Или собственное движение колеса закона
Процесс закрывания (Хо) и открывания (Пи) Бессмертного дыхания заставляет постнатальное Жизненное дыхание подниматься от пяток вверх к каналу управления, по которому оно возносится к мозгу и затем идет вниз по каналу действия по туловищу к смертному Затвору. Эти повторяющиеся поднятия и опускания со временем вызовут вибрацию Истинной Жизненности в нижнем Дань Тяне, которая также сначала поднимается по каналу управления к мозгу, чтобы там вытолкнуть постнатальное Жизненное дыхание вниз по каналу действия в туловище и затем опустится по каналу действия к основанию пениса, чтобы продвинуть постнатальное Жизненное дыхание вверх по каналу управления к мозгу.
В гл. IX мы рассмотрели метод замораживания Духовности, названный так потому, что он состоит из собирания вначале пренатальной Истинной Жизненности в исходной полости Духовности (Цзы Цяо в центре мозга) и затем перемещения ее в нижний Дань Тянь под пупком. При этом глаза нужно обратить внутрь и смотреть в этот центр до тех пор, пока сердце и интеллект не освободятся от дуализма личности и прочего, выдох не сделается легким, а вдох - плавным, гармоничным и спокойным. Со временем центр нижнего Дань Тяня завибрирует, распространяя поле своей деятельности от сердца до низа живота. Через продолжительное время вибрация остановится и сменится неподвижностью; все Жизненные дыхания также остановятся, покидая тело, тогда как внешние будут продолжать входить в него. Это свидетельствует о восстановлении зародышевого дыхания (см. ниже) и о возвращении пренатальной Жизненности к своему источнику, являющемуся "полостью в полости". Этим достигается состояние глубокой безмятежности. Глубокое зародышевое дыхание теперь полностью восстановлено, не собирается и не рассеивается, и не связано ни с каким дуализмом. Безмятежность длительна, не будучи ни внутри, ни снаружи, ни покоем, ни возмущением, и свободна от вибрации. Это состояние объединяет Солнце и Луну и положительное и отрицательное начала. Оно кладет конец состоянию смятения я заставляет практикующего войти в Бессмертный зародыш, чтобы отбросить все постнатальные состояния. Зародышевое состояние не зависит ни от дыхания, ни от задержки дыхания в нижнем Дань Тяне. Профаны и еретики применяют ноздри и рот, чтобы дышать только свежим воздухом, что никак не связано с созданием Эликсира Бессмертия и процессом культивирования Основной Сущности и Вечной Жизни. Постнатальное Жизненное дыхание "вдыхается" через пятки и "выдыхается" через туловище, чтобы вызвать вибрации пренатальной Истинной Жизненности в нижнем Дань Тяне. Таким образом, за одним вдохом через пятки для поднятия постнатального дыхания в канал управления следует один выдох через туловище для опускания его по каналу действия, и со временем эти чередующиеся подъемы и опускания приводят в движение пренатальную Истинную Жизненность в центре нижнего Дань Тяня, которая тогда автоматически поднимается по каналу управления в мозг, заставляя тем самым постнатальное Жизненное дыхание опускаться по каналу действия до смертного затвора. Когда пренатальная Истинная Жизненность спадает по каналу действия до нижнего затвора, потенциальное Жизненное дыхание вынуждает ее подняться по каналу управления до мозга. Это и есть 4 движения постнатального Жизненного дыхания и пренатальной Истинной Жизненности, совершаемые без помощи дыхания внешним воздухом через ноздри или рот. Подъемы и опускания, вызываемые внешним воздухом, вдыхаемым и выдыхаемым через ноздри и рот, не имеют ничего общего с Бессмертным дыханием, происходящим само по себе, независимо от волн. Циркуляция постнатальной Жизненности предназначена для создания Яркого Перла, и метод состоит в применении постнатального Жизненного дыхания для обдувания и возбуждения полости нижнего Дань Тяня, где пренатальная Жизненность и постнатальное Жизненное дыхание тянут друг друга вверх и вниз, как описано выше. При таком управлении постнатальным Жизненным дыханием практикующий должен сконцентрироваться на полости нижнего Дань Тяня (полости Жизненности), чтобы преобразовать пренатальную Жизненность в Яркий Перл. Ходьба, стояние, подъем, наклоны (при выполнении повседневной работы) - все это подходящие моменты для вращения Колеса Закона, целью которого является