Методические указания к лабораторной работе №17
Занятие №17
1. Тема: Липиды. Омыляемые липиды. Контрольная работа №4 – рубежный контроль.
2. Цель:Приобрести и закрепить знания и навыки о строении омыляемых липидов (триацилглицериды, фосфолипиды), изучить классификацию липидов и химические своиства. Провести рубежный контроль знаний (занятия №13-17)
3. Задачи обучения. Провести омыление жира и открыть в гидролизате составные части жира. Изучение темы способствует: 1) формированию у студентов знаний о строении и химических свойствах омыляемых липидов и их структурных компонентов как химической основе биологических мембран; 2) пониманию процессов липидного обмена.
Провести рубежный контроль знаний по темам №13-17
4. Основные вопросы темы:
1. Липиды, понятие, классификация
2. Высшие жирные кислоты – структурные компоненты омыляемых липидов
3. Строение и свойства омыляемых липидов
4. Сложные липиды (фосфолипиды, кефалины, лецитины)
5. Биологическая роль липидов
6. Рубежный контроль.
5. Методы обучения и преподавания:
Определение входного уровня знаний, беседа по теме занятия, работа парами - выполнение лабораторной работы и оформление отчета. Итоговый контроль знаний. Рубежный тестовый контроль.
Методические указания к лабораторной работе №17.
Тема: Липиды. Омыляемые липиды.
Опыт №1. Омыление (гидролиз жиров)
Ход исследования: В пробирку вносят 18-20 капель растительного масла и 9-10 капель 40% спиртового раствора гидрата окиси калия. Пробирку закрывают пробкой, в которую вставлена стеклянная трубка (обратный холодильник) и помещают в водяную баню. Нагревание проводят до образования однородного раствора мыла – 15-20 мин. Под влиянием щелочи и высокой температуры происходит омыление (щелочной гидролиз) жира - образуются глицерин и соли высших жирных кислот (мыла):
Затем в пробирку наливают 3-4 мл воды и взбалтывают. Наблюдают образование мыльной пены. Полученный раствор мыла используют в следующей работе.
Назвать продукты гидролиза. Сделать вывод
Опыт №2. Открытие в гидролизате составных частей.
Ход исследования: В пробирку с гидролизатом по каплям приливают 10% раствор серной кислоты. При встряхивании наблюдают выделение жирных кислот, которые всплывают на поверхность жидкости:
2С17Н33-СООК + H2SO4 ® 2С17Н33-СООН + К2SO4
Содержимое пробирки фильтруют. Для открытия глицерина фильтрат подщелачивают по лакмусу 10% раствором едкого натра NaOH, после чего, добавляют 1-2 капли 5% раствора сернокислой меди. Появляется слабо-синее окрашивание, вследствие образования глицерата меди:
2NaOH + CuSO4 ® Cu(OH)2 + Na2SO4
Глицерин Глицерат меди
Сделайте вывод о проделанной работе.
6. Литература:
1. Н.А. Тюкавкина, Ю.П. Бауков. Биоорганическая химия. М.,1991 ,
с. 462-464, 467-472, 483-491.
2. Н.А. Тюкавкина. Руководство к лабораторным занятиям по биоорганической химии. М., 1985 с.118-128
3. П.А. Верболович. Практикум по органической, физической и коллоидной химии. 1973, раб. 72,73
7. Контроль:
Выполнить упражнения:
1.Напишите схему гидролиза 1-олеил-2-пальмитиол-3-стеароилглицерина в щелочной среде. Назовите продукты реакции.
2. Напишите структурную формулу фосфатидилколамина, содержащего остатки олеиновой и стеариновой кислот.
3. Напишите реакцию гидролитического расщепления в кислой среде дипальмотоилстеароилглицерина. По какому механизму осуществляется реакция?
4. Напишите структурную формулу фосфатидилхолина (лецитина), содержащего остатки олеиновой и стеариновой кислот. Какие продукты получаются в результате его гидролиза.