Элементы в шестиугольниках.
ГОТОВИМСЯ К ОЛИМПИАДЕ
1.Названия химических элементов могут отражать их свойства, географию или особенности их открытия. Некоторые элементы получили названия в честь выдающихся ученых, небесных тел и героев древних мифов и сказаний. Вам необходимо выписать в столбик химические знаки элементов, название которых связано с окраской простых веществ или соединений этих элементов. Укажите в этом списке их названия и происхождение этих названий.
2. «Играем в химические элементы».
Всем известна игра «Города», в которой игроки поочередно называют города, причем каждое последующее название города должно начинаться с буквы, которой заканчивается название предыдущего города без повторений и ошибок. Например, Москва – Амстердам – Мадрид и т.д.
Ваша задача, открыв Периодическую систему химических элементов, составить одну цепочку из максимального числа названий элементов по такому же принципу, например, Цинк – кобальт – тантал и т.д. За каждое «звено» в этой цепочке участник олимпиады получает один балл. Учтите также, что нет названий химических элементов, начинающихся на буквы Ь иЙ, то есть после таких названий, как: ртуть, натрийи т.д. ваша цепочка обрывается.
3. Химические формулы.Химики всего мира используют единый язык химических формул для обозначения химических элементов, химических формул и химических процессов, например, О2– кислород;Ru– рутений; H2SO4 – серная кислота; 6CO2 + 6H2O = C6H12O6 + 6О2 – процесс фотосинтеза, протекающий в зеленых растениях.
Не пугайтесь, перед вами не гигантская формула неизвестного вещества, которую нужно запомнить. Здесь зашифрованы слова М.В. Ломоносова о том, каким должен быть настоящий химик. Расшифровать высказывание вам поможет Периодическая система химических элементов. (7 баллов).
4. Нужно лиизучать в школе химию?
В настоящее время известно более 110 химических элементов, названия которых вы можете прочесть в Периодической системе химических элементов. Каждый химический элемент образует одно или несколько простых веществ, например, атомы химического элемента железо образует металл железо, без которого современную цивилизацию представить невозможно.
Ваша задача, открыв Периодическую систему химических элементов, найти клеточки с элементами №№ 1 – 18, выписать их порядковые номера, химические знаки, названия и записать, что собой представляют соответствующие простые вещества, и где они применяются. Возможно, что вы сегодня еще не сможете дать исчерпывающий ответ по всем веществам, так как ХИМИЮвы начнете изучать только в 8 классе. Но поверьте, что каждый из этих химических элементов имеет огромное значение и в природе, и в деятельности человека. Практически каждый из этих элементов в том или ином виде, в том или ином количестве содержится либо в нашем организме, либо имеется и применяется у нас дома, не говоря уже о других отраслях деятельности человека. Так нужно ли изучать химию в школе???
Элементы в шестиугольниках.
Расположите в кружки, на рисунке, химические знаки элементов первых двух периодов периодической системы так, чтобы суммы порядковых номеров этих элементов в четырех шестиугольниках были равны. (6 баллов).
6.Природный минерал, фосфорит, содержит в качестве основного вещества фосфат кальция, химическое соединение, формула которого Ca3(PO4)2.
а) Сколько атомов каждого элемента в структурной частице этого соединения?
б) Чему равна относительная молекулярная масса этого вещества?
в) Чему равна массовая доля каждого химического элемента в этом веществе?
г) В каком веществе содержание кальция выше, в фосфате кальция или в гидроксиде кальция Ca(OH)2?
7.В справочниках приведены данные, что масса нейтрона равна 1,00866 а.е.м.; масса протона - 1,00728 а.е.м; масса электрона – 0,00054858 а.е.м. Вы знаете также, что самый легкий изотоп кислорода (кислород-16) состоит из 8 нейтронов, 8 протонов и 8 электронов. Сложите массы этих 24 частиц, и Вы получите число бóльшее, чем атомная масса кислорода, указанная в Периодической системе химических элементов (15,9994). Как Вы объясните этот парадокс? Может «врут» справочники, или в Периодической системе ошибка?
