Приемы получения информации для определения направления движения транспортных средств по их следам на месте происшествия
Информацию о направлении движения транспортного средства получают от свидетелей- очевидцев и из материальных источников,-- следов,, остающихся на месте происшествия вследствие дорожно-транспортного преступления. При раскрытии преступлений по горячим следам чаще всего приходится работать с материальными следами и по ним устанавливать направление движения транспорта. Следы, содержащие информацию о направлении движения, целесообразно разделить на три группы:
1) следы контакта колес и ходовой части транспорта;
2) следы контакта выступающих частей транспортного средства;
3) следы перевозимого груза.
Следы контакта колес и ходовой части транспорта отображают направление движения следующими признаками. При движении транспорта с большой скоростью, переезде через "лужу брызги летят в сторону вперед, образуя к направлению движения определенный угол (рис. 110, а). При этом брызги располагаются веером, раскрытым в сторону направления движения. В этом случае окрашенный след, начиная от лужи, в сторону направления движения будет постепенно убывать (рис. 110, б), сходит на нет. Если колесо переезжает небольшое пятно краски, грязи, то каждый последующий его след будет постепенно убывать, по ходу транспорта, поскольку с каждым оттиском истощается красящее вещество. Аналогичные следы остаются при переезде какого-либо сыпучего вещества, частицы которого легко отделяются. Так образуются пылевые следы: вначале след «жирный», а по направлению движения его окраска постепенно истощается.
Рис. 110. Признаки следов ходовой части транспорта, отображающие направление его движения (пояснение по тексту)
В объемном следе (вязкая глина, влажный снег) на дне образуются следы качения-давления, отображающие форму рисунка протектора шины, а на стенках следа — признаки, указывающие направление движения. При вращении колеса по часовой стрелке и движении его вправо на стенках следа образуются дугообразные бороздки и валики (еледы скольжения), расположенные в виде веера, вершина которого обращена в сторону направления движения транспорта (в). Во время экстренного торможения образуется след скольжения «юза». Конец следа резко обрывается и обращен в сторону движения автомашины (г). Начало такого следа прерывистое вследствие частичного проворачивания колеса в начале торможения (схватывания колодок тормозов).
Некоторые типы рисунков протектора шины также указывают на направление движения. При правильно смонтированных шинах угол деталей рисунка раскрыт в сторону направления движения (д). Этот признак характерен для шин повышенной проходимости (е).
При вращении колеса пыль, песок, снег отбрасываются назад и в сторону, образуя по краям беговой дорожки веерообразные отложения, обращенные вершиной в сторону направления движения (г). На дне такого следа иногда образуются сдвиги в виду уступов, начало которых указывает на направление движения транспортного средства (ж). Существуют и другие признаки, менее устойчивые. Так, при переезде колесом через тонкую ветку, прутик отдельные небольшие тонкие палочки и даже соломинки переламываются и образуют угол, раскрытый в сторону движения транспорта (з). Транспорт, двигающийся по траве, оставляет след примятой травы в сторону движения, а при провороте колеса (пробуксовывании), наоборот, трава в этом месте будет примята в противоположную сторону.
При переезде колесом камня, металлического, деревянного предмета, частично находящегося в грунте (вросшего), обычно со стороны, противоположной направлению движения, образуется небольшой зазор вследствие сдвига предмета вперед (и). Для определения направления движения в практике иногда используют еще один признак — угол схождения и расхождения колес, который образуется на крутых поворотах транспорта, например при объезде неожиданно появившегося препятствия на проезжей части. Н. А. Селиванов и В. И. Теребилов отмечают, что угол расхождения (к, р) будет больше угла схождения (к, с), т.е. транспорт двигался в сторону угла схождения. В литературе признаком называют осыпь грунта. При резком торможении грунт осыпается с различных частей машины, главным образом брызговиков, и образует форму треугольника, обращенного вершиной в сторону направления движения. При этом отмечается, что в вершине треугольника отлагаются более крупные частицы почвы. Представляется, что при резком торможении наиболее надежным признаком является след «юза».
Следы контакта выступающих частей транспорта чаще всего образуются на вертикально расположенных предметах дорожной обстановки, с которыми произошли столкновение либо наезд. Это деревья, столбы ограждения дороги, электроопоры, стены сооружений и т. п. Следы выступающих частей зависят от формы движения — при прямолинейном движении образуются следы давления, а при прямолинейно-поступательном — следы скольжения. Поэтому, изучая след скольжения, нанесенный болтом борта кузова, задним мостом, всегда можно определить начало следа и его конец, что будет указывать на направление движения транспорта. Расположение осыпи перевозимого груза, отделившихся частей от автомашины также позволяет судить о направлении движения. Капли жидкости — масла, подтекающего из картера, выплескиваемого. жидкого груза, достигая полотна дороги, вытягиваются в сторону движения транспорта. Таким образом, для определения направления движения транспорта имеется достаточно материальных следов на месте происшествия, надо лишь уметь правильно «читать» их.