Стандарт основного общего образования по химии
АХМЕТОВ М. А.
Пособие предназначено для учителей химии, методистов органов управления образования. Оно содержит тематические и итоговые тесты по химии для 8-9 классов, соответствующие государственному стандарту общего образования по химии за курс основной школы. Каждый тест составлен на основе спецификации, описывающей содержание и уровень трудности каждого задания, приведены ответы. При составлении тестов были учтены современные требования как к тесту в целом, так и тестовому заданию. Тесты позволят оценить качество образовательной подготовки школьников, их готовность к итоговой аттестации. Результаты теста помогут внести необходимые коррективы в учебный процесс.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 4
СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ХИМИИ. 6
I. ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ХИМИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ. 10
II. ОСНОВНЫЕ КЛАССЫ НЕОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ. 15
III. ПЕРИОДИЧЕСКИЙ ЗАКОН. ХИМИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ. 20
IV. ЭЛЕКТРОЛИТИЧЕСКАЯ ДИССОЦИАЦИЯ. ОКИСЛИТЕЛЬНО-ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ РЕАКЦИИ. 25
V. ХИМИЯ НЕМЕТАЛЛОВ. 30
VI. ХИМИЯ МЕТАЛЛОВ. 35
VII. ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВАХ. 40
VIII. ИТОГОВЫЙ ТЕСТ за курс ХИМИИ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ.. 43
ОТВЕТЫ.. 61
ЛИТЕРАТУРА. 63
ВВЕДЕНИЕ
В течение последнего десятилетия произошло изменение структуры школьного химического образования. Вместо линейной системы преподавания предмета была введена так называемая концентрическая система. Согласно данной системе в курс основной школы были введены начальные сведения об органических веществах. Некоторые наиболее сложные вопросы курса химии, которые ранее включались в требования к уровню подготовки выпускников основной школы, теперь перенесены в старшую школу. Они либо совсем не изучаются в 8-9 классах, либо изучаются только в ознакомительном плане[1]:
Изучаются в ознакомительном плане | Совсем не изучаются |
1.Атомная единица массы 2. Природные смеси: воздух, природные воды 3. Аморфные вещества 4. Типы кристаллических решеток (атомная, молекулярная, ионная, металлическая) 5. Понятие о скорости химической реакции. Катализаторы 6. Сернистая и сероводородные кислоты 7. Амфотерные свойства оксида и гидроксида алюминия 8. Строительные и поделочные материалы (мел, мрамор, известняк, стекло, цемент) 9. Токсичные, горючие и взрывоопасные вещества. 10. Нагревательные устройства, проведение химических реакций при нагревании. | 1. число Авогадро[2] 2. Сила электролита 3. Зависимость скорости химической реакции от различных факторов. 4. Обратимые и необратимые реакции 5. Химическое равновесие и условия его смещения 6.. Химическое производство 7. Минеральные удобрения 8. Понятие о коррозии металлов 9. Сплавы железа: чугун и сталь |
Учителям химии следует учитывать тот факт, что все ранее рекомендованные Министерством образования программы были написаны до появления нового стандарта школьного химического образования и потому не в полной мере ему соответствуют. Такая же ситуация сложилась и с учебниками химии. Учителю химии необходимо установить соответствие между ныне действующим стандартом и программой по химии, на предмет выделения надстандартных элементов содержания. Включение этих элементов в учебный процесс целесообразно в двух случаях:
1. Если на изучение химии за счет школьного компонента выделяется большее количество часов, чем предусмотрено в базисном учебном плане[3].
2. В рамках разноуровневого обучения, в том случае если учащийся полностью освоил содержание стандарта по данной теме.
Учитывая высокую степень технологичности теста, именно данная форма была взята за основу при составлении контрольно-измерительных материалов. В пособии представлены тесты по семи основным темам курса химии (в 2-х вариантах) и итоговый тест (в 4-х вариантах). Темы выделены таким образом, что они соответствуют большей части современных программ по химии:
8 класс | 9 класс |
I. ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ХИМИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ | V. ХИМИЯ НЕМЕТАЛЛОВ |
II. ОСНОВНЫЕ КЛАССЫ НЕОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ | VI. ХИМИЯ МЕТАЛЛОВ |
III. ПЕРИОДИЧЕСКИЙ ЗАКОН. ХИМИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ | VII. ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВАХ |
IV. ЭЛЕКТРОЛИТИЧЕСКАЯ ДИССОЦИАЦИЯ. ОКИСЛИТЕЛЬНО-ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ РЕАКЦИИ | VIII. ИТОГОВЫЙ ТЕСТ за курс ХИМИИ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ |
Если Ваш тематический план отличается от предложенного, то последовательность контрольных срезов может быть изменена. Тематические тесты рассчитаны на 1 урок (45 минут). Для перевода результатов теста в школьные оценки рекомендуется следующая шкала:
количество верных ответов | оценка |
15-16 | |
12-14 | |
9-11 | |
менее 9 |
Итоговый тест рассчитан на 120 минут. Для перевода результатов теста в школьные оценки может быть рекомендована следующая шкала:
количество верных ответов | оценка |
32-36 | |
26-31 | |
19-26 | |
менее 19 |
Учащиеся при выполнении теста могут пользоваться периодической таблицей Д. И. Менделеева, таблицей растворимости, рядом напряжения металлов, калькулятором. Для получения надежных результатов следует полностью исключить контакт учащихся друг с другом.
СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ХИМИИ
Изучение химии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
· освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
· овладение уменияминаблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
· развитиепознавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
· воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
· применение полученных знаний и уменийдля безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.