Методы исследования, применяемые в зоогигиене.

Луганский национальный аграрный университет

Кафедра технологии производства и переработки

Продукции животноводства

И.И.Гаранович, Д.Д.Чертков, Н.А.Гарская, Я.П.Крыця

Методические рекомендации

Для подготовки к лабораторно-практическим занятиям

по гигиене животных – модуль № 1

«Состояние и гигиеническая оценка внешней среды»

для студентов стационара и заочной формы обучения по специальности «Технология производства и переработки продукции животноводства».

Луганск

УДК: 619:614.9(076)

Авторы: доцент кафедры технологии производства и переработки продукции животноводства Гаранович И.И., заведующий кафедрой технологии производства и переработки продукции животноводства профессор Чертков Д.Д, доцент кафедры технологии производства и переработки продукции животноводства Гарская Н.А., доцент кафедры технологии производства и переработки продукции животноводства Крыця Я.П.

Методические рекомендации составлены в соответствии с Программой учебной дисциплины «Гигиена животных» для подготовки специалистов ОКУ «бакалавр» направления 6.090102 «Технология производства и переработки продукции животноводства» в высших учебных заведениях ІІІ-ІV уровня аккредитации. – Киев, "Аграрна освіта", 2010 г., утвержденной Департаментом аграрного образования, науки и советничества Министерства аграрной политики Украины.

Рецензент: кандидат биологических наук, доцент кафедры биологии животных Ковалевский Н.А.

Методические рекомендации составлены на 60 листах машинописного текста и включают 7 тем лабораторных занятий, 14 рисунков и 12 таблиц, приложения.

Методические рекомендации рассмотрены и утверждены на заседании методического Совета биолого-технологического факультета Луганского национального аграрного университета.

Протокол № -___ от______________2012.

Содержание

стр.

Введение 4

Темы лабораторных занятий:

1.Вводное занятие. 5

2.Тема 1. Определение показателей физических свойств воздуха:

температуры, гигрометрических показателей, барометрического давления.

3.Тема 2. Определение и расчет скорости движения и охлаждающей способности воздуха.

4.Тема 3. Определение естественной и искусственной освещенности животноводческих помещений, доз ультрафиолетового облучения и инфракрасного обогрева животных. 19

Тема 4. Определение интенсивности шума

в животноводческом помещении. 22

5.Тема 5. Определение содержания вредных газов в воздухе животноводческого помещения: углекислого, аммиака, сероводорода, меркаптана и т.п. 23

Тема 6. Определение содержания пыли и бактериальной загрязненности воздуха животноводческого помещения. 25

6.Тема 7. Комплексная оценка микроклимата

животноводческого помещения. 27

Рекомендованная литература 28

Введение

Методические рекомендации предназначены для студентов стационара и заочного отделения биолого-технологического факультета.

Методические рекомендации предполагают своей целью:

1. Облегчить усвоение обширного программного материала.

2. Обратить внимание студентов на наиболее значимые вопросы.

3. Систематизировать полученную информацию.

4. Благодаря предложенным в рекомендациях рисункам, помочь студентам разобраться в устройстве и принципе действия приборов для определения параметров внешней среды, а также усвоить правила работы с ними.

5. Помочь в подготовке к лабораторно-практическим и итоговым занятиям.

В результате изучения материала по модулю № 1 «Состояние и гигиеническая оценка внешней среды» дисциплины «Гигиена животных» студенты должны

-знать: теоретические основы механизмов влияния факторов внешней среды и микроклимата на организм животных, зоогигиенические нормативы и правила содержания животных;

-уметь: исследовать параметры микроклимата и внешней среды в целом и давать их гигиеническую оценку, а также использовать приобретенные знания в практической работе.

ЛПЗ № 1

Тема: Вводное занятие

Цель занятия:Ознакомиться с содержанием, предметом, задачами и методами гигиены животных.

Теоретические сведения

Методы исследования, применяемые в зоогигиене.

К специфическим для гигиены методам исследования относят метод санитарного обследования и описания, применяемый для изучения окружающей среды (ферм, животноводческих помещений, пастбищ, лагерей, водоисточников и систем водоснабжения, условий заготовки, хранения и подготовки кормов в кормоцехах, кормоприготовительных помещениях, комбикормовых заводах и т. д.). Такие обследования целесообразно проводить по специальным схемам (программам) с привлечением лабораторно-инструментальных методов (химических, физических, физико-химических, микробиологических, биопроб и др.), которые позволяют не только качественно, но и количественно охарактеризовать среду. Наиболее эффективны экспресс-методы, дающие возможность с меньшей, но достаточной чувствительностью и точностью быстро провести исследования. В перспективе внедрение систем автоматического слежения и регистрации определенных параметров воздушной, водной или других сред.

Метод зоогигиенического экспериментаимеет несколькоразновидностей: лабораторный, в климатических камерах; натурный, с моделированием природных условий. Они используются при изучении влияния факторов окружающей среды на организм животных с целью обоснования гигиенических параметров, правил и требований, обеспечивающих высокую продуктивность животных и предупреждение болезней. Экспериментальное направление в гигиене животных стало возможным после внедрения физиологических, биохимических, физических, биофизических, бактериологических, токсикологических, клинических, гистоморфологических и зоотехнических методов исследования. Эксперимент с моделированием природных условий ставят для изучения и прогнозирования процессов, происходящих в окружающей среде (самоочищение воды в водоеме, почвы, длительность выживания микроорганизмов в почве, растениях и т. п.). Натурный эксперимент позволяет проверить надежность гигиенических нормативов, установленных в эксперименте.

Метод клинико-физиологических наблюденийв современной ветеринарной гигиене широко применяют для изучения функциональных сдвигов в организме подопытных и контрольных животных под влиянием различных условий содержания, кормления и эксплуатации их. Помимо зоогигиенических и зоотехнических используют различные клинические, физиологические и токсикологические методы.

Состояние животных в отдельных зонах, регионах, районах и хозяйствах (рост поголовья, продуктивность, заболеваемость и др.) исследуют с помощью санитарно-статистического метода. Он позволяет анализировать показатели состояния животноводства в зависимости от природно-климатических и хозяйственно-экономических условий, в том числе от кормления, содержания и ухода. Здесь можно широко использовать методы и приемы математической статистики, включая математическое моделирование.

Наши рекомендации