Протолитические процессы. Свойства буферных систем
Значение темы:
Изучение темы будет способствовать формированию следующих компетенций ОК-1; ПК-1; ПК-2; ПК-3; ПК-27; ПК-31; ПК-32.
Цель занятия: после изучения темыстудент должен
Знать:
ü физико-химическую сущность процессов, происходящих в живом организме на молекулярном, клеточном, тканевом, органном уровнях;
ü свойства воды и водных растворов;
ü физико-химические методы анализа в медицине (потенциометрический);
ü основные типы химических равновесий (протолитические, гетерогенные, лигандообменные, окислительно- восстановительные) в процессах жизнедеятельности;
ü механизм действия буферных систем организма, их взаимосвязь и роль в поддержании кислотно-основного состояния организма;
Уметь:
ü пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой, сетью Интернет для профессиональной деятельности;
ü прогнозировать направление и результат физико-химических процессов и химических превращений биологически важных веществ;
Вопросы, вынесенные на самостоятельное изучение:
1. Гидролиз солей, (АТФ), константы.
2. Роль гидролиза в биохимических процессах.
3. Лекарственные препараты, используемые для устранения алкалоза и ацидоза.
Вопросы для самоконтроля знаний:
1. Дополните фразы:
2. Гидролиз - …………………..
3. Гидролиз солей - ……………………..
4. Гидролизу по катиону подвергаются соли, образованные катионом……….основания и анионом………….кислоты. Примеры:………………………
5. Гидролизу по аниону подвергаются соли, образованные катионом……….основания и анионом………….кислоты. Примеры:………………………
6. Гидролизу по катиону и аниону подвергаются соли, образованные катионом………. основания и анионом…………. кислоты. Примеры:………………………
7. Гидролизу не подвергаются соли, образованные катионом……….основания и анионом………….кислоты. Примеры:………………………
8. В большей степени гидролизу подвергаются соли с образованием наиболее……………. сопряженной кислоты или(и) сопряженного основания.
9. Используя справочные данные, ответьте, раствор какой из приведенных солей имеет более щелочную реакцию среды: Na2CO3, Na2S, CH3COONa?
10. Приведите структурную формулу АТФ, выделите химические связи, при гидролизе которых выделяется наибольшее количество энергии.
11. Назовите класс ферментов, катализирующих реакции гидролиза.
12. Приведите примеры реакций гидролиза биологических субстратов.
13. Подберите соответствие (на один вопрос может быть несколько ответов)
№ | Название соединения | Вид связи, подвергающейся гидролизу | |
Крахмал | А - | О-гликозидная | |
Сахароза | Б - | N-гликозидная | |
γ-глутамилцистеинилглицин | В - | Сложно-эфирная | |
Фосфатидилхолин | Г - | Карбамидная | |
Триацилглицериды | |||
Гуанозинмонофосфат | |||
Сфингомиелин | |||
АТФ | |||
Цитидин | |||
Пептиды | |||
Гликоген |
14. Приведите примеры лекарственных препаратов, используемых для устранения алкалоза и ацидоза. На чем основан механизм их действия.
Список рекомендуемой литературы:
1 Общая химия./Попков В.А., Пузаков С.А. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2010. –976 с.
2 Общая химия. Биофизическая химия. Химия биогенных элементов. / Под ред. Ю.А. Ершова. - М.: Высшая школа, 2007. – 559 с.
3 Интернет-ресурсы (http://www.chemport.ru/)