Вопрос 26. Требования к ГОСТ 51866-2002 современным топливам
В соответствии с ГОСТ Р 51866-2002 (ЕН 228-99) «Топлива моторные. Бензин неэтилированный. Технические условия» вырабатывают неэтилированные автобензины марок: «Регуляр Евро-92», «Премиум Евро-95» и «Супер Евро-98».
Эти бензины предназначены для использования на автомобилях с бензиновыми двигателями, отвечающим требованиям Евро-3.
Таблица 1- Требования к бензинам высшего качества марок Премиум Евро-95 и Супер Евро-98
Наименование показателя Значение |
- по исследовательскому методу 95 |
- по моторному методу 85 |
Концентрация свинца, мг/дм3, не более 5 |
Плотность при 15°С3), мг/м3 720-775 |
Внешний вид прозрачный |
Концентрация серы3), мг/кг, не более 150 |
Таблица 2. Требования к бензинам высшего качества марки Регуляр Евро-92
Наименование показателя Значение |
- по исследовательскому методу 92 |
- по моторному методу 83 |
Концентрация свинца, мг/дм3, не более 5 |
Плотность при 15°С3), мг/м3 720-775 |
Внешний вид прозрачный и светлый |
Концентрация серы3), мг/кг, не более 150 |
Вопрос 27. Цитановый индекс. Цитановое число дизельного топлива.
Цетановое число — характеристика воспламеняемости дизельного топлива, определяющая период задержки воспламенения смеси (промежуток времени от впрыска топлива в цилиндр до начала его горения). Чем выше цетановое число, тем меньше задержка и тем более спокойно и плавно горит топливная смесь. С превышением нормы цетанового числа ухудшается экономичность двигателя и увеличивается дымность выхлопных газов.
Цетановый индекс используется для определения качества дизтоплива на этапе введения присадок для повышения цетанового числа и помогает найти оптимальный баланс добавок и топлива.
Оптимальную работу стандартных двигателей обеспечивают дизельные топлива с цетановым числом 40—55. При цетановом числе меньше 40 резко возрастает задержка воспламенения (время между началом впрыска и воспламенением топлива) и скорость нарастания давления в камере сгорания, увеличивается износ двигателя. Стандартное топливо характеризуется цетановым числом 40—45, а топливо высшего качества (премиальное) имеет цетановое число 45—50. Согласно российским стандартам, цетановое число летнего и зимнего дизтоплива должно быть не менее 45 единиц.
В некоторой степени цетановое число зависит от группового состава топлива (доли парафинов, олефинов, нафтенов, ароматики
). Парафины, способные к самовоспламенению при низких температурах, являются полезным компонентом дизельного топлива.Вопрос 28. Требования предьявляемые к дизельному топливу. Вязкость. Фракционный состав.
Для обеспечения высокопроизводительной, экономичной и длительной работы дизельных двигателей топливо должно удовлетворять следующим основным требованиям: 1) иметь как можно лучшую самовоспламеняемость; 2) иметь определенный фракционный состав и вязкость; 3) обладать достаточно хорошими низкотемпературными свойствами; 4) не содержать фактических смол и быть химически стабильными (не вызывать повышенного нагарообразования) ; 5) не вызывать коррозию металлов; 6) не содержать механических примесей и воды; 7) иметь как можно более низкую температуру воспламенения; 8) обладать высокой фильтрующей способностью.
Оценочным показателем самовоспламеняемости дизельного топлива служит его цетановое число. Оно равно процентному (по объему) содержанию цетана в такой смеси его с альфа-метилнафталином, которая обладает той же самовоспламеняемостью, что и испытуемое топливо в стандартном двигателе.
Фракционный состав дизельного топлива – это основной показатель топлива, влияющий на процесс его сгорания, как и ЦЧ. Фракционный состав косвенно характеризует испаряемость дизельного топлива. Топливо с облегченным фракционным составом легче испаряется. Но применять дизельное топливо со слишком облегченным фракционным составом нельзя, так как такое топливо состояло бы из углеводородов, плохо самовоспламеняющихся, и его вязкость могла бы оказаться недостаточной. Применение дизельного топлива с утяжеленным фракционным составом, вследствие плохой его испаряемости, приводит к несвоевременному воспламенению и плохому сгоранию, дымному выхлопу и ухудшению топливной экономичности. Такое топливо затрудняет пуск холодного двигателя, особенно при низких температурах
Еще одним из эксплуатационных свойств дизельного топлива является вязкость. Под вязкостью понимают способность частиц (молекул) дизельного топлива (как и любой другой жидкости) противостоять взаимному перемещению относительно друг друга под действием приложенных внешних сил.