Все вещества по их способности проводить ток в растворах делятся на

Степень окисления (с.о.) – это условный __ __ __ __ __ атомов химического элемента в __ __ __ __ __ __ __ __ __ __, вычисленный на основе предположения, что все соединения (и ионные, и ковалентно-полярные) состоят из ионов.

Задание 3. Расставьте степени окисления химических элементов согласно каждому из правил.

ПРАВИЛА ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТЕПЕНЕЙ ОКИСЛЕНИЯ (с примерами)
У свободных атомов и у простых веществ с.о. равна 0: Na2O, H2, Ba, H2SO4, N2, S, H2O, Al, Cu, HNO3, F2, CaO. Металлы во всех соединениях имеют положительную с.о. (ее максимальное значение равно номеру группы): а)у металлов главной подгруппы I группы +1; б)у металлов главной подгруппы II группы +2; в)у алюминия +3.   Na, K2O, Fe, CaCO3, AlCl3, Li3N, BaSO4, Zn, Mg (NO3)2. В соединениях кислород имеет с.о. -2 (исключения: O +2F2 и пероксиды: H2O-12, K2O-12); H2CO3, O3, K2O, OF2, CuSO4, NaOH, O2, SO3. В соединениях с неметаллами у водорода с.о. +1, а с металлами -1: HCl, KH, H2, KOH, BaH2, H2O, H2SO4, NH3. 5.В соединениях сумма с.о. всех атомов равна 0.    

Задание 4. Расставьте степени окисления элементов в соединениях.

Образец. Al+3Brх3 → (+3)∙1+x∙3=0; x=-1 → Al+3Br-13

а) K3P в) NaCl б) Cl2O7.

Задание 5. Расставьте степени окисления атомов в соединениях:

а) Na2S, Na3N, NaBr; MgCl2, MgS, Mg3N2; Al2S3, Al2O3;

б) Na2O, NH3, NO2, N2O3, N2O5; SO3, SO2, H2S; Fe2O3, FeO.

Окислительно-восстановительные реакции.

Задание 1. Расставьте степени окисления элементов в химических реакциях:

а) CuSO4 + 2NaOH = Cu(OH)2 + NaSO4; б) CuSO4 + Fe = FeSO4 + Cu.

Сравнив степени окисления элементов в исходных веществах и продуктах реакции, допишите вывод.

В первой реакции степени окисления элементов, образующих исходные вещества, __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ ,

а во второй - __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ у __ __ __ __ и __ __ __ __ __ __.

Задание 2. Запишите определение.

Окислительно-восстановительными называют реакции …………………......

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Задание 3. По изменению степени окисления элемента определите и запишите в приведенных схемах число отданных или число принятых электронов.

Все вещества по их способности проводить ток в растворах делятся на - student2.ru

взял отдал

S0…………→ S-2

а) окислители - Fe+3……….. → Fe+2 - процесс восстановления;

+Пе

понижает степень N02…………→ 2N-3

окисления

Al0…………→ Al+3

б) восстановители- Fe0…………→ Fe+3 - процесс окисления.

- Пе

повышает степень H02…………→ 2H+1

окисления

Проанализируйте составленные схемы, поясняющие их записи, рисунок, сформулируйте определения.

Окислитель – это …………………………………………………………………..

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Восстановление – это ………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………….………………………………………………………………………………………….

………………………………………………………………………………………….

Восстановитель – это ……………………………………………………………...

………………………………………………………………………………………….………………………………………………………………………………………….

Окисление – это ……………………………………………………………………..

………………………………………………………………………………………….………………………………………………………………………………………….

Задание 4. Выберите окислительно-восстановительные реакции.

Из букв, соответствующих правильным ответам, вы составите название одного из сильнейших окислителей: __ __ __ __.

а) 2Al + 3CuSO4 = 3Cu + Al2(SO4)3 ………………………………………………Ф

б) MgCO3 = MgO + CO2……………………………………………………………A

в) 2Fe + 3Cl2 = 2FeCl3………………………………………………………………Т

г) P2O5 + 3H2O = 2H3PO4………………………………………………………….A

д) N2 + 3Mg = Mg3N2……………………………………………………………….О

е) NaCl + AgNO3 → AgCl + NaNO3………………………………………………..К

ж) Zn + H2SO4 = ZnSO4 + H2……………………………………………………...Р

В окислительно-восстановительных реакциях подчеркните окислитель чертой, а восстановитель – волнистой линией.

Задание 5. Вспомните, что означают понятия «металлические свойства», «неметаллические свойства». Соотнесите их с понятиями «восстановитель» и «окислитель». Вставьте в текст пропущенные слова.

В пределах одного периода с увеличением порядкового номера окислительные свойства элементов __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __, а восстановительные - __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __. Поэтому во втором периоде самым сильным восстановителем будет __ __ __ __ __,

а самым сильным окислителем - __ __ __ __.

