Критерии комфортности, безопасности и экологичности техносферы

Человек может в определённых пределах управлять процессом в системе «человек – среда обитания». Характер такого управления является двухцелевым. Одной целью является достижение определённого хозяйственного или другого эффекта. Другая цель – исключение нежелательных последствий в процессе реализации первой цели. Одновременная реализация обеих целей может быть сопряжена с необходимостью преодоления множества трудностей и противоречий и в общем случае является сложной задачей.

Возможны следующие состояния взаимодействия человека и техносферы:

- комфортное (оптимальное), когда потоки вещества, энергии и информации соответствуют оптимальным условиям взаимодействия: создают оптимальные условия деятельности и отдыха, гарантируют сохранение здоровья человека и целостности компонент среды обитания;

- допустимое, когда потоки, воздействуя на человека и среду обитания, не оказывают негативного влияния на здоровье, но приводят к дискомфорту, снижая эффективность деятельности человека. Допустимое взаимодействие гарантирует невозможность возникновения и развития необратимых негативных процессов у человека и в среде обитания;

- опасное, когда потоки превышают допустимые уровни и оказывают негативное воздействие на здоровье человека, вызывая при длительном воздействии заболевания, или приводят к деградации природной среды;

- чрезвычайно опасное, когда потоки высоких уровней за короткий период времени могут нанести травму, привести человека к летальному исходу, вызвать разрушения в природной среде.

Существуют критерии комфортности, безопасности и экологичности.

В качестве критериев комфортности жизненного пространства помещений устанавливают значения параметров микроклимата (температура воздуха, его влажность и подвижность) и естественного и искусственного освещения.

Критериями безопасности техносферы являются ограничения, вводимые на концентрации веществ и потоки энергий в жизненном пространстве. При этом для веществ с учётом их вредности и особенности воздействия на организм устанавливаются предельно допустимые значения концентраций ПДК, которые недопустимо превышать:

Ci < ПДКi,

где Ci – концентрация i-го вещества в жизненном пространстве;

ПДКi – предельно допустимая концентрация i-го вещества в жизненном пространстве.

Для потоков энергии допустимые значения устанавливаются соотношениями Ii< ПДУi ,

где Ii – интенсивность i-го потока энергии;

ПДУi – предельно допустимая интенсивность i-го потока энергии.

Конкретные значения ПДК и ПДУ устанавливаются нормативными актами.

Критериями экологичности источника воздействия на среду обитания являются предельно допустимые выбросы (сбросы) и предельно допустимые излучения энергии источниками загрязнения. Соблюдение этих критериев гарантирует безопасность жизненного пространства.

В тех случаях, когда потоки масс или энергий от источника негативного воздействия в среду обитания могут нарастать стремительно и достигать чрезмерно высоких значений (например, при авариях), в качестве критерия безопасности принимают допустимую вероятность (риск) возникновения подобного события. Риск – это вероятность реализации негативного воздействия в зоне пребывания человека.

Вероятность возникновения чрезвычайных происшествий применительно к техническим объектам и технологиям оценивают на основе статистических данных или теоретических исследований. При использовании статистических данных величину риска определяют по формуле

R = (NЧС / NО ) <= RДОП,

где R – риск; NЧС – число чрезвычайных событий в год; – общее число событий в год; RДОП– допустимый риск.

В настоящее время сложились представления о величинах приемлемого (допустимого) и неприемлемого риска. Концепция приемлемого риска состоит в стремлении к такой малой опасности, которую приемлет общество в данный период времени. Приемлемый риск сочетает в себе технические, экономические, социальные и политические аспекты и представляет некоторый компромисс между уровнем безопасности и возможностями её достижения.

Риск естественной и принудительной смерти людей от воздействия условий жизни и деятельности имеет следующие значения:

- сердечно-сосудистые заболевания – 10-2;

- злокачественные опухоли, автомобильные аварии – 10-3;

- несчастные случаи на производстве – 10-4;

- аварии на ж/д, водном и воздушном транспорте, пожары – 10-5;

- проживание вблизи ТЭС (при нормальном режиме работы) – 10-6;

- все стихийные бедствия – 10-7.

Риск с уровнем 10-6 за год считается пренебрежимо малым, при этом дальнейшее снижение риска считается нецелесообразным. Риск с уровнем более 10-3 считается неприемлемым.

