Дыхание в жидкости
Для лечения ожогов, приближающихся по площади к 100% , человека необходимо полностью погружать в жидкую среду.
При ожогах дыхательных путей можно переводить человека на дыхание жидкой средой, содержащей кислородопереносящие компоненты, например, на основе модифицированного гемоглобина («Геленпол», НИИ Гематологии и трансфузиологии СПб.)
Жидкая среда даст возможность регенерации эпителия дыхательных путей (думаю, будет достаточно 48 -72 часов) и эпителия легких. Кроме того, значительно повысится эффективность работы иммунитета на слизистой дыхательных путей и легких, в результате чего элиминация детрита пройдет без осложнений и склонности к сепсису, легкие будут промываться. Возможно, что основой для препарата типа «Геленпол» нужно будет взять плазму или сыворотку крови.
Для дыхания жидкостью необходимо изготовить жидкостный аппарат ИВЛ (рис.5) Он необходим, т.к. «утопление» в жидкой среде, в силу психологического травмирования должно производиться в наркозе, который сам по себе может приводить к остановке дыхания.
Жидкостный ИВЛ с интубацией (http://ru-patent.info/21/30-34/2133606.html) не подходит, т.к. обожженные дыхательные пути требуют заполнения жидкостью на 100%, но из этого устройства могут быть взяты некоторые принципы.
Жидкостный ИВЛ для комбустиологии (рис.5)
Т.к дыхательная мускулатура вследствие относительной слабости не приспособлена к дыханию жидкостью, аппарат Ж-ИВЛ должен помогать осуществлять инспираторные и экспираторные движения. Ж-ИВЛ может работать на принципе понижения давления вокруг тела (-Р) , которое будет заставлять двигаться реберную стенку и диафрагму, осуществляя таким образом дыхательные движения. При этом вокруг головы давление должно оставаться постоянным (+Р), значит, голова должна находиться в отдельной изолированной полости (типа «шлем»). Наличие такого контура будет к тому же экономить кислородопереносящий раствор. В аппарате ИВЛ также необходимо разработать систему удаления СО2 из дыхательного раствора (либо каждый раз вводить новую порцию, что весьма затратно).
Система должна управляться компьютером, обеспечивающим регулируемую разницу между «-Р» и «+Р», а значит – различные режимы ИВЛ.
Гипербарическая оксигенация -система сможет работать в режиме гипербарической оксигенации, что более чем оправдано в критических ситуациях, также кислород будет дополнительно стимулировать регенерацию. Кроме того, это будет абсолютно пожаро-безопасная кислородная барокамера.
Видимо, именно способом гипербарической оксигенации (в щадящих режимах) должен решатся вопрос насыщения дыхательного раствора кислородом.
При наличии сознания и самостоятельного дыхания, пациента можно переводить в камеру без ИВЛ. Для этого (а также обеспечения стерильности) для камеры необходимо разработать одноразовый вкладной мешок-скафандр, с портами для подключения трубок капельницы и проводов мониторирования, сливной пробкой, а также ручками для переноски (рис.6)
Сама по себе камера должна обеспечивать температурную регулировку, доступную помимо персонала и самому пациенту. В сочетании с гипербарической оксигенацией, метаболической терапией, релаксацией и гидроневесомостью камера может стать «второй утробой матери», помогающей выжить и сохранить здоровье в сложных ситуациях.
Для полевого применения может быть разработан «скафандр со скубой» (баллоном и портативным аппаратом ИВЛ по аналогии с полевым ИВЛ Draeger).