Электробензонасосы. Назначение электромеханизма. Принцип действия.
Приложение II.
Диафрагменные насосы.
В диафрагменном насосе диафрагма 1, выполненная из эластич-ного материала (резина; ткань, пропитанная лаком и др.), герметезирует рабочую камеру 2, к которой примыкают всасывающий 4 и напорный 6 патрубки насоса. Диафрагма соединена со штоком 7, совершающим возвратно-поступательное движение. Всасывающий 3 и напорный 5 клапаны работают таким же образом, как и в поршневом насосе.
Рис.4.7.Схема диафрагменного насоса.
При движении штока вверх диафрагма прогибается вверх, что создаёт разряжение в рабочей камере. Клапан 3 открывается и жидкость поступает в рабочую камеру. При движении штока вниз диафрагма прогибается также вниз, давление в ра-бочей камере возрастает, клапан 3 закрывается и откры вается клапан 5 Жидкость поступает в напорный трубопровод 6.
Диафрагменные насосы часто применяются для подачи жидкостей, сильно загрязнённых различными примесями (песком, илом, абразивными материалами), а также химически активных жидкостей. Они также до нас-тоящего времени используются в качестве бензонасосов на автомобильных двигателях (карбюраторных).
Насосы ДСВ (диафрагменные сдвоенные всасывающие, регули-руемые) развивают подачу от 2,4 м3/час до 13,2 м3/час при перекачке гря-зевых осадков. Насосы ДВС (диафрагменные всасывающие сдвоенные, нерегулируемые) предназначены для перекачки химически нейтральных гидросмесей до температуры 60 градусов Цельсия. Их подача может дос-тигать 20 м3/час. Все эти насосы работают только на слив (безнапорные).
Насосы марки ПМ (плунжерный мембранный), ВМ (вертикальный мембранный), ДМР (двухпоршневой мембранный) напорные, создают давление нагнетания до 16 ат.
У топливного насоса автомобиля «ВАЗ-2109» три диафрагмы –две верхние рабочие для подачи топлива и одна нижняя предохранительная для предотвращения попадания топлива в корпус привода при повреж-дениях рабочих диафрагм. Движение штоку передаётся от эксцентрика рас-предвала через специальный толкатель и балансир.
Подача достигает 16 м3/час. В автомобилях топливные насосы диаф-рагменного типа служат для перекачивания топлива из бака в карбюратор. Обычно они приводятся в движение от кулачкового вала двигателя или от вала привода масляного насоса (как, например, у двигателя «ВАЗ-2121»).
В последние годы на автомобилях с инжекторной подачей топлива устанавливаются электробензонасосы.
Рис.4.8. Элементы диафрагменного насоса
Электробензонасосы. Назначение электромеханизма. Принцип действия.
Любая система впрыска топлива, которая устанавливается на сов-ременном автомобильном двигателе внутреннего сгорания, снабжена бензонасосом с приводом от электродвигателя (ЭДВ) постоянного тока. Электробензонасос предназначен для создания давления в топливной магистрали. Электробензонасос представляет собой жидкостной насос коловратного типа (роторный, кулачковый) с рабочими органами в виде роликов, приводимый в действие коллекторным электродвигателем посто-янного тока. Предохранительный клапан насоса ограничивает давление топлива в магистрали после электробензонасоса на уровне не более 580 кПа. Обратный клапан насоса препятствует утечке топлива из магистрали в бак через неработающий электробензонасос, когда магистраль находится под повышенным давлением. Включение электробензонасоса выполняется от силового реле, которое включается и выключается по сигналам от блока управления. Силовая цепь реле защищена плавким предохранителем 10А (для автомобилей ГАЗ). При работающем двигателе бензонасос включен постояннно и отключается после выключения зажигания. Электродвигатель насоса охлаждается проходящим потоком топлива, поэтому во избежание его выхода из строя не допускается включать элек-тробензонасос «на сухую» (когда в магистрали или в баках отсутствует топливо) на время более 2-х минут. Конструктивно электромеханизм состоит из следующих элементов: корпус с впускным и выпускным штуцерами, внутри которого размещены электродвигатель постоянного тока и роликовый насос; обратный и предохрани-тельный клапаны; тип: проточный, роликовый Номинальная производи-тельность при 13,5В: 120л/ч. Минимальная производительность при 6В: не менее 50л/ч. Напряжение электропитания: 6...18В. Ток потребления при 13,5 В: не более 6А. Пусковой ток: не более 15А. Производительность электро-бензонасоа рассчитана таким образом, чтобы при напряжении электропи-тания 6В обеспечивалось давление топлива в магистрали не менее норма-тивного при запуске двигателя и его работе на холостом ходу.
