Растворы. Электролитическая диссоциация. Буферные растворы.
1. а
2. б
3. б
4. а
5. г
6. в
7. в,г
8. а
9. б
10. в
11. в,г
12. а,б
13. б,в
14. а
15. г
16. в
17. а
18. б
19. б
20. в,г
21. а,б
22. б
23. в
24. а
25. б
26. в
27. а
28. б
29. в,г
30. а
31. г
32. б
33. в
34. г
35. б
36. а
37. а
38. г
39. б,в
40. г
41. б
42. в,г
43. б
44. г
45. в
46. в
47. а,б,г
48. в
49. г
50. б
51. б
52. а
53. а
54. г
55. г
56. б
57. б,г
58. а
59. а,в
60. в
61. в
62. а
63. б
64. б,в
65. б
66. в
67. б
68. г
69. а
70. а
71. г
72. в
73. а
74. б
75. а,б
76. г
77. г
78. а
79. в
80. г
81. а
82. в
83. б
84. а,г
85. г
86. г
87. б
88. а
89. б
90. в
91. г
92. в
93. а,б,в,г
94. а
95. в
96. а,б,в
97. в
98. г
99. а
100. б
101. а,б,в
102. а,б
103. а
104. б
105. а
106. б,в
107. в
108. а,б,в
109. а,б,в
110. а
111. б
112. б
113. г
114. г
115. в
116. б,в
117. б
118. а
119. в
120. а
121. в
122. а,в
123. а
124. б,в
125. а
126. а,в
127. б
128. г
129. б
130. а,г
131. а,г
132. б
133. в
134. а,б
135. а,в
136. б
137. а
138. в,г
139. а,г
140. а,в
141. б,г
142. а
143. б
144. б
145. г
146. а
147. а
148. б
149. а,в
150. а,б
151. в
152. а
153. б
154. а,б
155. б
156. в
157. а,б,в
158. в
159. г
160. в
161. г
162. б
163. а
164. а
165. б,г
166. г
167. б
168. а
169. а,б,в
170. в,г
171. а
172. б
173. а,б
174. в,г
175. в
176. а
177. б
178. б,в
179. а
180. в,г
181. б
182. а,в
183. б
184. в
185. б
186. б
187. а
188. б,в
189. а,г
190. в
191. а,в
192. б, г
193. б
194. а
195. в,г
196. а,б
197. а
198. б
199. в
200. в
Методические указания
К занятию № 8
Тема:Равновесие в растворах комплексных соединений.
Цель:Сформировать знания о строении и важнейших свойствах комплексных соединений, обусловливающих их биологическую активность.
Исходный уровень:
1. Определение понятий: изомеры, электролиты, диссоциация.
2. Особенности электронного строения s-, p-, d- и f-семейств химических элементов. Типы химических связей.
Вопросы для обсуждения:
1. Комплексные соединения, их строение и классификация.
2. Изомерия и номенклатура комплексных соединений.
3. Природа химической связи в комплексных соединениях, сравнительная характеристика комплексообразующей способности s-, p-, d-элементов.
4. Диссоциация комплексных соединений: константа нестойкости, константа устойчивости.
5. Реакции комплексообразования.
6. Значение комплексных соединений в биологии и медицине.
Рекомендуемая литература для подготовки:
1. Болтромеюк В.В. Физическая и коллоидная химия. Общая химия. Гродно: ГГМУ, 2010. ст.496-525
2. Селезнев К.А. Аналитическая химия, Высшая школа, М.: 1973, ГЛ.VII, §§ 1-6.
3. Ленский А.С. Введение в бионеорганическую и биофизическую химию. М., 1989, гл.9, § 7 стр. 219-230.
4. Конспект лекций.
Практическая часть занятия
Лабораторная работа № 1: Образование и диссоциация соединений с комплексным катионом.
Ход работы:
Метод основан на способности ионов меди(II) и серебра (1) объединяться с молекулами аммиака с образованием комплексных ионов.
Получить обменными реакциями осадки хлорида серебра и гидроксида меди (II). Для этого необходимо слить по две-три капли растворов AgNO3 и NaCl, CuSO4 NaOH. К полученным осадкам (отметить их цвет) добавить по каплям раствор конц. NH4OH до полного растворения осадка. При этом происходит образование комплексных соединений серебра и меди (аммиакаты). Составить уравнение реакций. Объяснить происходящие явления. Дайте названия полученным комплексным соединениям (аммиачный раствор комплексного соединения серебра необходимо оставить для следующего опыта).
________________________________________________________________
Вывод: ________________________________________________________________________
Лабораторная работа № 2: Прочность и разрушение комплексных ионов.
Ход работы:
Метод основан на образовании из менее устойчивых комплексных ионов более прочных. Чем ниже значение константы нестойкости комплекса, тем более он прочен и устойчив.
Аммиачный раствор комплексного соединения серебра, полученный в опыте № 1 разлить в две пробирки:
А) В первую пробирку к этому раствору по каплям добавить раствор HNO3 (1:1) до выпадания осадка AgCl. Объяснить наблюдаемые явления, исходя из того, что константа нестойкости ионов [Ag(NH3)2]+ и [NH4]+ соответственно равны 6,8 · 10-8 и 6 · 10-10.
Б) во вторую пробирку к этому раствору добавить кусочек металлического цинка. Что наблюдается? Записать уравнение реакции образования комплексного аммиака цинка, учитывая, что координационное число цинка равно 4. Объяснить, пользуясь константами нестойкости комплексных ионов серебра (6,8 · 10-8 и - 3,5 · 10-10), причину вытеснения серебра из его комплексного иона.
________________________________________________________________
Вывод: ________________________________________________________________________________
Дата ___________ Подпись преподавателя___________