сублимация пренатальной Жизненности и выращивание Вечной Жизни. Эта пренатальная Жизненность должна двигаться синхронно с постнатальным Жизненным дыханием в непрерывной последовательности. Это есть собственное вращение (аутовращение) Колеса Закона, являющегося Микрокосмоом. Когда практикующий достигает этого этапа, он должен остерегаться потери положительного начала по ночам. Если он будет беззаботен, то первоначальная Жизненная сила рассеется, что сведет к нулю все его достижения. Если внимание практикующего ослабеет хоть на один день, он будет смущен ночными снами, благодаря чему потеряет пренатальную Жизненную силу. Нужно знать, что все прилежные ученики свободны от снов. Дань Цзин сказал: "Совершенный человек свободен от снов". Это не значит, что он не видит снов, но он свободен от скверных снов. Имеются 4 категории хороших людей, свободных от скверных снов: Совершенные, Бессмертные, Святые и Мудрые. Чжи Хань, Совершенный человек, - тот, моральные добродетели и обретенные совершенства которого достигли высшего предела. Чжень Жень, Бессмертные, - люди, больше не подвластные тому, что они видят, слышат или чувствуют. Шэм Жень, Святой человек, - вдохновенный свыше и интуитивно мудрый. Сянь Жень, Мудрец, - человек превосходных достоинств. Похотливые и прожорливые миряне могут еще практиковать алхимию, которая действительно трудна для вялых людей. Когда мирской человек видит привлекательные сны, другие рядом не видят ничего. В своих снах он может ходить по улицам, рвать красивые цветы, слышать чей-нибудь разговор, заработать или потерять деньги. И все эти вещи нереальны. Но если он видит во сне непроизвольное испускание, то на самом деле происходит потеря воспроизводящей жидкости. Если практикующий хочет преодолеть вялость, чтобы избавиться от снов, он должен применить метод "Свертывания тела в пять драконов", который прекратит его вялость и положит конец снам. Ночные поллюции исчезнут, и он не будет больше терять Драгоценной Вещи, сохраняющей Жизнь, и сможет сублимировать воспроизводящую силу и Драгоценный Перл. Для достижения этого он должен положиться на 4-этапный алхимический процесс дыхания: вдох, выдох, подъем и опускание, - создающий Бессмертное дыхание, не зависящее от дыхания через ноздри и рот. Патриарх У Чун Сю спрашивал: "Кто сказал, что нельзя научить сублимации при помощи Огня, поскольку лишь безмолвные круговращения могут измерить неизмеримую глубину? В древности тысячи святых людей осуществляли это, зорко вглядываясь в свой процесс дыхания, чтобы достичь Бессмертия". Под остановкой дыхания подразумевается состояние безмятежности, при котором практикующий оказывается без сознания. Его дыхание почти прекращается, и пульс перестает биться. Это называется замораживанием Духовности. Первые 8 глав касались методов достижения малой безмятежности (Сяо Дин Цзин), а эта глава посвящена остановке обычного дыхания, что приведет к высокой безмятежности (Да Ди Цзин). Когда практикующий впервые достигает состояния тишины, он осуществляет лишь малую безмятежность, которая длится один день и в которой пасмурность и подавленность приводят его в бессознательное состояние, подобное состоянию умирающего человека, перестающего дышать. Затем он начинает испытывать среднюю безмятежность, длящуюся подряд 3 дня, и, наконец, высокую безмятежность, продолжающуюся 7 дней. Этот 3-ий этап не следует принимать по ошибке за смерть, потому что он только показывает возвращение Духовности и Жизненности к Источнику, рождению Вечной Жизни и сублимации алхимического элемента в Яркий Перл. Теперь практикующему нужна забота его братьев по Сангхе, которые не должны допускать, чтобы что-то нарушило безмятежность продолжительной Духовности. Ни в коем случае нельзя позволить себе при этом возрождении Вечной Жизни выйти из состояния безмятежности. Нужно ясно понимать, что благодаря этой Тихой Жизненности его Духовность сама вступит в высокую безмятежность, в которой его Чистая пренатальная Жизненность появится из ничего. Древний Бессмертный сказал: "Люди подвержены рождению и смерти, потому что они дышат через ноздри и рот. Когда они практически прекращают дышать, тогда они осуществляют Бессмертие". Причина в том, что если практикующий почти перестает дышать, он осуществляет состояние высокой безмятежности.