Тоже что и 3

5. БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ПРОИЗВОДСТВА ОХРАНА ТРУДА

3 . 1 . П р а в о в ы е и о р г а н и з а ц и о н н ы е в о п р о с ы

Охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе

трудовой деятельности, включающей правовые, социально - экономические,

организационно - технические, санитарно - гигиенические, лечебно -

профилактические, реабилитационные и иные мероприятия, дает

представление об охране труда как о многогранной деятельности государства

и отдельных работодателей, направленной на охрану жизни и здоровья

работников в процессе труда и в связи с ним. Система организационных

действий руководителей, позволяющих оперативно решать вопросы охраны

труда, возникающие в процессе производственной деятельности.

Основные направления государственной политики в области охраны

труда:

обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;

принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных

правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных

правовых актов субъектов Российской Федерации об охране труда, а также

федеральных целевых, отраслевых целевых и территориальных целевых

программ улучшения условий и охраны труда;

государственное управление охраной труда;

государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны

труда;

содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных

интересов работников в области охраны труда;

расследование и учет несчастных случаев на производстве и

профессиональных заболеваний;

защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных 21

случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их

семей на основе обязательного социального страхования работников от

несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или)

опасными условиями труда, неустранимыми при современном техническом

уровне производства и организации труда;

координация деятельности в области охраны труда, охраны окружающей

природной среды и других видов экономической и социальной деятельности;

распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы

по улучшению условий и охраны труда;

участие государства в финансировании мероприятий по охране труда;

подготовка и повышение квалификации специалистов по охране труда;

организация государственной статистической отчетности об условиях

труда, а также о производственном травматизме, профессиональной

заболеваемости и их материальных последствиях;

обеспечение функционирования единой информационной системы охраны

труда;

международное сотрудничество в области охраны труда;

проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание

безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и

технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты

работников;

установление порядка обеспечения работников средствами

индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно - бытовыми

помещениями и устройствами, лечебно - профилактическими средствами за

счет средств работодателей.

Финансирование мероприятий по охране труда осуществляется за счет:

средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации,

местных бюджетов, внебюджетных источников;

средств от штрафов, взыскиваемых за нарушение трудового

законодательства;

добровольных взносов организаций и физических лиц.

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда

работодателями (за исключением государственных унитарных предприятий и

федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,2 процента

суммы затрат на производство продукции (работ, услуг.22

Работник не несет расходов на финансирование мероприятий по улучшению

условий и охраны труда.

Государственные нормативные требования охраны труда - требования

обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при

осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при

проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов,

конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке

технологических процессов, организации производства и труда.

Система нормативных правовых актов об охране труда включает:

правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и

здоровья работников в процессе трудовой деятельности;

межотраслевые правила по охране труда (ПОТ РМ), межотраслевые

типовые инструкции по охране труда (ТИ РМ), разрабатываемые с участием

заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и

утверждаемые Минтруда России;

отраслевые правила по охране труда (ПОТ РО), типовые инструкции по

охране труда (ТИ РО), разрабатываемые и утверждаемые федеральными

органами исполнительной власти по согласованию с Минтруда России;

правила безопасности (ПБ), правила устройства и безопасной эксплуатации

(ПУБЭ), инструкции по безопасности (ИБ), разрабатываемые и

утверждаемые Госгортехнадзором России и Госатомнадзором России по

согласованию в части государственных нормативных требований охраны

труда с Минтруда России;

государственные стандарты системы стандартов безопасности труда

(ГОСТ Р ССБТ), разрабатываемые и утверждаемые Госстандартом России и

Госстроем России по согласованию в части государственных нормативных

требований охраны труда с Минтруда России;

строительные нормы и правила (СНиП), своды правил по проектированию

и строительству (СП), разрабатываемые и утверждаемые Госстроем России

по согласованию в части государственных нормативных требований охраны

труда с Минтруда России;

государственные санитарно - эпидемиологические правила и нормативы:

санитарные правила (СП), гигиенические нормативы (ГН), санитарные

правила и нормы (СанПиН), санитарные нормы (СН), разрабатываемые и

утверждаемые Минздравом РФ по согласованию в части государственных

нормативных требований охраны труда с Минтруда РФ.

