Тема 5.6. МАТРИЧНЫЙ БИОСИНТЕЗ БЕЛКА

Вопросы для самоподготовки

1. Дайте определение термину «генетический код».

2. Назовите основные свойства генетического кода.

3. Что такое триплетность генетического кода?

4. Что такое неперекрываемость генетического кода?

5. Что такое универсальность генетического кода?

6. Что такое вырожденность генетического кода?

7. Что понимается под термином «трансляция»?

8. Назовите особенности, отличающие трансляцию от других матричных биосинтезов – репликации и транскрипции.

9. Назовите структурные компоненты клетки, с которыми связан процесс трансляции.

10. Перечислите виды РНК, участвующие в биосинтезе белка.

11. Охарактеризуйте роль м-РНК в процессе трансляции.

12. Что понимают под адапторной функцией т-РНК?

13. Сколько различных т-РНК содержится в клетке?

14. Назовите особенности строения т-РНК, обусловливающие ее адапторную функцию.

15. Напишите суммарное уравнение образования аминоацил-т-РНК.

16. Охарактеризуйте значение аминоацил-т-РНК-синтетаз.

17. Что такое кодон и антикодон?

18. Назовите кодоны, являющиеся инициирующими.

19. Назовите основные этапы трансляции.

20. Что представляет собой инициирующий комплекс?

21. Сколько кодонов и-РНК может быть связано с рибосомой одновременно?

22. Охарактеризуйте фазы процесса элонгации.

23. Что является сигналом для окончания «считывания» генетической информации при трансляции?

24. Назовите роль рибосом и полисом в процессе трансляции.

25. Назовите этапы трансляции, на которых расходуется энергия.

26. Дайте определение гена.

27. Дайте определение цистрона.

28. Дайте определение оперона.

29. Нарисуйте схему строения оперона прокариот.

30. Механизм индукции синтеза белка.

31. Механизм репрессии синтеза белка.

32. Охарактеризуйте посттрансляционную модификацию белков.

33. Назовите лекарственные препараты, являющиеся ингибиторами синтеза белка.

Вопросы, задачи и упражнения для самоконтроля

1. Последовательность нуклеотидов ДНК, кодирующая положение аминокислотных остатков в полипептидной цепи, называется ____________________.

2. Участок ДНК, кодирующий образование м-РНК, называется _____________.

3. Последовательность из трех соседних нуклеотидов м-РНК, определяющих положение аминокислотных остатков в полипептидной цепи, называется ______________________.

4. Последовательность из трех нуклеотидов т-РНК, комплементарная триплетам м-РНК, кодирующим положение определенной аминокислоты в полипептидной цепи, называется ____________________.

5. Совокупность всех генов организма называется ___________________.

6. Ферментативный процесс, при котором генетическая информация полинуклеотидной цепи м-РНК определяет последовательность аминокислотных остатков в синтезирующейся полипептидной цепи, называется _____________.

7. Участок полинуклеотидной цепи ДНК, связывающийся с белком-репрессором и регулирующий транскрипцию, называется _______________.

8. Схематическая запись последовательности расположения генов в хромосоме называется ___________________.

9. Изменения положения генов в хромосоме носят название ________________.

10. Наращивание новообразующейся полипептидной цепи на рибосомах называется ___________________.

11. Заполните таблицу «Свойства биологического кода».

Название Характеристика
   

12. Заполните таблицу «Основные компоненты белоксинтезирующей системы и их функции в процессе трансляции».

Необходимые компоненты Функции
   

13. Заполните таблицу «Матричные процессы».

Процесс Репликация Репарация Транскрипция Трансляция
Субстраты        
Источники энергии        
Ферменты        
Кофакторы        
Направление синтеза новых цепей        
Локализация процесса        
Характеристика продукта        

14. Напишите реакцию образования Тре-т-РНКтре. Укажите название и класс фермента. Буквами изобразите строение антикодона и отметьте 5’- и 3’-концы.

15. Выберите наиболее полный ответ. Биологический код – это:

1. порядок чередования нуклеотидов ДНК;

2. порядок чередования нуклеотидов РНК;

3. способ записи первичной структуры белка с помощью последовательности нуклеотидов м-РНК и ДНК;

4. набор генов, определяющий фенотипические признаки;

5. триплет нуклеотидов, кодирующий одну аминокислоту.

16. В ходе посттрансляционной достройки полипептидные цепи могут:

1. фосфорилироваться;

2. образовывать олигомеры;

3. подвергаться частичному протеолизу;

4. гидроксилироваться;

5. соединяться с простетическими группами.

Литература

1. Николаев А.Я. Биологическая химия. – М.: Высшая школа, 1989. – С. 92-113.

2. Николаев А.Я. Биологическая химия. – М.: Высшая школа, 2001. – С. 92-113.

3. Березов Т.Т., Коровкин Б.Ф. Биологическая химия. – М.: Медицина, 1990. – С. 77-89, 377-387.

4. Березов Т.Т., Коровкин Б.Ф. Биологическая химия. – М.: Медицина, 1998. – С. 97-111, 478-495.

5. Задания для самостоятельной работы студентов лечебного и медико-профилактического факультетов.

6. Тестовые задания по биохимии.

7. Лекционный материал.

8. Лабораторная работа. Алейникова Т.В., Рубцова Г.В. Руководство к практическим занятиям по биологической химии. – М.: Высшая школа, 1988. – С. 94.

ВОПРОСЫ К ИТОГОВОМУ ЗАНЯТИЮ.

Наши рекомендации