Если дыхание остается почти постоянным, тогда Бессмертный зародыш будет в такой же безопасности, как гора, и, продолжая свою практику, он достигнет малой, а потом и высокой безмятежности. Все явления провалятся в Ничто, и при Духовности, замороженной в этом состоянии днем и ночью, Яркий Перл образуется в этом невозмущенном Ничто. Если безмятежность не достигнута, то не может быть создано Бессмертное семя. Момент перехода к этой безмятежности подобен приближению к смерти, предшествующей воскрешению, являющемуся главной целью алхимии. Способ прихода воскрешения за смертью зависит от метода создания Яркого Перла. Когда Основная Сущность и Вечная Жизнь соединяются в смятенном состоянии в полости Жизненности, тогда малейшая неосмотрительность со стороны практикующего может привести к провалу попытки удержать их там вместе. Духовность тогда покинет этот центр, и самая Драгоценная вещь ночью утечет прочь. Это - наиболее критический момент, когда можно либо сохранить, либо сгубить Вечную Жизнь. Итак, нужно настроиться сохранить .эту безмятежность любой ценой, путем точечной концентрации своей Духовности на эту полость. Это - в высшей степени важная вещь на данном этапе тренировки. Древний Бессмертный сказал: "Первая же беспокойная мысль окунула меня в море страдания. Теперь же первая возникающая мысль спасает меня, перебрасывая на другой берег освобождения, потому что одна лишь беспокойная мысль снова повергает в круговорот рождения и смерти". Если практикующий чувствует, что его тело холодное и он выдыхает холодный воздух, то это происходит из-за неправильной практики и отсутствия предварительных указаний просвещенного мастера. Это отрицательное состояние получается из- за прерывания внутреннего Жизненного дыхания, перестающего давать поддержку Духовности, удерживаемой в полости Жизненности. Это охлаждает внутренний Огонь в нижнем Дань Тяне и мешает проявлению Света Эликсира. Это отрицательное состояние вызывается охлаждением центра нижнего Дань Тяня.
Фа Бэкэ сказал: "Для извлечения этого отрицательного состояния требуется концентрация Истинного Огня, осуществляемого удержанием Духовности в нижнем Дань Тяне, источнике зародышевого дыхания, путем близкого сближения зрачков, чтобы сфокусировать их на полости Жизненности, и путем использования дыхания типа Воздуходувных мехов, чтобы привести в действие быстрый Огонь. В результате точечной концентрации масса Истинного внутреннего Опт поднимается вверх, побуждая Духовный Огонь в Котле осветить все тело, 4 элемента которого будут этим сублимированы. Это исключает пагубное отрицательное воздействие состояния и восстановит яркость Эликсира и его полости под пупком". Культивирование Основной Сущности и Вечной Жизни требует постоянного внимания. Малейшая небрежность может затемнить внутренний Свет и вызвать утечку Эликсира, и все прежние усилия окажутся бесплодными. Некоторые медитирующие по небрежности поднимают Живой Огонь в печень и почки. В результате их зрение затуманивается, все двоится, глаза становятся астигматическими, зрачки расширяются, а белки краснеют. Если практикующий хочет избежать возникновения этого дурного Огня, создающего утечку Драгоценной вещи ночью, он должен знать, что эта помеха создается нездоровой пищей и обильным питьем, порочными мыслями и желаниями, горячими купаниями, рассеивающими жар Эликсира, и неуправляемым Огнем, опаляющим тело. Этих причин много, но главная - в злоупотреблении Огнем во время тренировки. Иногда практикующий хочет почувствовать жар в сердце, который может иссушить его от жажды и заставить пить и есть слишком много. Если ему не удастся преодолеть этот Огонь, тогда Самая Драгоценная вещь может утечь ночью. Практикующий должен знать, как лечить этот дефект. Если он вызывается Огнем в печени и почках, то для его исключения нужно практиковать метод из гл. V. Если причина в