Установка и монтаж электромеханизма на автомобиле. Электробензонасос устанавливается рядом с бензобаком и крепится за корпус хомутом, снабженным резиновыми прокладками: на автомобилях ГАЗ под днищем кузова; на автомобилях УАЗ на левом лонжероне рамы. Электробензонасос соединен одним резиновым шлангом с фильтром-отстойником (для автомобилей ГАЗ отсутствует), а вторым длинным топливопроводом—с фильтром тонкой очистки топлива, расположенным под капотом. Подключение электробензонасоса к жгуту проводов выпол-няется следующим образом: наконечник жгутового провода подключается к шпильке «+» (М4); отдельный провод массы, соединенный с рамой, под-ключается к шпильке «-» (М5). При демонтаже электробензонасоса следует предварительно сбросить давление в топливной магистрали и отключить минусовой провод аккумуляторной батареи. После замены электробен-зонасоса следует выполнить заполнение магистрали топливом путем при-нудительного включения электробензонасоса и удаления воздушной пробки из магистрали (для автомобилей УАЗ винт установлен на фильтре тонкой очистки топлива), а также проверить герметичность топливопроводов и их соединений. Аналоги электромеханизма. Аналогом электробензонасоса EKP-3 0580464038 (BOSCH) является электробензонасос системы впрыска 18.3780 (ЗАО «ТАТЭ», г. Тюмень).
Рис.4.9. Насосная часть электробензонасоса, роликовая и шестерённая.
В качестве примера рассмотрим устройство и принцип действия погруж-ного электробензонасоса серии 0580254 фирмы BOSCH, который исполь-зуется во всех модификациях системы впрыска топлива «K-Jetronic». На рис. 4.10 приведено схематическое изображение конструкции электробензонасоса.
Его приводной частью является ЭДВ постоянного тока с двумя постоянными магнитами 6, расположенными на статоре, и с двенадцати-секционной рабочей обмоткой, намотанной на 12-пазном якоре 8. Якорь барабанного типа. Якорная обмотка петлевая, короткозамкнутая, по от-ношению к внешней электрической цепи, — разделена щетками на две па-раллельные ветви. Всего в обмотке 288 витков медного провода диаметром 0.6 мм, по 24 витка в каждой секции. Два статорных магнита создают постоянное магнитное поле В' с полюсами N и S, которое пронизывает магнитные массы и витки якоря ЭДВ.Коллектор 4 имеет 12 ламелей, которые попарно соединены с бортовой электрической сетью напряжением 12В посредством подпружиненных щеток 5 и двух внешних электроклемм 3. Щетки к клеммам подсоединены многожильным гибким медным проводом. Клеммы выведены за пределы корпуса бензонасоса (обозначены соответственно «+» и «-») и имеют герметическое уплотнение. Электробензонасос устанавливается на переходную площадку, посредством которой он крепится к бензобаку. При этом приемный торец электробензонасоса с сетчатым фильтром 16 грубой очистки топлива опускается точно в выемку 19 днища бензобака. Рабочее положение электробензонасоса БОШ-0580254 вертикальное Электродвигатель рассчитан на рабочее напряжение 12 В и в нагруженном режи-ме потребляет ток до 6 А. Мощность электродвигателя примерно 80 Вт. Бензоподающим устройством электробензонасоса является шиберный гидронагнетатель (рис. 4.10, 10—18),
Рис. 4.10. Электробензонасос: 1 — выходной штуцер; 2 — обратный клапан; 3 — электроклемма; 4 — коллектор; 5 — щеткодержатель с пружиной и щеткой; 6 — статорный постоянный магнит; 7 — неподвижная ось для якоря ЭДВ и для ротора насоса; 8 — якорь ЭДВ; 9 — сцепная вилочка; 10 — центробежный ролик; 11 — крышка нагнетателя с выпускной щелью; 12 — статор нагнетателя с эксцентрической цилиндрической полостью; 13 — ротор нагнетателя с пятью центробежными роликами; 14 — донце нагнетателя с входной щелью; 15 — входная щель; 16 — сетка фильтра грубой очистки топлива; 17 — выпускная щель; 18 — клапан сброса; 19 — выемка в днище бензобака.
