Исходный уровень знаний и умений
Учащийся должен знать:
1. Строение, свойства, значение важнейших дисахаридов лактозы, мальтозы.
2. Строение, свойства, значение крахмала, гликогена.
Учащийся должен уметь:
1. Выполнять качественные реакции на обнаружение лактозы, мальтозы, крахмала
Структура занятия.
1. Теоретическая часть:
1.1. Повторение теоретического материала по теме «Химия углеводов».
1.2. Вводное слово преподавателя.
Качественные реакции на углеводы позволяют определить их присутствие в различных биологических жидкостях и провести дифференциацию моно-, ди- и полисахаридов. В клинической лабораторной практике этими реакциями пользуются для обнаружения в моче моно- и дисахаридов.
2. Указания к занятию:
2.1. Внимательно изучите инструкцию.
2.2. Прочитайте и осмыслите ход выполнения лабораторных работ.
2.3. Соблюдайте меры безопасности при работе с нагреванием на спиртовке, при работе с кислотами и щелочами.
2.4. При работе с пипетками пользуйтесь резиновой грушей с переходником.
Практическая часть.
3.1. Лабораторные работы. Обнаружение лактозы, мальтозы, крахмала в предложенных растворах.
Лабораторная работа № 1:
Обнаружение лактозы и мальтозы в моче.
Принцип метода: Лактоза и мальтоза с аммиаком в щелочной среде образуют при нагревании окрашенные соединения.
Реактивы: 1) аммиак водный, концентрированный; 2) 20% раствор КОН; 3) моча; 4) 1% раствор лактозы; 5) 1% раствор мальтозы.
Ход работы:
1.1.В 3 пробирки: 1-ю – внести 5 мл мочи, 2-ю – 5 мл раствора лактозы, 3-ю – 5 мл раствора мальтозы и прибавить во все пробирки по 2,5 мл раствора аммиака, по 0,2 мл КОН и нагреть на водяной бане 30 минут при 60°С.
При наличии лактозы через несколько минут появляется коричневая окраска, при наличии мальтозы – красное окрашивание.
В моче здорового человека лактоза и мальтоза не обнаруживается.
1.2. В 2 пробирки: 1-ю – внести 2,5 мл мочи + 2,5 мл лактозы, во 2-ю – 2,5 мл мочи + 2,5 мл мальтозы и прибавить в обе пробирки по 1,5 мл раствора NН3, по 0,1 мл КОН и нагреть на водяной бане 30 минут при 60°С.
Отметить результаты.
Лабораторная работа № 2: Обнаружение крахмала.
Принцип метода: Крахмал с раствором йода образует окрашенное соединение синего цвета.
Реактивы: 1) 1% раствор крахмала; 2) йод, 1% раствор в 2% растворе йодида калия.
Ход работы:
2.1. В пробирку наливают 10 капель раствора крахмала и добавляют 1-2 капли йода. Наблюдается ярко-синее окрашивание.
Реакцией пользуются для выявления активности ферментов, гидролизующих крахмал.
3.2. Оформление результатов в рисунках. Выводы.
Материалы закрепления знаний. Формирование умений и навыков.
4.1. Изучение инструкции.
4.2. Выполнение лабораторных работ.
4.3. Наблюдения. Результаты.