нездоровой пище и питье или в Огне в сердце, то нужно в медитации представить перед собой черный шар или темное облако, размером с кулак, которое следует собрать, как указано в гл. VII. Нужно выполнить точечную концентрацию для крепкого захвата темного объекта, вдохнуть свежий воздух, чтобы перевести его в нижний Дань Тянь, и медленно выдохнуть для изгнания внутреннего дурного Огня. Нет определенного числа вдохов и выдохов, требуемых для продвижения темного предмета в низ живота, и выдохов для изгнания дурного Огня, но их надо продолжать до тех пор, пока дурной Огонь не будет полностью уничтожен. После этого практикующий будет иметь хорошие и устойчивые самочувствие и настроение, и прекратится утечка Жизненности.
В: Вы говорили о четырехэтапном алхимическом Бессмертном дыхании. Через какие каналы оно должно входить в тело и выходить из него?
О: Если постнатальное Жизненное дыхание используется для вибрирования в центре нижнего Дань Тяня, то пренатальная Жизненность будет подниматься, а постнатальное дыхание - опускаться, и наоборот. Эти поочередные подъемы и опускания, по 4 движения вверх и вниз, вызываются не дыханием через ноздри и рот, а пренатальным внутренним дыханием, начинающимся от пяток и смертного затвора в основании пениса. Это - постнатальное Жизненное дыхание, которое, опускаясь и поднимаясь, тянет пренатальную Жизненность вверх по каналу Ду Мо к мозгу и оттуда вниз через канал Жень Мо в полость смертности. Это и есть подъем и опускание пренатальной Жизненности в этих двух каналах. Названные 4 дыхания пренатальной Жизненности и постнатального Жизненного дыхания не зависят от дыхания через ноздри и рот. Если постнатальное Жизненное дыхание не проводится правильно при подъеме от пяток к голове и при последующем опускании к смертному затвору, то лучше совсем не практиковать этот метод, поскольку, если применяются ноздри и рот для вдыхания и выдыхания воздуха неуправляемым образом при практиковании алхимии на высоком этапе, то пренатальная Жизненность прорвет психические центры в сердце и практикующий будет выведен из строя. Он будет петь и танцевать, как безумный, болтать глупости, декламировать странные стихи, говорить о туманных вещах и хвастаться достижением высшей Истины, не понимая, что это вызывается сознанием, возбуждающим сердце (Обитель Огня) и смещающим Духовность ее Исходной полости в центре мозга, сотрясая этим мозг и нервную систему и вызывая ментальные нарушения. В результате он будет беспричинно плакать или смеяться и чувствовать печаль или радость.
Это происходит потому, что Жизненность в его сердце возбуждает Духовность и делает его настолько беспокойным, что он теряет способность к Духовной тренировке. Это вызывается неправильным применением вдоха и выдоха через ноздри и рот при практике алхимии на высоком этапе. В данных обстоятельствах практикующий должен обратиться к опытным мастерам, которые объяснят ему, что Бессмертное дыхание начинается от пяток и смертного затвора и не проходит через ноздри и рот. Получив указания, он должен практиковать 4-этапное движение Бессмертного дыхания. Эта Микрокосмическая техника должна практиковаться в любое время с не нарушаемой непрерывностью. Неверно, что такому дыханию нельзя научить других, но верно, что это связано с большим риском для людей, не имеющих руководства. Например, когда Бессмертный вдох достигает двух пяток, он фактически выходит из Исходной полости Духовности (Цзы Цяо) к продолговатому мозгу, расширенной верхушке спинного мозга, образующей нижнюю часть мозга и управляющей дыханием, кровообращением и т.д., и связанной с двумя психическими каналами, начинающимися от пяток. При таком вдохе выталкивается вверх постнатальное Жизненное дыхание от пяток в пяточном пути (Дун Чун) к основанию позвоночника, затем вверх по позвоночнику к затылку, прежде чем достичь мозга (Ли Вэнь).