Система стандартов безопасности труда (ССБТ) – система

государственных стандартов, посвященных безопасности труда, которой 23

присвоен индекс 12. Система разделена на 10 классификационных групп:

0 – основополагающие стандарты, устанавливающие структуру и

терминологию, классификацию опасных и вредных факторов и организацию

обучения в области безопасности труда;

1 – требования и нормы опасных и вредных факторов, их предельно

допустимые параметры, методы и средства защиты от опасностей, способы

контроля;

2 – требования безопасности к производственному оборудованию;

3 - требования безопасности к производственным процессам;

4 – требования к средствам защиты работающих;

5 – требования к зданиям и сооружениям;

6-9 – резервные группы.

Вредный производственный фактор - фактор среды и трудового процесса,

воздействие которого на работающего при определенных условиях

(интенсивность, длительность и др.) может вызвать профессиональное

заболевание, временное или стойкое снижение работоспособности, повысить

частоту соматических и инфекционных заболеваний, привести к нарушению

здоровья потомства.

Опасный производственный фактор - фактор среды и трудового процесса,

который может быть причиной острого заболевания или внезапного резкого

ухудшения здоровья, смерти. В зависимости от количественной

характеристики и продолжительности действия вредные производственные

факторы могут стать опасными.

Инструкция по охране труда – документ, включающий:

требования безопасности перед началом работы (порядок подготовки

рабочего места, СИЗ; порядок проверки исправности оборудования,

приспособлений и инструмента, ограждений, сигнализации, блокировочных и

других устройств, защитного заземления, вентиляции, местного освещения и

т.п.; порядок проверки исходных материалов (заготовок, полуфабрикатов);

порядок приема и передачи смены в случае непрерывного технологического

процесса и работы оборудования и др.);

требования безопасности во время работы (способы и приемы безопасного

выполнения работ, использования технологического оборудования,

транспортных средств, грузоподъемных механизмов, приспособлений и

инструментов; требования безопасного обращения с исходными материалами

(сырьем, заготовками, полуфабрикатами); указания по безопасному

содержанию рабочего места; действия, направленные на предотвращение

аварийных ситуаций; требования, предъявляемые к использованию СИЗ, и 24

др.);

требования безопасности по окончании работ (порядок отключения,

остановки, разборки, очистки и смазки оборудования, приспособлений,

машин, механизмов и аппаратуры; порядок уборки отходов, полученных в

ходе производственной деятельности; требования соблюдения личной

гигиены; порядок извещения руководителя работ о недостатках, влияющих на

безопасность труда, обнаруженных во время работы, и т.д.).

Обязанности работодателя в области охраны труда – определены

«Основами законодательства об охране труда» и Трудовым кодексом РФ.

Работодатель обязан обеспечить:

безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений,

оборудования, осуществлении технологических процессов, а также

применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов;

применение средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом

рабочем месте;

режим труда и отдыха работников в соответствии с законодательством

Российской Федерации и законодательством субъектов Российской

Федерации;

приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды,

специальной обуви и других СИЗ, смывающих и обезвреживающих средств в

соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с

вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах,

выполняемых в особых температурных условиях или связанных с

загрязнением;

обучение безопасным методам и приемам выполнения работ по охране

труда и оказанию первой помощи при несчастных случаях на производстве,

инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте и проверку

знаний требований охраны труда, безопасных методов и приемов выполнения

работ;

недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке

обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний

требований охраны труда;

организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а

также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и

коллективной защиты;

проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей

сертификацией работ по охране труда в организации;25

организацию и проведение за счет собственных средств обязательных

предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение

трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований) работников,

внеочередных медицинских осмотров (обследований) работников по их

просьбам в соответствии с медицинским заключением с сохранением за ними

места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения

указанных медицинских осмотров (обследований);

недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без

прохождения обязательных медицинских осмотров (обследований), а также в

случае медицинских противопоказаний;

информирование работников об условиях и охране труда на рабочих

местах, о существующем риске повреждения здоровья и полагающихся им

компенсациях и средствах индивидуальной защиты;

