Эмоции и химическая зависимость
Для того, чтобы вернуться к позитивной направленности мышления, нам необходимо принять тот факт, что мы не властны над чувствами других людей, а также быть ответственными за свои собственные чувства. Достижение этих целей включает в себя уважение своих чувств, стремление понять их и овладение приемлемыми способами их выражения. Нам будет легче разобраться в своих чувствах, когда мы увидим, как эмоции сталкиваются с химической зависимостью. Ее результатом в семье являются три правила, выделенные Клаудией Блэк: не говори, не доверяй, не чувствуй.
Родители Райана неизменно пропускали по стаканчику мартини, когда его отец возвращался с работы. Общение за рюмкой часто приводило к тому, что ужин откладывался на позднее время.
Когда ужин наконец подавали, еда, как правило, была уже холодной, дети всегда были голодными, а родители — иногда безразличными, иногда — словоохотливыми, а иногда — раздраженными. Райан с сестрами никогда не обсуждали пьянство родителей, тайно надеясь, что проблема исчезнет, если они будут молчать и не будут обращать внимания на сложившуюся ситуацию.
Райан ни эмоционально, ни физически не мог положиться на своих родителей. Он научился никому не доверять — ни себе, ни сестрам, поскольку они никогда не затрагивали в разговорах существующую проблему. Нет искренности — нет и доверия. Никому не рассказывая о своих чувствах и не получая подтверждения их ценности, Райан стал их игнорировать. Он чувствовал себя одиноким. Когда ему было десять лет, он часто представлял себя космонавтом, который спасает Землю от инопланетян.
От своих родителей Райан перенял мысль о том, что боли надо избегать любыми средствами. Его настоящие чувства гнева, предательства, заброшенности, одиночества и страха затаились глубоко внутри и переросли в чувство вины и стыда, которое он упорно пытался держать под контролем. Кстати, он старался контролировать абсолютно все.
Еще больше эмоции контролируются и подавляются в тех семьях, в которых химическая зависимость усугубляется физическим, эмоциональным или сексуальным насилием. Как и в случае с алкоголизмом, для беспрепятственного насилия необходима секретность, и чем больше приходится скрывать, тем выше ставки. Часто люди, которых унижали в детстве, рано отказываются от своих чувств, и позднее им бывает трудно снова обрести их. Пострадавшие от насилия дети, вырастая, сами зачастую являются источником насилия, используя его (как и их обидчики в детстве) в качестве извращенного способа выражения гнева и жажды власти.
Люди, выросшие в семьях алкоголиков, бросаются в крайности. Если чувство, особенно неприятное, нарастает, мы склонны принимать в отношении него радикальные решения. Когда Райан испытывал одно из своих истинных чувств, он погружался в мир фантазии, где мог решить свою проблему. Став взрослым, Райан нашел другие способы ухода от своих чувств, страшась опустошения, которое может случиться, если он выплеснет их наружу. Одна из его сестер выработала привычку по очереди то игнорировать проблему, то крайне резко реагировать не нее; она выбросила свой любимый свитер, даже не попытавшись зашить петлю, случайно спущенную соседской кошкой.
Нам решать, испытывать ли сильные эмоции, от экстаза до ярости, не подавляя их и реагируя на них так, чтобы последствия этих реакций не были печальны. Мы можем сделать выбор, выражать ли свои чувства, скорбя от нахлынувшей при этом боли и осмыслив ситуацию, прежде чем решить, какие действия предпринять. Поступая так, мы будем испытывать меньше страха перед неизвестным и почувствуем себя ближе к другим людям.