Когда Бессмертный выдох возвращается от продолговатого мозга к Исходной полости Духовности, связанной со смертным затвором, концентрация также перемещается от продолговатого мозга вверх к полости Духовности, перемещая постнатальное Жизненное дыхание (которое достигло мозга) по пути туловища (Дун Ди) к Исходной полости Духовности, затем вниз по каналу Жень Мо через горло и грудь к полости Цзян Гун (солнечному сплетению) и к центру нижнего Дань Тяня, прежде чем достичь смертного затвора. Жизненное дыхание будет, таким образом, подниматься и опускаться независимо от обыкновенного дыхания через ноздри и рот, и его постоянные подъем и спуск со временем приведут в движение пренатальную Жизненность, так что когда это дыхание пойдет вверх, пренатальная Жизненность пойдет вниз и наоборот, что и является Микрокосмическим функционированием, которое будет длиться бесконечно и без остановки. Мой мастер сказал: "Когда вам станет совершенно понятным это Бессмертное дыхание, тогда вы достигнете Бессмертия".
В: Вы сказали, что похотливые и прожорливые люди могут практиковать алхимию, но вялые люди не пригодны для ее практикования, и Совершенный человек свободен от сновидений. В чем заключается метод "Укладывания тела в 5 драконов", который может прекратить все сновидения и ночные поллюции?
О: Возрождение может быть преодолено в течение 6 фаз алхимической сублимации, приводящей к втягиванию полового органа. Обжорство можно преодолеть вегетарианской диетой, но практикующий должен воздержаться от пяти острых овощей: чеснока, трех сортов лука и лука-порея, действующих возбуждающе и увеличивающих выработку половой жидкости. Но поллюцию очень трудно преодолеть. Поэтому древние даже советовали метод непрерывного сидения в медитации, чтобы исключить сон. Слава и богатство нереальны, подобно вещам, которые человек видит во сне. Но почему возникает ночная поллюция, даже когда нет снов? Когда человек бодрствует, его сознание помещается в глазах, но когда он ночью спит, оно размещается в низу живота, и его дыхание приводит в беспорядок все его 6 чувств и поднимает воспроизводящую силу, которая при этом утекает. Отсюда получается ночная поллюция. Чтобы предотвратить эту потерю воспроизводящей жидкости, практикующий должен ночью, будучи в постели, коснуться неба кончиком языка и перевести Духовность в полость нижнего Дань Тяня, чтоб освободить сердце (Обитель Огня) от всех мыслей. Затем ему нужно вдохнуть свежий внешний воздух, который в своем Жизненном виде достигает нижнего Дань Тяня, где он соединяется с Жизненностью. Это соединение элементов Огня в нижней части живота и Огня, подведенного от Обители Огня в сердце, проявится в легких длительных дыханиях, заставляющих Духовность охватывать Жизненность, и наоборот. Практикующий будет наслаждаться Огнем, который будет казаться очень крепким (не будучи таким в действительности), и он будет приносить отдых. В таком состоянии не может возникнуть ночная поллюция. Имеется еще и другой метод, называемый "Сворачиванием тела в 5 драконов", заключающийся в том, чтобы поместить голову в удобное положение. Нужно лечь бочком, подобно свернутому в клубок спящему дракону или собаке, согнуть одну руку и положить на подушку, а другую руку вытянуть и положить на живот, одну ногу вытянуть, а другую согнуть. До того, как сердце погрузится в сон, зрачки обеих глаз нужно свести как можно ближе друг к другу для точечной концентрации на Великую Пустоту, чтобы в условиях крайней тишины Жизненное начало автоматически вернулось бы к своему Истоку (под пупком), дыхание продолжается нормально и, таким образом, будет саморегулирующимся, и Жизненное дыхание будет находиться под должным управлением. Этот метод прогонит все сновидения и не даст половой жидкости утекать. При случайной утечке без предварительного исключения нечистого дыхания и возбуждающих мыслей, когда человек засыпает крепким сном, положительное дыхание в теле будет полностью затемняться этой отрицательной составляющей и он будет подобен мертвому человеку. Это происходит из-за незнания, как управлять дыханием.
