Основные определения и термины
Высокий уровень жертв среди населения и большой материальный ущерб, наносимый чрезвычайными ситуациями, объясняется, как правило, некомпетентностью органов, ответственных за проведение инженерно-технических мероприятий по предупреждению или снижению последствий ЧС, несвоевременностью принятия мер по оказанию помощи нуждающимся, слабой подготовкой сил, проводящих спасательные работы, а цтакже необученностью населения к действиям в ЧС.
Для успешного проведения мероприятий по предупреждению или снижению последствий ЧС необходимо знать теоретические основы предмета чрезвычайных ситуаций.
Знакомство с системой взглядов и представлений о ЧС техногенного и природного происхождения (характера) начнем с определения основных понятий.
Чрезвычайная ситуация (ЧС) - это обстановка на определенной территории, сложившаяся под воздействием источника чрезвычайной ситуации, которая может повлечь (или повлекла) за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Источник чрезвычайной ситуации - опасное явление природного, техногенного, биолого-социального или военного характера, в результате которого произошла или может возникнуть чрезвычайная ситуация.
Авария - опасное явление техногенного характера, заключающееся в повреждении, выходе из строя, разрушении технических устройств или сооружений.
Стихийное бедствие - опасное явление природного характера.
Источник ЧС биолого-социального характера - широко распространенная инфекционная болезнь людей, сельскохозяйственных животных и растений.
Источник ЧС военного характера - применений современных средств поражения в боевых действиях.
Аварии и стихийные бедствия называются катастрофами , если они повлекли за собой многочисленные человеческие жертвы, значительный материальный ущерб и другие тяжелые последствия.
2.2. Классификация ЧС техногенного характера по масштабу и скорости распространения опасности.
В целом ЧС могут классифицироваться по значительному числу признаков, описывающих эти сложные явления с различных сторон их природы и свойств, основными из которых являются признаки типа и вида, принадлежности, масштаба, скорости и др..
Показателями масштаба распространения чрезвычайной ситуации являются не только размеры территории, непосредственно подвергшейся воздействию поражающих факторов, но и возможные косвенные последствия, которые могут представлять собой тяжелые нарушения организационных, экономических, социальных и других важных связей, действовавших на значительных расстояниях, а также тяжесть последствий. Поэтому ЧС, сложившаяся на объекте, из-за ее чрезвычайно тяжелых последствий для экономики страны и ввиду значительных непосредственных потерь и ущерба может иметь, например,ФЕДЕРАЛЬНЫЙ или РЕГИОНАЛЬНЫЙ масштаб.
По масштабу чрезвычайные ситуации классифицируются в зависимости от количества людей, пострадавших в этих ситуациях, людей, у которых оказались нарушены условия жизнедеятельности, а также в зависимости от размера материального ущерба и границ зон распространения поражающих факторов ЧС.
ЧС подразделяются на локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные и трансграничные.[1]
Таблица 1. Классификация ЧС природного и техногенного характера по масштабу
Критерий (либо) | Локаль-ная | Местная | Террито-риальная | Региональная | Федераль-ная | Трансгранич-ная |
Пострадало, чел | 10-50 | 50-500 | 50-500 | >500 | ||
Нарушены условия жизнедеятельности, чел | 100-300 | 300-500 | 500-1000 | >1000 | ||
Материальный ущерб, тыс. мин. ЗП | 1-5 | 5-500 | 500-5000 | >5000 | ||
Зона ЧС не выходит за пределы территории | объекта | населен-ного пункта, района | субъект РФ | 2 субъекта РФ | >2-х субъектов РФ | за границу РФ, либо захвачена территория РФ |
Ликвидация последствий ЧС осуществляется силами и средствами организации, в которой произошла локальная ЧС, органов местного самоуправления, на территории которых произошла местная ЧС, исполнительной властью субъекта РФ, на территории которого произошла территориальная ЧС, исполнительной властью субъектов РФ, оказавшихся в зоне региональной или федеральной ЧС.
При недостаточности собственных сил и средств для ликвидации локальной, местной, территориальной, региональной и федеральной ЧС соответствующие комиссии по ЧС могут обращаться за помощью к вышестоящим комиссиям по ЧС.
Силы и средства для ликвидации последствий трансграничной ЧС выделяются по решению Правительства РФ в соответствии с нормами международного права и международными договорами РФ.
К ликвидации последствий ЧС могут привлекаться ВС РФ, Войска ГО РФ, другие войска и воинские формирования в соответствии с законодательством РФ.
Характер мер, принимаемых по защите от поражающего воздействия, во многом определяется степенью внезапности ЧС.
По скорости распространения опасности чрезвычайные события могут быть классифицированы на:
-внезапные (взрывы, транспортные аварии, землетрясения и др.);
-с быстрораспространяющейся опасностью (аварии с выбросом АХОВ, гидродинамические аварии с образованием волны прорыва, пожары);
-с опасностью, распространяющейся с умеренной скоростью (аварии с выбросом радиоактивных веществ, извержения вулканов, паводковые наводнения и др.);
-с медленно распространяющейся опасностью (аварии на промышленных очистных сооружениях и т.п.).
Используя эту классификацию следует иметь ввиду их определенную условность поскольку диапазон характеристик развития событий часто перекрывает границы соседних классификационных градаций.