Все вещества по их способности проводить ток в растворах делятся на
Степень окисления (с.о.) – это условный __ __ __ __ __ атомов химического элемента в __ __ __ __ __ __ __ __ __ __, вычисленный на основе предположения, что все соединения (и ионные, и ковалентно-полярные) состоят из ионов.
Задание 3. Расставьте степени окисления химических элементов согласно каждому из правил.
ПРАВИЛА ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТЕПЕНЕЙ ОКИСЛЕНИЯ (с примерами) |
У свободных атомов и у простых веществ с.о. равна 0: Na2O, H2, Ba, H2SO4, N2, S, H2O, Al, Cu, HNO3, F2, CaO. Металлы во всех соединениях имеют положительную с.о. (ее максимальное значение равно номеру группы): а)у металлов главной подгруппы I группы +1; б)у металлов главной подгруппы II группы +2; в)у алюминия +3. Na, K2O, Fe, CaCO3, AlCl3, Li3N, BaSO4, Zn, Mg (NO3)2. В соединениях кислород имеет с.о. -2 (исключения: O +2F2 и пероксиды: H2O-12, K2O-12); H2CO3, O3, K2O, OF2, CuSO4, NaOH, O2, SO3. В соединениях с неметаллами у водорода с.о. +1, а с металлами -1: HCl, KH, H2, KOH, BaH2, H2O, H2SO4, NH3. 5.В соединениях сумма с.о. всех атомов равна 0. |
Задание 4. Расставьте степени окисления элементов в соединениях.
Образец. Al+3Brх3 → (+3)∙1+x∙3=0; x=-1 → Al+3Br-13
а) K3P в) NaCl б) Cl2O7.
Задание 5. Расставьте степени окисления атомов в соединениях:
а) Na2S, Na3N, NaBr; MgCl2, MgS, Mg3N2; Al2S3, Al2O3;
б) Na2O, NH3, NO2, N2O3, N2O5; SO3, SO2, H2S; Fe2O3, FeO.
Окислительно-восстановительные реакции.
Задание 1. Расставьте степени окисления элементов в химических реакциях:
а) CuSO4 + 2NaOH = Cu(OH)2 + NaSO4; б) CuSO4 + Fe = FeSO4 + Cu.
Сравнив степени окисления элементов в исходных веществах и продуктах реакции, допишите вывод.
В первой реакции степени окисления элементов, образующих исходные вещества, __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ ,
а во второй - __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ у __ __ __ __ и __ __ __ __ __ __.
Задание 2. Запишите определение.
Окислительно-восстановительными называют реакции …………………......
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Задание 3. По изменению степени окисления элемента определите и запишите в приведенных схемах число отданных или число принятых электронов.
взял отдал
S0…………→ S-2
а) окислители - Fe+3……….. → Fe+2 - процесс восстановления;
+Пе
понижает степень N02…………→ 2N-3
окисления
Al0…………→ Al+3
б) восстановители- Fe0…………→ Fe+3 - процесс окисления.
- Пе
повышает степень H02…………→ 2H+1
окисления
Проанализируйте составленные схемы, поясняющие их записи, рисунок, сформулируйте определения.
Окислитель – это …………………………………………………………………..
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Восстановление – это ………………………………………………………………
………………………………………………………………………………………….………………………………………………………………………………………….
………………………………………………………………………………………….
Восстановитель – это ……………………………………………………………...
………………………………………………………………………………………….………………………………………………………………………………………….
Окисление – это ……………………………………………………………………..
………………………………………………………………………………………….………………………………………………………………………………………….
Задание 4. Выберите окислительно-восстановительные реакции.
Из букв, соответствующих правильным ответам, вы составите название одного из сильнейших окислителей: __ __ __ __.
а) 2Al + 3CuSO4 = 3Cu + Al2(SO4)3 ………………………………………………Ф
б) MgCO3 = MgO + CO2……………………………………………………………A
в) 2Fe + 3Cl2 = 2FeCl3………………………………………………………………Т
г) P2O5 + 3H2O = 2H3PO4………………………………………………………….A
д) N2 + 3Mg = Mg3N2……………………………………………………………….О
е) NaCl + AgNO3 → AgCl + NaNO3………………………………………………..К
ж) Zn + H2SO4 = ZnSO4 + H2……………………………………………………...Р
В окислительно-восстановительных реакциях подчеркните окислитель чертой, а восстановитель – волнистой линией.
Задание 5. Вспомните, что означают понятия «металлические свойства», «неметаллические свойства». Соотнесите их с понятиями «восстановитель» и «окислитель». Вставьте в текст пропущенные слова.
В пределах одного периода с увеличением порядкового номера окислительные свойства элементов __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __, а восстановительные - __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __. Поэтому во втором периоде самым сильным восстановителем будет __ __ __ __ __,
а самым сильным окислителем - __ __ __ __.
