Протолитические процессы и равновесия.

Вопросы к защите модулей 4,5,6

Протолитическая теория Бренстеда и Лоури.

1.1. Дайте определение кислотам Бренстеда. Укажите типы кислот, приведите примеры. Для написанных вами кислот укажите сопряженные основания.

1.2. Дайте определение основаниям Бренстеда. Укажите типы оснований, приведите примеры. Для написанных вами оснований укажите сопряженные кислоты.

1.3. Объясните, что такое амфолиты согласно теории Бренстеда и Лоури на примере воды и гидрокарбонат-аниона.

1.4. Объясните, что такое амфолиты согласно теории Бренстеда и Лоури на примере аминоуксусной кислоты (глицина) и гидрофосфат-аниона.

1.5. Что такое водородный показатель рН, выведите его, исходя из ионного произведения.

1.6. Перечислите типы протолитических реакций, приведите пример реакции ионизации, укажите сопряженные кислотно - основные пары.

1.7. Перечислите типы протолитических реакций, приведите пример реакции нейтрализации, укажите сопряженные кислотно - основные пары.

1.8. Напишите протолитические реакции гидролиза по катиону и по аниону, укажите сопряженные кислотно - основные пары.

1.9. Гидрокарбонат-анион - это амфолит, проявляет свои кислотно-основные свойства в присутствии воды. Напишите реакции взаимодействия его с водой, укажите сопряженные кислотно - основные пары.

1.10. Укажите характер среды в растворах следующих соединений:

а) в растворе питьевой соды NaHC03

б) в растворе аммиака NH3 . Н20

в) в растворе нитрата бария Ba(N03)2

г) в дистиллированной воде

Протолитические процессы и равновесия.

2.1 Укажите реакцию среды водного раствора содержащего:

а) гидросульфит натрия

б) гидрофосфат натрия

в) дигидрофосфат калия

г) нитрат аммония

1.11. Дайте определение понятию «буферная система». Приведите примеры катионной и анионной буферной систем.

1.12. Выведите рН буферных систем на примере гидрокарбонатного буфера (уравнение Гендерсона-Гассельбаха). Объясните, от каких факторов зависит рН буферного раствора.

1.13. Что называют буферной емкостью раствора? От каких факторов она зависит? Как экспериментально определяют буферную емкость (принцип метода и расчетные формулы). Зона буферного действия.

1.14.Назовите буферные системы организма и укажите их состав.

1.15. Перечислите буферные системы, функционирующие в цельной крови и плазме. Приведите сравнительную характеристику их емкости.

1.16. Приведите состав гидрокарбонатной буферной системы и покажите механизм ее действия.

1.17. Как называются состояния, характеризующиеся отклонением значения рН крови от нормы? Объясните, почему большинство буферных систем организма имеет буферную емкость по кислоте больше, чем по основанию?

1.18.Щелочной резерв крови, рН крови в норме и при патологии.

1.19. Ацидоз, виды и причины возникновения.

1.20. Алкалоз, виды и причины возникновения.

1.21. У больного жалобы на усиление количества выделяемой мочи (полиурия). Обследование показало увеличение сахара крови, количества кетоновых тел, рН крови имеет значение 7,3. Охарактеризуйте кислотно-основное состояние крови и назовите симптомы какого заболевания названы. (Ответ: Метаболический ацидоз, сахарный диабет)

1.22. Что является причиной падения значения рН крови при недостатке кислорода в крови и тканях новорожденного? ( Ответ: Особенностью асфиксии у детей периода новорожденное™ является быстрое развитие метаболического ацидоза за счет накопления лактата и других недоокисленных продуктов обмена, вследствие задержки дыхания).

1.23. При менингите у детей (менингит - воспаление мозговых оболочек разной этиологии) и при истерии у взрослых, наблюдается частое дыхание, головокружение, в конечном счете, может произойти потеря сознания. Как изменяется при этом кислотно-основное состояние организма? Как смещается рН крови? (Ответ: Наблюдается дыхательный алкалоз, т.е. увеличивается гипервентиляция легких, которая способна за несколько минут поднять рН крови до 7,65)

Вследствие рвоты и диареи произошло падение рН крови до 7, 59. Охарактеризуйте кислотно-основное равновесие крови больного. Чем вызван сдвиг рН? (Ответ: Это метаболический алкалоз, за счет рвоты и диареи, при которых теряется большое количество кислых веществ и накапливается большое количество щелочных).

Наши рекомендации