который работает по принципу проталкивания отдельных порций бензина центробежными роликами через эксцен-трическую насосную полость. Основные составные части шиберного бензонасоса (рис. 4.12) следующие: ротор R с роликами Р, статор С с эксцентри-ческой насосной полостью S, донце А с впускной щелью L и крышка В с выпускным отверстием М. В собранном виде центробежный насос представляет собой трехслойный пакет, в средней части которого между крышкой В и донцем А образована главная насосная полость S, эксцентрично сдвинутая относительно центра вращения ротора R, в которой и вращается ротор R с роликами Р. Работает центробежный гидронагнетатель следующим образом. Ротор нагнетателя приводится во вращение вышеописанным спо-собом. Под действием центробежных сил все ролики нагнетателя плотно прижимаются к стенке эксцентричной статорной полости и начинают кататься по стенке. Эта полость является главной насосной полостью нагнетателя. Там, где ротор нагнетателя вплотную подходит к стенке насосной полости (рис. 4.12, б, Р1), ролики почти полностью утапливаются в направляющие пазы. Там, где зазор между ротором и статором нагнетателя максимален (рис. 4.12, б, Р2), центробежные ролики выступают из пазов почти на половину своего диаметра. Таким образом через впускную щель (рис. 4.12, а, L) насосной полости S происходит захват очередной порции бензина очередным набежавшим роликом. Эта порция интенсивно про-талкивается в выпускное отверстие (рис. 4.12, в, М) крышки нагнетателя и оттуда вверх, через все детали электродвигателя, к выходному штуцеру электробензонасоса (рис.4.10, 1). Бензин не проводит электрический ток, но беспрепятственно пропускает магнитные силовые линии. Поэтому на электромагнитные процессы в ЭДВ бензин никакого влияния не оказывает. Вязкость бензина очень низкая, и поэтому гидромеханическое сопротивление слоев бензина, протекающих через рабочий «воздушный» зазор ЭДВ, также незначительно. Прокачка бензина через «внутренности» электродвигателя повышает его надежность. Имеет место постоянная и эффективная про-мывка КЩМ и смазка проточным бензином оси вращения, на которой вра-щаются ротор нагнетателя и якорь ЭДВ. В конструкции электробензонасоса нет подшипников качения. А втулки скольжения с плотной посадкой на ось лучше работают с жидкой смазкой, которой в данном случае является бензин. Помимо сказанного, бензин интенсивно охлаждает электродвигатель, который никогда не пере-гревается. Как следствие, электробензонасосы с прокачкой бензина через внутреннюю полость электродвигателя обес-печивают работу ДВС до 200 тыс. км пробега.
Рис.4.12. Основные части шиберного бензонасоса
Следует заметить, что расположение электродвигателя бензонасоса в бензобаке на первый взгляд вызывает недоумение. Действительно, хорошо известно, что в КЩМ (коллекторно-щёточном механизме) электродвигателя может возникать интенсивное искрение. Это может стать причиной взрыва бензобака, когда он пустой, а концентрация паров бензина соответствующая. Однако фирма 6OSCH выпускает погружные электробензонасосы более 30 лет и случаев взрывов бензобака не зарегистрировано. Объясняется этот фе-номен так: электроконтактная пара «щетка-ламель» не искрит, так как, во-первых, работает в режиме переключателя малых энергий, во-вторых, ее компоненты изготовлены из специально подобранных электропроводных материалов, и, в-третьих, в ЭДВ с короткозамкнутой петлевой обмоткой на якоре искрение в КЩМ ограничено встречно-параллельным соединением рабочих ветвей якорной обмотки на щетках. Кроме этого, бензонасос и его ЭДВ при работе постоянно наполнены бензином, искрение в котором прак-тически невозможно. За счет герметичности в системе топливного питания, в бензонасосе бензин или его чрезмерно богатая смесь присутствует даже тогда, когда бензобак пустой.Таким образом, вероятность взрыва бензобака от присутствия в нем электробензонасоса практически сведена к нулю. Принцип действия ЭДВ можно объяснить с помощью рис.4.11 На клеммы +М и -М подается напряжение 12 В от бортовой сети автомобиля через схе-му управления электробензонасосом. Эта схема включает ЭДВ бензонасоса в момент пуска двигателя внутреннего сгорания (ДВС) на 3...5 с, а во время работы ДВС удерживает его постоянно включенным. Если ДВС заглохнет при включенном зажигании, схема управления отключает электробензонасос от бортовой сети до следующего пуска ДВС. Под действием бортового напря-жения 12 В по виткам рамки R якоря ЭДВ начинает протекать пусковой ток Iя. Этот ток, согласно закону Ома равный Uc/Rя (где Uc — напряжение бор-товой сети, Rя — омическое сопротивление обмотки якоря), вступает в электромагнитное взаимодействие с магнитным полем В' постоянного маг-нита статора. Как следствие, на рамку R начинают действовать две механические силы F1 и F2, каждая из которых согласно закону электромагнитной индукции опреде-ляется по формуле: F=BLI cosα. где L — суммарная активная длина витков рамки R; В — индукция магнитного поля; а — угол по-ворота рамки R относительно направления поля В'. Направление действия силы F легко определяется по правилу левой руки.Силы F1 и F2, приложен-ные в противоположных направлениях к оси вращения якоря, образуют вращающий момент Мя, который посредством сцепной вилочки ( 9 на рис.4.10) передается ротору шиберного бензонасоса. Момент определяется по фор-муле: Мя =(Fl+F2)r, где г — приведенный радиус якоря.Следует заметить, что сцепная вилочка выполнена из жесткой, но ломкой пластмассы и при заклинивании ротора бензонасоса (например, при замерзании зимой слу-чайно попавшей в бензобак влаги) должна сламываться, предотвращая тем самым короткое замыкание ЭДВ насоса.
