О п ы т 7. Получение солей взаимодействием оснований с кислотными оксидами

1. Положите кусочек оксида кальция в фарфоровую чашку, добавьте в нее 5-10 см3 дистиллированной воды и 2-3 капли индикатора-фенолфталеина. Раствор тщательно перемешайте стеклянной палочкой. Выразите химическим уравнением происходящую реакцию. К какому классу соединений относится образовавшийся продукт.

2. Профильтруйте полученный раствор в чистую пробирку. Опустите

в пробирку стеклянную трубку и осторожно продуйте через нее изо рта выдыхаемый газ до исчезновения окраски. Выразите химическим уравнением происходящую реакцию.

О п ы т 8. Взаимодействие кислот с металлами

В чистую пробирку налейте 3-5 мл разбавленной соляной кислоты и опустите в пробирку кусочек металлического алюминия. Что наблюдается?

Какой газ выделяется? Выразите химическим уравнением взаимодействие алюминия с кислотой. К какому классу соединений можно отнести полученный продукт?

О п ы т 9. Взаимодействие солей

В пробирку налейте 2-3 мл раствора сульфата натрия и прибавьте в нее 2-3 мл раствора хлорида бария. Что наблюдаете? Выразите химическим уравнением происходящую реакцию.

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение понятиям: атом, элемент, молекула, простое и сложное вещество.

2. Из каких частиц состоит атом? Почему атом нейтрален? Какие частицы определяют химические свойства атома?

3. В чем заключается физический смысл порядкового номера элемента?

4. Чем обусловлена периодическая повторяемость свойств элементов?

5. Что такое электроотрицательность элемента?

6. Что такое степень окисления?

7. По каким правилам определяются степени окисления элементов в соединениях?

8. Какие элементы образуют простые катионы и анионы?

9. Какие общие правила лежат в основе написания химических формул и названий неорганических соединений?

10. Почему некоторые неорганические соединения (соли) содержат неравные количества катионов и анионов?

11.Какие основные правила (алгоритм) лежат в основе составления формул химических соединений?

12.Что понимают под классификацией неорганических соединений?

13.Что такое оксиды? Классификация оксидов.

14. Назовите химические свойства основных, амфотерных и кислотных оксидов.

15. Дайте определение кислот и оснований с позиций теории электролитической диссоциации (по Аррениусу).

16. Дайте определение кислот и оснований в соответствии с представлениями Бренстеда и Льюиса.

17. Что такое основность кислоты и кислотность основания?

18. Химические свойства кислот и оснований.

19. Дайте определение солям. Типы солей. Перечислите основные химические свойства солей.

20. Что такое генетическая связь основных классов неорганических соединений? Приведите примеры, подтверждающие зависимость свойств элементов образующих эти соединения.

21. Перечислите основные закономерности периодических изменений химических элементов и их соединений?

Упражнения

1. Из перечисленных ниже веществ отметьте сложные вещества, назовите их. Объясните Ваш выбор.

H2, CuO, H2O, Na2S, NH3, KNO3, Fe, Cl2, AgCl, C, NaOH, H2S.

2. К какому классу неорганических соединений относится каждое из перечисленных ниже веществ? Назвать их.

ZnO, CaCO3, H3PO4, CO2, AlF3, CaO, CuCl2, Mg(HS)2, CaOHCl, Mg(OH)2, Ca(HCO3)2, HgS

3. Запишите химические формулы следующих соединений: 1)нитрат магния, 2) хлорид олова(II), 3) карбонат бария, 4) фторид хрома(III), 5) сульфат цинка, 6) нитрат алюминия, 7)гидрокарбонат натрия, 8) дигидроксосульфат алюминия.

4. Какова степень окисления азота в каждом из следующих молекул или в ионах: NH3, N2H4, NO, NO2, NO2-, NO3-.

5. Какие из оксидов, формулы которых CaO, SO2,CuO, BaO, P2O5, Al2O3, CO, K2O, Fe2O3, SO3, будут реагировать: а) с щелочью NaOH, б) с соляной кислотой HCl, в) с водой при обычных условиях, и что при этом образуется? Напишите уравнения возможных реакций.

6. Укажите валентность или степени окисления основных и кислотных остатков, входящих в состав солей, формулы которых MgBr2, Ca3(PO4)2, KMnO4, Na2CO3, Fe(NO3)2, Al2S3, PbCl4, KI, CrOHCl2, CaHPO4, (CaOH)2CO3, Ca(H2PO4)2.

7. Вывести ангидриды следующих кислот: H2SO4, H2SiO3, H2CO3, H3PO4, HMnO4, HNO3, HClO4, HNO2.

8. Напишите формулы амфотерных гидроксидов, образованных двухвалентным и трехвалентным металлами и составьте уравнения реакции взаимодействия их с кислотой и щелочью.

9. Напишите уравнения реакций превращения кислых и основных солей в средние: Ca(HCO3)2, NaH2PO4, CaHPO4, CuOHCl, (ZnOH)2SO4, Fe(OH)2NO3.

10. Закончить уравнения реакций

Cu +HNO3

Zn + H2SO4

Fe + H2SO4

11. Напишите уравнения реакций, при помощи которых можно осуществить следующие превращения:

BaO →Ba (OH)2→ BaCl2 → BaSO4

Zn →Zn (OH)2→ ZnOHCl → ZnCl2

Cu→ CuO→ Cu (OH)2 →CuO →Cu

Наши рекомендации