предоставление органам государственного управления охраной труда,

органам государственного надзора и контроля, органам профсоюзного

контроля за соблюдением законодательства по охране труда информации и

документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий;

принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни

и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по

оказанию пострадавшим первой помощи;

расследование и учет несчастных случаев на производстве и

профессиональных заболеваний;

санитарно - бытовое и лечебно - профилактическое обслуживание

работников в соответствии с требованиями охраны труда;

беспрепятственный допуск должностных лиц органов государственного

управления охраной труда, органов государственного надзора и контроля за

соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых

актов, содержащих нормы трудового права, органов Фонда социального

страхования Российской Федерации, а также представителей органов

общественного контроля в целях проведения проверок условий и охраны

труда в организации и расследования несчастных случаев на производстве и

профессиональных заболеваний;

выполнение предписаний должностных лиц органов государственного

надзора и контроля за соблюдением трудового права;

ознакомление работников с требованиями охраны труда;

разработку и утверждение с учетом мнения выборного профсоюзного или

иного уполномоченного работниками органа инструкций по охране труда для

работников;26

наличие комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования

охраны труда в соответствии со спецификой деятельности организации.

Обязанности работника в области охраны труда:

соблюдать требования охраны труда, установленные законами и иными

нормативными правовыми актами, а также правилами и инструкциями по

охране труда;

правильно применять СИЗ и СКЗ;

проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ по

охране труда, оказанию первой помощи при несчастных случаях на

производстве, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте,

проверку знаний требований охраны труда;

немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего

руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о

каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об

ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков

острого профессионального заболевания (отравления);

проходить обязательные предварительные и периодические медицинские

осмотры.

Аттестация рабочих мест - это оценка условий труда на рабочем месте с

учетом всех вредных и опасных производственных факторов, их сочетаний и

комбинаций, прогнозирование риска развития профессиональных

заболеваний или других нарушений здоровья. Для проведения аттестации

рабочих мест по условиям труда создаются аттестационные комиссии

организации и, при необходимости, комиссии в структурных подразделениях,

определяются сроки и график проведения работ по аттестации рабочих мест.

В состав аттестационной комиссии включают специалистов служб охраны

труда, организации труда и заработной платы, главных специалистов,

руководителей подразделений организации, медицинских работников,

представителей профсоюзов, совместных комитетов (комиссий) по охране

труда, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда

профессиональных союзов или трудового коллектива.

Аттестационная комиссия организации:

присваивает коды производствам, цехам, участкам, рабочим местам для

проведения автоматизированной обработки результатов аттестации рабочих

мест по условиям труда;

аттестует рабочие места и принимает решения по дальнейшему их

использованию, разрабатывает предложения по улучшению и оздоровлению

условий труда, составляет полный перечень рабочих мест организации с 27

выделением аналогичных по характеру выполняемых работ и условиям труда;

выявляет на основе анализа причин производственного травматизма в

организации наиболее травмоопасные участки, работы и оборудование;

составляет перечень опасных и вредных производственных факторов

производственной среды, показателей тяжести и напряженности трудового

процесса, подлежащих оценке на каждом рабочем месте исходя из

характеристики технологического процесса, состава оборудования,

применяемых сырья и материалов, данных ранее проводившихся измерений

показателей опасных и вредных производственных факторов, тяжести и

напряженности трудового процесса, жалоб работников на условия труда;

С учетом этих результатов аттестационная комиссия разрабатывает

предложения о порядке подготовки подразделений к сертификации на

соответствие требованиям по охране труда и намечает мероприятия,

конкретизирующие содержание такой подготовки.

Ответственность за нарушение законодательных и правовых актов по

охране труда - руководители и должностные лица, виновные в нарушении

законодательства и нормативных актов по охране труда, несут уголовную,

дисциплинарную, административную и материальную ответственность.

Административная ответственность – ответственность в соответствии со

статьей 41 КоАП: нарушение должностным лицом предприятия

законодательства по охране труда влечет наложение штрафа в размере до 100

минимальных размеров оплаты труда.

Уголовная ответственность – ответственность в соответствии со статьей

143 Уголовного Кодекса РФ за нарушение правил охраны труда, налагается на

лиц, обязанных соблюдать эти правила.