8.Разгадайте кроссворд.
ПЕРИОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ЭЛЕМЕНТОВ Д. И. МЕНДЕЛЕЕВА
По горизонтали: 5. Составная часть периодической системы. 6. Разновидность атомов данного элемента. 10. Греческий философ, считавший воду элементом всего сущего. 11. Элемент, название которого означает «неустойчивый». 12. Щелочной металл. 13. Элементарная частица. 16. Одна из основных характеристик атома. 18. Связь и взаимозависимость определенных явлений. 20. Советский ученый, под руководством которого синтезирован ряд химических элементов в г. Дубне. 21. Серебристо-белый легкий металл. 25. Соавтор правила смещения радиоактивного распада. 26. Сплав на основе металлов VIII группы, обладающий малым температурным коэффициентом линейного расширения. 27. Природное физическое тело, состоящее из оксида легчайшего элемента. 30. Минерал класса сульфидов. 31. Соединение углерода, водорода и кислорода, известное с древних времен. 33. Щелочноземельный металл. 34. Элемент V группы. 35. Название химического элемента № 21 по Менделееву.
По вертикали: 1. Неметалл, с максимальной степенью окисления +6. 2. Оксид, содержащий около 89% кислорода. 3. Элемент плодородия. 4. Актиноид. 7. Химический элемент III группы. 8. Элемент, из оксида которого Д. Пристли получил кислород. 9. Условный знак химического элемента. 14. Лантаноид. 15. Геометрическая фигура, в форме которой кристаллизуются некоторые простые и сложные вещества. 17. Летучее водородное соединение одного из элементов IV группы. 19. Ион. 22. Химический элемент, открытый в 1861 году У. Круксом. 23. Природный волокнистый материал. 24. Химический элемент, открытие которого явилось первым триумфом периодического закона. 28. Металл, сплавы которого особенно легки, прочны и химически стойки. 29. Газ, в 111 раз тяжелее водорода. 31. Главный элемент атомной энергетики. 32. Серебряная монета Древней Персии.
9.Шел 1817 год. У министра Веймарского герцогства, поэта и философа Иоганна Гете собрались за вечерним чаем его друзья и родственники. Среди них были Иоганн Дёберейнер, профессор химии, жена сына герцога Мария Павловна – сестра русского царя Александра I и другие влиятельные лица. Дёберейнер сказал, что если все известные химические элементы сгруппировать по сходству их свойств и расположить по три в ряд по возрастанию атомных масс, то обнаружится нечто удивительное. Мария Павловна заметила: “Бог троицу любит…”
- Сгруппируйте данные химические элементы по свойствам: литий, хлор, натрий, кальций, йод, бром, барий, калий, стронций (3 элемента в каждой группе) и расположите их в порядке возрастания их атомных масс.
- Попробуйте отгадать, что же удивительного обнаружил Дёберейнер?
10. Ученик получил задание, в котором по названиям веществ необходимо было составить их химические формулы. Выполняя это задание, он не оставил пробелы между формулами веществ, в результате чего у него получилась запись:
H2OP2O5Al2O3NaH2O3CO2Na3NCFeCl3N2К2SSiO2H2OP2O5Al2O3NaH2O3CO2Na3NCFeCl3N2К2SSiO2
Выделите из этой записи формулы индивидуальных веществ, подчеркните простые вещества;
Как было сформулировано задание, которое выполнял ученик.
11. У вас есть три склянки, в каждой из которых находится смесь двух веществ. Ваша задача – разделить каждую смесь и поместить чистые вещества в новые склянки. Кратко опишите, как вы это будете делать для следующих смесей:
а) смесь порошка мела и поваренной соли;
б) раствор поваренной соли в воде
в) смесь песка и древесных опилок.
Какие процессы, физические или химические, вы использовали для разделения смесей? (20 баллов)