В пределах одной и той же группы (главной подгруппы) с увеличением порядкового номера восстановительные свойства элементов
__ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __, а окислительные - __ __ __ __ __
__ __ __ __ __ __. Поэтому в главной подгруппе I группы самым сильным восстановителем будет __ __ __ __ __ __ __, а в главной подгруппе VII группы самым сильным окислителем - __ __ __ __.
Алгоритм расстановки коэффициентов методом электронного баланса.
Задание 1. Воспользовавшись алгоритмом, расставьте коэффициентов в схеме химической реакции: N2 + H2 → NH3
АЛГОРИТМ РАССТАНОВКИ КОЭФФИЦИЕНТОВ МЕТОДОМ ЭЛЕКТРОННОГО БАЛАНСА (на примере реакции N2 +H2 → NН3); |
Определите и запишите степени окисления элементов. N2 + H2 → NH3 Выпишите элементы, изменившие степень окисления. …………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………… Составьте электронные уравнения, определяя число отданных или принятых электронов (дополните запись в пункте 2). Уравняйте число отданных и принятых электронов, подобрав наименьшее общее кратное и дополнительные множители (дополните запись в пункте 2). Полученные множители являются коэффициентами. Проставьте их в уравнении реакции (дополните запись в пункте 1). |
Задание 2. Рассмотрите окислительно-восстановительные процессы и расставьте коэффициенты, используя метод электронного баланса.
а) Zn + HCl → ZnCl2 + H2
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
б) Сu + HNO3 → Cu(NO3)2 + NO2 + H2O
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
Задание 3. Расставьте коэффициенты в схемах реакций методом электронного баланса. Укажите окислитель и восстановитель, процессы окисления и восстановления.
а) Na + H2 → NaH в) Ca + N2 → Ca3N2
………………………………….. ………………………………………
………………………………….. ……………………………………....
б) Al + O2 → Al2O3 г) P + O2 → P2O5
………………………………….. ……………………………………….
………………………………….. ……………………………………….
Задание 4. Расставьте коэффициенты в схемах реакций методом электронного баланса. Укажите окислитель и восстановитель, процессы окисления и восстановления.
а) NH3 + O2 → NO + H2O
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
б) Al + I2 → AlI3
………………………………………………………………………………………….………………………………………………………………………………………….
в) СO2 + Mg → MgO + C
………………………………………………………………………………………….………………………………………………………………………………………….
г) HNO3 + P + H2O → H3PO4 + NO2
……………………………………………………………………………………….…………………………………………………………………………………………….
д) HCl + KMnO4 → Cl2 + KCl + MnCl2 + H2O
……………………………………………………………………………………….…………………………………………………………………………………………….
Электролитическая диссоциация.
Задание 1. По результатам демонстрационных опытов заполните таблицу «Электропроводность веществ и их растворов».
ФОРМУЛА ВЕЩЕСТВА ЕГО СОСТОЯНИЕ | ПРОВОДИТ ЛИ ТОК | ПРИЧИНА ЭЛЕКТРОПРОАВОДНОСТИ ИЛИ ЕЕ ОТСУТСВИЯ | ВИД ХИМИЧЕСКОЙ СВЯЗИ |
NaCl (р-р) | |||
NaCl (т) | |||
NaOH (р-р) | |||
NaOH (т) | |||
HCl (р-р) | |||
Сахар (р-р) | |||
Сахар (т) | |||
Спирт (р-р) |
Задание 2. Заполните схему.
ВЕЩЕСТВА
Электролиты - …………………… Неэлектролиты - ……………………
…………………………………….. ………………………………………..
…………………………………….. ………………………………………..
Вид химической связи: Вид химической связи:
…………………………………….. ………………………………………..
К ним относятся: К ним относятся:
…………………………………….. ………………………………………..
…………………………………….. ………………………………………..
…………………………………….. ………………………………………..
Задание 3. Допишите первое положение теории электролитической диссоциации (ТЭД).
Все вещества по их способности проводить ток в растворах делятся на
__ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ и __ __ __ __ __ __ __ . __ __ __ __ __ __.
Задание 4. Запишите определение.
Электролитическая диссоциация – это ………………………………………….
……………………………………………………………………………………….…………………………………………………………………………………………….
Задание 5. Допишите второе положение ТЭД.
В растворах электролиты __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ (распадаются) на __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ и __ __ __ __ __ __ .
__ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __.
Задание 6. Допишите третье положение ТЭД.
Причиной диссоциации __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ является его взаимодействие с молекулами __ __ __ __,
Т.е его __ __ __ __ __ __ __ __ __ __.
Задание 7. Допишите четвертое положение ТЭД.
Под действием электрического тока Катод(-) Анод (+)
положительные ионы (__ __ __ __ __ __ __) ←H + OH →
движутся к катоду, а отрицательные ←K+ Cl- →
(__ __ __ __ __ __) – к аноду. ←Cu2+ SO2-4→
Задание 8. Допишите пятое положение по ТЭД.