Если нарушение по неосторожности повлекло причинение тяжкого или средней

тяжести вреда здоровью человека, на виновного налагается наказание:

штраф в размере от 200 до 500 минимальных размеров оплаты труда или в

размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 2 до 5

месяцев;

либо исправительные работы на срок до двух лет;

либо лишение свободы на срок до двух лет.

То же деяние, повлекшее за собой по неосторожности смерть человека,

наказывается лишением свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать

определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок

до 3 лет.

Дисциплинарная ответственность - выражается в наложении на виновного

взыскания: замечание, выговор, смещение на низшую должность и увольнение с 28

должности. Вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности ставят лица

и органы, которым это право предоставлено законом.

Материальная ответственность - выражается во взыскании с виновного

денежных сумм при причинении материального ущерба государству или

пострадавшему (пострадавшим).

Литература: [13,20,28]

Лекция 4. ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ

ОХРАНЫТРУДА. Продолжение

4 . 1 . Г о с у д а р с т в е н н о е у п р а в л е н и е о х р а н о й т р у д а

Государственное управление охраной труда - это осуществление

полномочными государственными органами исполнительной власти

исполнительных, регулирующих, разрешительных, координирующих,

надзорных, контрольных и других функций с целью формирования и

проведения государственной политики по охране труда в областях их

деятельности; разработки и реализации федеральных отраслевых и

региональных программ улучшения условий и охраны труда; содействия

разработке и выполнению находящимися в сферах их ведения организациями

конкретных правовых, социально-экономических, лечебно-профилактических

и иных мероприятий по обеспечению безопасности работников в процессе

труда; предупреждения и устранения нарушений требований охраны труда.

Федеральным органом исполнительной власти, который по поручению

Правительства РФ ведает вопросами охраны труда и управляет охраной труда,

является Минтруда России.

Служба охраны труда в организации - самостоятельное структурное

подразделение, которое подчиняется непосредственно руководителю

организации и создается для обеспечения соблюдения требований охраны

труда и контроля за их выполнением в каждой организации, осуществляющей

производственную деятельность.

Комитет (комиссия) по охране труда - представительный орган, который

осуществляет свою деятельность в целях организации сотрудничества и

регулирования отношений работодателей и работников и (или) их

представителей в области охраны труда на предприятии.

В его состав на паритетной основе входят представители работодателей,

профессиональных союзов или иного уполномоченного работниками 29

представительного органа. Комитет (комиссия) по охране труда организует

совместные действия работодателя и работников по обеспечению требований

охраны труда, предупреждению производственного травматизма и

профессиональных заболеваний, а также организует проведение проверок

условий и охраны труда на рабочих местах и информирование работников о

результатах указанных проверок, сбор предложений к разделу коллективного

договора (соглашения) об охране труда.

Виды надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и об

охране труда -

государственный;

ведомственный;

производственный;

общественный.

Государственный надзор - осуществляют специально уполномоченные

государственные органы:

Министерство по чрезвычайным ситуациям;

Министерство здравоохранения и социального развития России;

Федеральная служба по экологическому, технологическому, и атомному

надзору;

и соответствующие федеральные органы исполнительной власти:

Федеральная инспекция труда;

Ростехнадзор;

Роспотребнадзор;

Пожарный надзор;

Госкомэкспертиза условий труда;

Госстандарт России и др.

Ведомственный контроль по охране труда осуществляет вышестоящая

организация по подчиненности органы местного самоуправления через

специально уполномоченные органы (отделы охраны труда и экпертизы).

Производственный контроль по охране труда осуществляется предприятием

(организацией), эксплуатирующим опасные производственные объекты.

Решением руководителя предприятия (организации) производственный

контроль возлагается на службу производственного контроля или

ответственного работника. Специалист, ответственный за осуществление

производственного контроля, должен иметь высшее техническое образование,

соответствующее профилю производственного объекта, стаж работы не менее 30

трех лет, иметь удостоверение, подтверждающее прохождение аттестации по

промышленной безопасности. В его функции входят прежде всего обеспечение

контроля за соблюдением работниками опасных производственных объектов

требований безопасности, организация подготовки и аттестации работников в

области безопасности и др.

Общественный контроль в области охраны труда осуществляют профсоюзы и

уполномоченные работники.

Наши рекомендации