономическими последствиями для предприятия и региона.

Например, долговременные экономические, экологические и социальные потери, полученные в результате Чернобыльской катастрофы, несоизмеримо превысили те средства, которые нужно было вложить в разработку и создание высоконадежного и безопасного ядерного реактора.

Для побуждения предприятий к вложению средств в системы защиты применяются законодательные и нормативные акты, надзорные и контролирующие функции.

В условиях рыночной экономики очень важны экономические механизмы регулирования и стимулирования деятельности предприятий в области безопасности.

Такие механизмы давно и широко внедрены в развитых странах со стабильной рыночной экономикой.

Например, в области природоохранной деятельности таким механизмом является принцип «загрязнитель платит».

Этот принцип предусматривает экономическую ответственность предприятия за загрязнение окружающей среды, компенсацию со стороны предприятия экономического ущерба, наносимого региону его загрязнениями.

Важным механизмом реализации этого принципа являются платежи за загрязнение и платность используемых природных ресурсов.

Платежи за загрязнение представляют собой вид налогообложения, при котором облагаемой величиной является масса загрязнений независимо от других результатов хозяйственной деятельности предприятия.

Платежи за загрязнение нельзя рассматривать как полную компенсацию наносимого ущерба.

Их внесение не освобождает предприятие от возмещения ущерба по возможным искам организаций и граждан за причиненный ущерб.

В настоящее время плата взимается за:

- выброс в атмосферу загрязняющих веществ от передвижных и стационарных источников;

- за сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;

- за размещение твердых и жидких отходов.

Например, за выбросы, сбросы загрязняющих веществ от стационарных источников установлены два вида базовых нормативов (ставок) платы:

- в пределах допустимых нормативов (ПДВ, ПДС, т/год);

- в пределах установленных предприятию лимитов (ВСВ, ВСС − соответственно временно согласованных выбросов и сбросов, т/год).

За сверхлимитный выброс, сброс, превышающий ВСВ и ВСС, ставка платы повышается в пять раз по отношению к ставке платы в пределах установленных лимитов.

Базовые ставки платы устанавливаются по каждому веществу с учетом их опасности для окружающей среды. Ставки платежей, взимаемых с предприятий, определяются умножением базовых нормативов на региональные коэффициенты Кэ, учитывающие экологическую ситуацию, природно − климатические особенности территорий, значимость природных и социально −культурных объектов региона.

Разброс коэффициентов при загрязнении атмосферы от 1,0 (Дальневосточный район) до 2,0 (Центральный, Уральский регионы).

Разброс Кэ при загрязнении водных объектов определяется бассейном загрязняемых рек и изменяется от 1,0 до 1,85.

Важным экономическим механизмом, стимулирующим ресурсосбережение и малоотходные технологии, является плата за использование природных ресурсов.

В настоящее время плата взимается за воду, использование земли, леса, минеральные ресурсы.

Наши рекомендации