Объемы работ, выполненных личным составом МПВО страны в годы
Великой Отечественной войны*
Виды работ | Единицы измерения | Объем работ | Затрачено человеко-дней |
Ликвидировано очагов поражения | ед. | 2 744 | 33 941 |
Разобрано завалов | м3 | 435 115 | 181 503 |
Отремонтировано зданий | ед. | 15 685 | 2 569 483 |
Восстановлено водопроводных сетей | км | 187,8 | – |
Восстановлено канализационных сетей | км | 70 488 | |
Восстановлено трамвайных путей | км | 405,5 | 425 723 |
Отремонтировано шоссейных дорог | км2 | 547 373 | 247 889 |
Восстановлено линий связи | км | 34 994 | |
Отремонтировано и построено мостов | шт. | 478 995 | |
Построено и восстановлено сооружений МПВО | шт. | 7 605 | 728 819 |
Потушено пожаров | ед. | 10 133 | 357 650 |
Ликвидировано возгораний | ед. | 77 938 | 9 375 |
Спасено зданий, угрожающих жизни людей | шт. | 8 975 | |
Построено огневых оборонительных сооружений | ед. | 17 400 | |
Возведено противотанковых и противопехотных заграждений | км | 14,5 | 5 200 |
Установлено мин | шт. | 36 251 | 1 234 |
Построено спецсооружений | ед. | 21 600 | |
Оборудовано станций и туннелей метро под газоубежища | – | – | 75 000 |
Обваловано резервуаров с горючим | м3 | 35 650 | 913 000 |
Захоронено трупов | ед. | 385 560 | 91 300 |
* Источник: Безопасность России. Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера / С. К. Шойгу с соавт. М., 1999.
Однако начиная с 1974 г., когда правительство приняло постановление «Об использовании в мирное время невоенизированных формирований гражданской обороны», гражданская оборона начала принимать участие в решении задач мирного времени. Причиной этого являлись массовые лесные пожары, стихийные бедствия, крупные аварии. Начиная с 1986 г. для гражданской обороны наступил новый этап. Катастрофа на Чернобыльской АЭС в 1986 г. привела к человеческим жертвам, значительному материальному ущербу и заставила по-новому взглянуть на реальную готовность государства к предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, происходящих в мирное время, роль и место гражданской обороны, ее силы, средства и возможности. Оказалось, что гражданская оборона не готова к качественному решению задач по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций мирного времени. В связи с этим в 1987 г. было принято решение о мерах по коренной перестройке системы гражданской обороны. Необходимость реорганизации гражданскую оборону была обусловлена также целым рядом объективных обстоятельств: отмечалось возрастающее использование в производстве сложных технологий и технических систем; резко увеличивался объем производства новой, опасной продукции; расширялся масштаб производства химических продуктов; наблюдался значительный рост количества возникающих чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, масштабов потерь и ущерба при их возникновении.
Поскольку предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций непосредственно связаны с проблемами национальной безопасности, возникла необходимость в создании государственного механизма по прогнозированию, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций мирного времени. В 1990 г. был создан Российский корпус спасателей, в 1991 г. преобразованный в Государственный комитет РСФСР по чрезвычайным ситуациям. На базе Госкомитета и штаба Гражданской обороны РСФСР в ноябре 1991 г. был создан Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ГКЧС) при президенте РСФСР. После ряда реорганизаций ГКЧС в 1994 г. был преобразован в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС).
Реально задачи защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера начали решаться после принятия 18 апреля 1992 г. Правительством РФ Постановления «О создании Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях», которая в 1995 г. после принятия федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» была преобразована в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).
Таким образом, МЧС России было наделено функциями организации защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях различного характера, а РСЧС была ориентирована на решение задач защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Одновременно за гражданской обороной была сохранена функция государственной структуры, осуществляющей планирование, организацию и выполнение мероприятий по защите населения и территорий при угрозе и в случае нападения противника, предупреждению и ликвидации ЧС военного времени.