В: В таком положении спящего можно ли дышать медленно, чтобы избежать утечки?
О: Нужно медленно опускать дыхание не только в постели, но и в медитации, перед которой следует ослабить одежду и выдохнуть нечистый воздух, чтобы успокоить сердце, и принять такую же ментальную установку, как и во время сна. Это значит - ничего не видеть и не слышать, закрыть рот и, коснувшись неба кончиком языка, освободить мозг от всех мыслей, провести вниз воздух, введенный при вдохе, и воздержаться от движений конечностями. Затем сконцентрируйтесь на полости Духовности (между и позади глаз) и направьте Духовность вниз, в полость Жизненности, где Духовность и Жизненность становятся неразделимыми, как медленный Огонь, поддерживаемый в Печи. Со временем Духовность усилится, и вы даже забудете о сне. Жизненность станет полной, освобождая вас и от чувства голода. Воспроизводящая сила также станет полной, освобождая от сексуальных желаний и заставляя тело быть сильным и легким; сердце станет чистым и Духовным; Жизненность - неподдельной; Духовность - Совершенной и Божественной. Таким путем вы вступите на путь Бессмертия. Это покойное дыхание является гораздо более совершенным, чем зародышевое дыхание.
В: Вы сказали, что Колесо Закона (Бессмертное дыхание) производит собственное вращение и что оно не будет поворачиваться, если практикующий не получит правильных указаний от опытного мастера. Почему?
О: Колесо Закона может производить собственные вращения, но поскольку положительная Жизненность не может "сама по себе покинуть свою полость под пупком, чтобы подняться и спуститься по Микрокосмической Орбите, то оно должно приводиться в движение постнатальным Жизненным дыханием от пяток и смертного затвора в каналы управления и действия, чтобы идти вверх к голове (Небу) и к низу живота (Земле). Техника заключается в применении постнатального Жизненного дыхания для приведения в движение пренатальной Жизненности, чтобы Колесо Закона могло само вращаться. Однажды, когда мне было 60 лет, во время медитации я почувствовал, будто муравьи забегали по моему телу, и неожиданно центр нижнего Дань Тяня сделался необычно горячим, и меня охватила большая радость. Неожиданно пенис поднялся, и моя пренатальная Жизненность завибрировала, заставляя половой орган сжаться. Поскольку я бессознательно не допустил ослабления моего схватывания этой Жизненности, то она была задержана половым органом, как бы для того, чтобы соединиться с ним. На этом этапе Жизненность стремилась, но фактически не утекла наружу. Тогда продолжительная Жизненность опустилась вниз и повернулась к основанию позвоночника, чтобы начать медленно подниматься. Одновременно каналы управления и действия открылись сами. Я немедленно стал практиковать Бессмертное дыхание через пути пяток и туловища, чтобы повернуть Колесо Закона, и достигнутый результат был до того таинственным, что его невозможно - описать. Если никаких указаний не дано учащимся, то они не смогут практиковать и достичь этого четырехэтапного Бессмертного дыхания, производящегося не через ноздри и рот. Вопрос в том, удастся ли встретить опытного мастера? Но кто осмелится разгласить великое Дао, которое так глубоко? Я изучал и практиковал алхимию до 73 лет и теперь приступил к разъяснению ее в этой книге для пользы серьезных учеников, которые рано или поздно смогут понять ее правильно.