После пуска электродвигателя ток якоря Iя значительно уменьшается (I’я ~ 3Iя). Это явление имеет место потому, что, во-первых, якорь сам становится вращающимся постоянным магнитом и силой этого магнита ослабляет маг-нитное поле В' статора электродвигателя (реакция якоря), во-вторых, ток Iя при работе электродвигателя ослабляется противоэлектродвижущей силой и постоянно переключается по виткам якоря коллекторно-щеточным мех-анизмом (КЩМ), за счет чего его среднее значение становится меньше тока заторможенного якоря.
Частота вращения якоря ЭДВ, а следовательно, и ротора насоса, не регулируется, так как зависит только от приложенного к клеммам ЭДВ напряжения и в незначительной степени от механической нагрузки на ось. Новый электробензонасос БОШ - 0580254 при напряжении 12В может развивать давление на заглушённом выходном штуцере (рис. 4.10, 1) до 7,8 бар. Клапан сброса (рис. 4.10, 18) отторирован на 6,8 бар. При этом элек-тродвигатель насоса вращается с частотой до 100 об/с. Производительность насоса около 1,8 дм3/мин, что значительно выше потребления топлива двигателем внутреннего сгорания в форсированном режиме.Для поддержания требуемого давления в системе и для сброса излишнего бензина обратно в бензобак все системы питания современных ДВС оборудованы обратным бензопроводом и регулятором давления в рабочей топливной магистрали, благодаря чему давление, развиваемое бензонасосом, поддерживается постоянным (для БОШ-0580254 около 6 бар).
Рис.4.11. Принцип действия электродвигателя постоянного тока
В заключение следует сказать несколько слов о неисправностях элект-рических бензонасосов серии БОШ-0580254, о способах их обнаружения и устранения.Электродвигатель бензонасоса отказывает крайне редко. Как уже отмечалось, объясняется это тем, что он работает в режиме интенсивного охлаждения бензином, а также постоянно им промывается.Чаще всего выходит из строя центробежный шиберный гидронагнетатель. За счет перетирания мельчайших твердых частиц, которые попадают в бензобак вместе с бензином, трущиеся части нагнетателя (ротор, статор, донце, крышка и ролики) со временем значительно изнашиваются. При этом осла-бевают уплотнения между ними. Это приводит к потере производитель-ности и падению рабочего давления, развиваемого бензонасосом. Причина такой неисправности заключается в естественном старении насоса и долгое время отчетливо не проявляется. Она может быть обнаружена только на специальном проверочном стенде по падению производительности и развиваемого давления на закрытом выходном штуцере. На работе автомобиля начальное старение бензонасоса сказывается в виде перебоев работы ДВС в переходных режимах. При значительном износе бензонасоса давление в системе питания может упасть настолько, что ДВС перестает запускаться. При неисправности бензонасос начинает работать с повышенным шумом, что может быть признаком не только естественного износа его нагнетателя. Этот же признак характерен и для нагнетателя с сильными задирами трущихся частей, возникающих от твердых абразивных частиц. Такая неисправность чаще всего начинает проявляться зимой как следствие попадания в бензин влаги, из которой образуются кристаллообразные частицы льда. Эти кристаллики совместно с твердыми частицами, попадая в жернова бензонасоса, истирают и даже надирают стенки статора, ротора, а также поверхности роликов нагнетателя до образования на них глубоких раковин. Часто и в направляющих пазах ротора имеются задиры и выработка. Подшипники скольжения электробензонасоса и его клапаны редко изнашиваются раньше трущихся деталей нагнетателя, поэтому главной причиной нарушения нормальной работы электробензонасоса является износ трущихся частей гидронагнетателя. О ремонте. В принципе, бензонасосы серии БОШ-0580254, как и любые другие, ремонту не подлежат и при неисправности требуют замены. Однако практика показала, что при умелом и осторожном вскрытии завальцовки алюминиевого корпуса дальнейшие процедуры восстановительного ремонта бензонасоса не вызывают затруднений, но требует специального оборудования. ______________________________________________________
2.3. Пластинчатые гидромашины.
