Иатрохимия и техническая химия.
Совершенно новое понимание задач алхимии излагается в трудах
основоположников технической химии Ваноччо Бирингуучо (1480-1539) «О пиротехнии» и Георга Бауэра (1494-1555), более известного как Агрикола, «De Re Metallica» («О металлургии»). Сочинения этих авторов представляют собой своего рода энциклопедии, посвященные минералогии, металлургии, горному делу, производству керамики, т.е. технологическим процессам, предполагающим химические операции с веществами. Характерной особенностью трудов представителей технической химии является стремление к максимально ясному, полному и достоверному описанию опытных данных и технологических процессов. Именно в поисках способов совершенствования химической технологии Бирингуччо и Агрикола видят задачу алхимии.
Немецкий врач и алхимик Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм. вошедший в историю под псевдонимом Парацельс (1493-1541) стал основоположником другого рационального направления в алхимии – иатрохимии (от греческого ιατροσ - врач). В теоретическом отношении Парацельс является классическим алхимиком - он разделяет древнегреческое учение о четырёх элементах-стихиях и арабскую теорию трёх принципов. Парацельс не чужд мистики - он занимается поисками эликсира жизни и даже утверждает, что нашёл его; в его сочинениях можно найти подробный рецепт приготовления гомункулуса. Однако,
подобно Авиценне, Парацельс негативно относится к идее трансмутации металлов (не отрицая, впрочем, принципиальной возможности трансмутации). Парацельс утверждает, что задача алхимии - изготовление лекарств: "Химия - один из столпов, на которые должна опираться врачебная наука. Задача химии вовсе не в том, чтобы делать золото и серебро, а в том, чтобы готовить лекарства". Медицина Парацельса основывается на ртутно-серной теории. Он считает, что в
здоровом организме три принципа - Ртуть, Сера и Соль - находятся в равновесии; болезнь представляет нарушение равновесия между принципами. Для восстановления равновесия Парацельс вводит в практику лекарственные препараты минерального происхождения - соединения мышьяка, сурьмы, свинца, ртути и т.п. - в дополнение к традиционным растительным препаратам.
Вследствие резко усилившихся миграций людей, способствующих
распространению инфекционных заболеваний (что усугублялось царящей в средневековой Европе тотальной антисанитарией), борьба с эпидемиями приобрела во времена Парацельса чрезвычайное значение. Благодаря несомненным успехам, достигнутым Парацельсом в медицине, его взгляды завоёвывают широкое признание. К представителям иатрохимии (спагирикам, как называют себя последователи Парацельса) можно отнести многих известных алхимиков XVI - XVII веков.
Андреас Либавий (1550-1616) прославился первым в истории учебником химии – «Алхимия», - вышедшим в 1597 году. Соглашаясь с Парацельсом в том, что главная задача алхимии состоит в служении медицине, Либавий, тем не менее, считал, что трансмутация возможна, и её осуществление явится венцом науки. В то же время Либавий яростно критикует туманно-мистические элементы в учении Парацельса. Важную роль в развитии рациональной алхимии сыграли Иоганн Баптист ван Гельмонт (1577-1664) и Иоганн Рудольф Глаубер (1604-1670). Очень интересен опыт Ван Гельмонта с серебром: точно взвешенное количество серебра было растворено в азотной кислоте (крепкой водке), раствор выпарен, остаток прокалён и сплавлен. Вес полученного серебра оказался в точности равным исходному. «Серебро не теряет своей сущности оттого, что было растворено в крепкой водке. хотя оно исчезло с глаз и сделалось совсем прозрачным»- пишет Ван Гельмонт. Впрочем, тот же Ван Гельмонт рассуждает и о самозарождении мышей из грязной рубахи, брошенной в кадку с мукой. Отто Тахений (1620-1699) пытается внести изменения в ртутно-серную теорию, утверждая, что все соли образованы двумя принципами - кислотой и щёлочью.
В целом рациональные течения в алхимии - иатрохимия и техническая химия - достигли довольно значительных экспериментальных успехов и заложили основы для научной химии, становление которой начинается в середине XVII века. Не следует, однако, считать, что появление научной химии автоматически означало конец «классической» алхимии. Алхимические традиции сохранялись в науке ещё долгое время, и многие выдающиеся естествоиспытатели продолжали считать трансмутацию металлов возможной.
III. ПЕРИОД СТАНОВЛЕНИЯ