Система диспетчеризации службы ЖЭК.

Доказано, что несмотря на выполнение плановых мероприятий технического обслуживания и ремонта жилищного фонда в зданиях неизбежны случайные отказы, интенсивность которых в течение второгопериода эксплуатации постоянна.

Для устранения указанных отказов в составе ре­монтно-эксплуатационных подразделений создаются аварийно-диспетчерские службы.

В зависимости от числа рабочих, занятых на вы­полнении работ по поступающим заявкам, а также от объема обслуживаемых элементов диспетчерские службы подразделяются на открытые и замкнутые.

К открытым диспетчерским службам относятся та­кие, поток заявок для которых формируется достаточ­но большим числом обслуживаемых объектов (не ме­нее 25).

При обслуживании ограниченного числа элементов или инженерных систем диспетчерская служба отно­сится к классу закрытых (замкнутых).

В зависимости от числа рабочих, выполняющих ра­боты по устранению возникающих неисправностей, диспетчерские службы могут быть одноканальными (при одном рабочем) и многоканальными.

Задача аварийно-диспетчерского обслуживания сво­дится к выполнению работ по устранению неисправно­стей и аварий в сроки, продолжительность которых не более заданной нормативами и исключает образова­ние бесконечной очереди заявок на их выполнение. Это достигается путем расчета наиболее рационально­го числа рабочих (каналов) и повышения интенсивности труда за счет механизации работ.

Очередь возникает, если:

производительность труда рабочих (пропускная способность каналов) не соответствует интенсивности поступления заявок; требования на выполнение работ по устранению неисправностей поступают нерегулярно.

Принимая средние величины, характеризующие диспетчерскую систему, можно обеспечить такие ус­ловия ее работы, когда пропускная способность кана­лов будет соответствовать нагрузке на систему в ши­роком временном интервале.

В расчетах при определении указанных выше па­раметров учитывают ограничения продолжительно­сти выполнения заявок в соответствии с требования­ми правил и норм эксплуатации жилищного фонда, а также других гражданских зданий.

В условиях диспетчерских служб ремонтно-эксплуатационных организаций на каждый вид работ в зависимости от интенсивности поступления заявоки интенсивности выполнения работ по этим заявкам назначают среднее число рабочих в смену. Они долж­ны выполнять необходимые ремонтно-строительные ра­боты в предельно допустимые сроки, соответствующие утвержденным нормативам.

Практические расчеты диспетчерских служб выпол­няют для двух случаев:

диспетчерская состоит из конечного числа рабочих (каналов); каждый рабочий выполняет работы по од­ной заявке; очередная заявка, поступившая в момент, когда все рабочие (каналы) заняты, становится в оче­редь и ожидает своего выполнения; поток заявок фор­мируется конечным числом обслуживаемых объек­тов (замкнутая диспетчерская система); если по характеру работ данный вид неисправностей может вы­полнять звено (бригада), то в качестве канала высту­пает не один рабочий, а звено (бригада); диспетчерская система состоит из конечного числа обслуживающих каналов; очередная заявка, поступив­шая в момент, когда все рабочие (звенья) заняты вы­полнением работ по ранее поступившим заявкам, ста­новится в очередь и ожидает обслуживания; число об­служиваемых объектов не ограничено (открытая диспетчерская система).

Как для первого, так и для второго случая диспет­черская может быть укомплектована одним рабочим (одним звеном) - одноканальная система и несколь­кими рабочими (звеньями) - многоканальная система.

Большее распространение получили открытые дис­петчерские системы, в которых число обслуживаемых объектов не ограничено, а число рабочих рассчитыва­ют исходя из требования выполнения работ на объ­ектах, имеющих неисправности, в течение времени, не превышающего допустимого.

Рассмотрим порядок расчета параметров открытых диспетчерских систем.

Как и в первом случае, предполагается, что поток заявок в диспетчерскую систему является простейшим, т. е. обладает тремя основными свойствами: ординар­ностью (за весьма малые промежутки времени веро­ятность поступления более одной заявки весьма ма­ла); стационарностью (число поступающих заявок в диспетчерскую не зависит от момента отсчета вре­мени, а зависит только от длины временного интерва­ла); отсутствием последствий (вероятность поступле­ния заявок за рассматриваемый промежуток времени не зависит от того, поступали ли ранее заявки).

Открытые диспетчерские системы, которые получи­ли наибольшее распространение в эксплуатационных организациях, как правило, комплектуются счетным числом рабочих, которое удовлетворяет требованию ограничения на продолжительность обслуживания каждой поступающей заявки. При этом должно быть исключено образование бесконечной очереди.

Для устранения неисправностей, требующих при­менения крупных механизмов и специального оборудо­вания (сварочные аппараты, землеройные машины, краны, автокомпрессоры и др.), создают централизо­ванные аварийно-восстановительные подразделения, оснащенные соответствующими машинами и механиз­мами, расчет числа которых выполняют по приведен­ным ранее формулам, но в этом случае в качестве ка­налов принимают соответствующие машины и меха­низмы с их производительностью в единицу времени (интенсивность выполнения работ по заявкам).

Руководители ремонтно-эксплуатационных органи­заций обязаны осуществлять постоянный контроль за своевременным выполнением заявок, принимать опе­ративные меры к устранению возникающих аварий и неисправностей, культурному обслуживанию насе­ления.

Старший диспетчер или дежурный мастер аварий­но-диспетчерской службы должен ежедневно в пись­менной форме докладывать руководителю соот­ветствующей ремонтно-эксплуатационной организации о числе поступивших и выполненных заявок, а так­же о принятых мерах к выполнению работ по заявкам, которые на момент доклада находятся на исполнении.

Для оперативного устранения аварий и неисправ­ностей в диспетчерских службах должны иметься схе­мы инженерных коммуникаций и внутридомовых си­стем с указанием мест установки отключающих устройств (задвижек, кранов, рубильников и др.). На случай крупных аварий аварийно-диспетчерские под­разделения составляют мобилизационные планы со схемой привлечения дополнительных материальных и трудовых ресурсов. Эти планы должны периодиче­ски уточняться.

Литература.

1. Порывай Г.А. Техническая эксплуатация зданий. Стройиздат 1990

2. Комков В.Л., Рощина С.И., Тимахова Н.С. Техническая эксплуатация зданий и сооружений: М.: ИНФРА-М, 2005.

Наши рекомендации