В пределах одной и той же группы (главной подгруппы) с увеличением порядкового номера восстановительные свойства элементов

__ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __, а окислительные - __ __ __ __ __

__ __ __ __ __ __. Поэтому в главной подгруппе I группы самым сильным восстановителем будет __ __ __ __ __ __ __, а в главной подгруппе VII группы самым сильным окислителем - __ __ __ __.

Алгоритм расстановки коэффициентов методом электронного баланса.

Задание 1. Воспользовавшись алгоритмом, расставьте коэффициентов в схеме химической реакции: N2 + H2 → NH3

АЛГОРИТМ РАССТАНОВКИ КОЭФФИЦИЕНТОВ МЕТОДОМ ЭЛЕКТРОННОГО БАЛАНСА (на примере реакции N2 +H2 → NН3);
Определите и запишите степени окисления элементов. N2 + H2 → NH3 Выпишите элементы, изменившие степень окисления. …………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………… Составьте электронные уравнения, определяя число отданных или принятых электронов (дополните запись в пункте 2).     Уравняйте число отданных и принятых электронов, подобрав наименьшее общее кратное и дополнительные множители (дополните запись в пункте 2). Полученные множители являются коэффициентами. Проставьте их в уравнении реакции (дополните запись в пункте 1).  

Задание 2. Рассмотрите окислительно-восстановительные процессы и расставьте коэффициенты, используя метод электронного баланса.

а) Zn + HCl → ZnCl2 + H2

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

б) Сu + HNO3 → Cu(NO3)2 + NO2 + H2O

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

Задание 3. Расставьте коэффициенты в схемах реакций методом электронного баланса. Укажите окислитель и восстановитель, процессы окисления и восстановления.

а) Na + H2 → NaH в) Ca + N2 → Ca3N2

………………………………….. ………………………………………

………………………………….. ……………………………………....

б) Al + O2 → Al2O3 г) P + O2 → P2O5

………………………………….. ……………………………………….

………………………………….. ……………………………………….

Задание 4. Расставьте коэффициенты в схемах реакций методом электронного баланса. Укажите окислитель и восстановитель, процессы окисления и восстановления.

а) NH3 + O2 → NO + H2O

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

б) Al + I2 → AlI3

………………………………………………………………………………………….………………………………………………………………………………………….

в) СO2 + Mg → MgO + C

………………………………………………………………………………………….………………………………………………………………………………………….

г) HNO3 + P + H2O → H3PO4 + NO2

……………………………………………………………………………………….…………………………………………………………………………………………….

д) HCl + KMnO4 → Cl2 + KCl + MnCl2 + H2O

……………………………………………………………………………………….…………………………………………………………………………………………….

Электролитическая диссоциация.

Задание 1. По результатам демонстрационных опытов заполните таблицу «Электропроводность веществ и их растворов».

ФОРМУЛА ВЕЩЕСТВА ЕГО СОСТОЯНИЕ ПРОВОДИТ ЛИ ТОК ПРИЧИНА ЭЛЕКТРОПРОАВОДНОСТИ ИЛИ ЕЕ ОТСУТСВИЯ ВИД ХИМИЧЕСКОЙ СВЯЗИ
NaCl (р-р)      
NaCl (т)      
NaOH (р-р)      
NaOH (т)      
HCl (р-р)      
Сахар (р-р)      
Сахар (т)      
Спирт (р-р)      

Задание 2. Заполните схему.

Все вещества по их способности проводить ток в растворах делятся на - student2.ru Все вещества по их способности проводить ток в растворах делятся на - student2.ru ВЕЩЕСТВА

Электролиты - …………………… Неэлектролиты - ……………………

…………………………………….. ………………………………………..

…………………………………….. ………………………………………..

Вид химической связи: Вид химической связи:

…………………………………….. ………………………………………..

К ним относятся: К ним относятся:

…………………………………….. ………………………………………..

…………………………………….. ………………………………………..

…………………………………….. ………………………………………..

Задание 3. Допишите первое положение теории электролитической диссоциации (ТЭД).

Все вещества по их способности проводить ток в растворах делятся на

__ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ и __ __ __ __ __ __ __ . __ __ __ __ __ __.

Задание 4. Запишите определение.

Электролитическая диссоциация – это ………………………………………….

……………………………………………………………………………………….…………………………………………………………………………………………….

Задание 5. Допишите второе положение ТЭД.

В растворах электролиты __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ (распадаются) на __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ и __ __ __ __ __ __ .

__ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __.

Задание 6. Допишите третье положение ТЭД.

Причиной диссоциации __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ является его взаимодействие с молекулами __ __ __ __,

Т.е его __ __ __ __ __ __ __ __ __ __.

Задание 7. Допишите четвертое положение ТЭД.

Под действием электрического тока Катод(-) Анод (+)

положительные ионы (__ __ __ __ __ __ __) ←H + OH →

движутся к катоду, а отрицательные ←K+ Cl-

(__ __ __ __ __ __) – к аноду. ←Cu2+ SO2-4

Задание 8. Допишите пятое положение по ТЭД.

Наши рекомендации