Пластинчатый насос — это роторно-поступательный насос с рабочими органами (вытеснителями) в виде плоских пластин. Пластинчатые насосы могут быть однократного, двукратного или многократного действия. На рис. 3.12 , а приведена конструктивная схема пластинчатого насоса однократного действия.
Рис. 4.20. Пластинчатые насосы однократного (а) и двукратного (б) действия: 1,3-рабочие камеры; 2-точка точка контакта; 4-ротор; 5-пластина; 6-статор (корпус); 7-паз; 8-пружина; 9-область всасывания; 10-область нагнетания.
В пазах вращающегося ротора 4, ось которого смещена относительно оси неподвижного статора 6 на величину эксцентриситета ( е ), установлены несколько пластин 5 с пружинами 8. Вращаясь вместе с ротором, эти пластины одновременно совершают возвратно-поступательное движение в пазах 7 ротора. Рабочими камерами являются объемы 1 и 3, ограниченные сосед-ними пластинами, а также поверхностями ротора 4 и статора 6. При вращении ротора рабочая камера 1, соединенная с полостью всасывания, увеличивается в объеме и происходит ее запол-нение. Затем она пере-носится в зону нагнетания. При дальнейшем перемещении ее объем уменьшается и происходит вытеснение жидкости (из рабочей камеры 3). Для расчета рабочего объема пластинчатого насоса ( Wo ) может быть использована формула: Wo = к •z• Wк При этом объем рабочей камеры ( Wk ) следует определять в ее крайнем левом положении, т. е. когда она изолирована от полостей всасывания и нагнетания. В этом случае : Wk = L•h•b где h — высота рабочей камеры (h = 2e); L — средняя длина части окружности, ограниченной двумя пластинами; b — ширина плас-тины. Длина ( L ) может быть приближенно определена по диаметру ротора D с учетом толщины пластины ( δ ) и числа пластин ( z ) т. е. L = 3.14•(D- δ) •z. Тогда с учетом вышеописанных формул получим приближенную зави-симость для вычисления рабочего объема пластинчатого насоса: Wo = 2e •3.14•(D- δ)•z •b•k Из анализа последней формулы следует, что для увеличения рабочего объема пластинчатого насоса ( Wo ) при сохранении его габаритов, т. е. размеров D и b, необходимо увеличивать эксцентриситет ( е ). Кроме того, рабочий объем пластинчатого насоса может быть увеличен за счет кратности его работы ( k ), что достаточно широко применяется на практике.На рис.4.20, б приведена конструктивная схема пластинчатого насоса двукратного действия. Внутренняя поверхность такого насоса имеет спе-циальный профиль, что позволяет каждой пластине за один оборот вала дважды производить подачу жидкости. У пластинчатого насоса двукрат-ного действия имеются две области всасывания 9, которые объединены одним трубопроводом, и две области нагнетания 10, также объединенные общим трубопроводом. На практике применяются насосы и с большей кратностью, но их конструкции сложнее, поэтому использование таких насосов ограничено. Для пластинчатых насосов важным является обес-печение герметичности в месте контакта пластины и корпуса (точка 2 на подач пластинчатого насоса рис.4.20, а). В насосах с высокими скоростями это может быть получено за счет центробежных сил. В конструкции, показанной на рис.4.20, а герметичность обеспечивают пружины 8. В не-которых насосах это достигается за счет давления, создаваемого в пазах 7. Насосы могут быть регулируемыми, т.е. иметь переменный рабочий объем. Конструкция пластинчатого насоса однократного действия позволяет из-менять его рабочий объем в процессе работы. Для этого достаточно сделать вал ротора подвижным относительно корпуса. Тогда при смещении ротора 4 влево можно не только уменьшить величину ( e ), а следовательно, пода-чу насоса, но и изменить направление потока жидкости (при е < 0), не меняя направления вращения вала. Для иллюстрации этого на рис.4.21 по-казаны три характерных положения ротора регулируемого пластинчатого насоса.Давления, создаваемые ими, составляют 7... 14 МПа. Частоты вращения пластинчатых насосов обычно находятся в диапазоне 1000... 1500 об/мин. Полные КПД для большинства составляют 0,60...0,85, а объемные КПД — 0,70...0,92.
Рис. 4.21. Схема регулирования прямой (а), нулевой (б) и обратной (в) подач пластинчатого насоса.