Министерство образования и науки российской федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Омский институт (филиал)
Кафедра « Торговое дело»
«Утверждаю» Председатель Учебно-методического совета _________________________ О.В. Власенко «______»___________________ 2011г. | |
Учебно-методический комплекс по дисциплине
«Химия»
цикл ФГОС ВПО Б 2 часть вариативная
входит в число обязательных дисциплин
к следующим образовательным программам:
направление подготовки 100700.62 «Торговое дело»,
профиль подготовки «Товароведение и экспертиза товаров»
г. Омск – 2011
Учебно-методический комплекс по дисциплине Химия»
Разработала:
Профессор, канд. техн. наук, доцент И.Л.Чулкова
Учебно-методический комплекс рассмотрен на заседании кафедры «Торговое дело»
( протокол № 2 от 29 сентября 2011г.)
Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования РФ.
Зав. Кафедрой «Торговое дело» О.Д.Худякова
1. Цели и задачи освоения учебной дисциплины:
Целями освоения дисциплины «Химия» являются:
-получить базовые химические знания для изучения всех последующих общих химических и специальных дисциплин, необходимых для подготовки специалистов.
-дать понимание современных представлений о строении и свойствах веществ, являющихся основой пищевого и промышленного сырья.
-дать понимание основ химических методов анализа, научить студентов владению методами, используемыми в товароведении при оценке показателей качества продукции и проведении товарной экспертизы.
В задачи дисциплины входит:
Изучение основных разделов современной химии, а именно:
-периодическая система элементов и строение атомов;
-химическая связь и механизмы ее образования;
-растворы, общая характеристика, виды концентрации;
-растворы электролитов, сильные и слабые электролиты, равновесие в растворах
электролитов, электролитическая диссоциация воды;
-гидролиз солей и водородный показатель;
-окислительно-восстановительные реакции, условия их протекания, методы
составления уравнений;
-комплексные соединения, их использование в технохимическом контроле;
-дисперсные системы, особенности коллоидного строения;
-методы аналитического анализа;
-раскрытие практических аспектов использования системы знаний по химии в деятельности будущих бакалавров в области экспертизы товаров;
-общетеоретические основы строения органических веществ и основные механизмы реакций;
-методы разделения, очистки и идентификации органических веществ при исследовании сырья.
2. Место дисциплины в структуре ООП вуза:
Дисциплина относится к вариативной части математического и естественнонаучного цикла (Б.В.2). Дисциплина имеет предшествующие связи с дисциплинами математического и естественного цикла: Математика; Экология. Последующие межпредметные связи дисциплина «Химия» имеет с дисциплинами: Биохимия, Теоретические основы товароведения; Товароведение и экспертиза зерномучных и плодовоовощных товаров; Товароведение и экспертиза кондитерских и вкусовых товаров; Товароведение и экспертиза молочных и жировых товаров; Товароведение и экспертиза мясных и рыбных товаров; Товароведение и экспертиза текстильных, швейных и трикотажных товаров; Товароведение и экспертиза хозяйственных и электробытовых товаров; Товароведение и экспертиза ювелирных и парфюмерно-косметических товаров; Товароведение и экспертиза кожевенно-обувных и пушномеховых товаров; Товароведение и экспертиза культурно-бытовых товаров; Микробиология, санитария, гигиена.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:
Коды компетенций | Название компетенции | Краткое содержание и структура компетенции | Средства и технологии оценивания |
ОК | Общекультурные компетенции | ||
ОК-6 | Формирование стремления к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства, умение критически оценивать свои достоинства и недостатки, способность намечать пути и выбирать средства развития своих достоинств и устранения недостатков. В результате изучения дисциплины «Химия» выпускник должен: знать: -теорию основных разделов химии в соответствии с данной программой; -проявление теоретических закономерностей в растворах пищевых и непищевых компонентов (в гомогенных и гетерогенных системах). уметь: -рассчитывать важнейшие характеристики растворов (концентрацию, pH растворов электролитов, константы диссоциации и гидролиза и др.); -составлять уравнения ионных реакций и окислительно-восстановительных реакций; владеть: -основными методами химической безопасности. | НИР; Выступление на семинаре; Экзамен; Тестирование; Индивидуальное задание | |
ПК | Профессиональные компетенции | ||
ПК-3 | способность управлять ассортиментом и качеством товаров и услуг, оценивать их качество, диагностировать дефекты, обеспечивать необходимый уровень качества товаров и их сохранение, эффективно осуществлять контроль качества товаров и услуг, приемку и учет товаров по количеству и качеству. знать: -основные законы химии, общетеоретические основы строения органических и неорганических веществ и основные механизмы реакций. уметь: -применять теоретические знания по химической связи и строению молекул к компонентам пищевых и непищевых систем; -использовать знания по свойствам веществ и растворов в экспертизе пищевых и непищевых систем; -решать практические задачи и применять полученные знания в процессе изучения специальных дисциплин. -применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования органических и неорганических веществ при изучении сырья; владеть: -методами самостоятельной работы в химической лаборатории, проведения химанализа для последующего его использования при контроле качества потребительских товаров. | НИР; Выступление на семинаре; Эзамен; Тестирование; Индивидуальное задание | |
ПК-7 | способность идентифицировать товары для выявления и предупреждения их фальсификации. знать: -основные понятия и определения в области химии, химанализа, химических методов, а также сведения о статистической обработке экспериментальных данных, основных положений по технике безопасности. уметь: -использовать методы химической идентификации веществ, правила отбора средней пробы, а также компьютерные программы обработки результатов эксперимента. владеть: -методами самостоятельной работы в химической лаборатории, проведения химанализа для последующего его использования при контроле качества потребительских товаров. | НИР; Выступление на семинаре; Экзамен; Тестирование; Индивидуальное задание |
Тематический план
Общая трудоемкость дисциплины 4 зачетных единицы; 144 часа.
Раздел дисциплины, содержание | Объем часов (по видам работы) | |||||||
Аудиторные занятия | Самостоятельная работа студентов | |||||||
Всего | в том числе | Всего | в том числе | |||||
Лекции | Практические занятия | Лабораторные занятия | Курсовая работа (проект) | Индивидуальные задания | Другие виды СРС, в т.ч. подготовка к экзамену | |||
Модуль 1 | - | |||||||
Модуль 2 | - | |||||||
Модуль 3 | - | |||||||
Модуль 4 | - | |||||||
Модуль 5 | - | |||||||
Всего | - |
Форма промежуточного контроля экзамен.
Содержание дисциплины